Поделиться
Летом этого года мы запустили медиапроект «Социальные инвестиции юга России», который должен был ответить на некоторые из этих вопросов, а также поддержать тех, кто занимает активную социальную позицию. Проект был поддержан банком «Центр-инвест» и компанией «Амвэй». Признаемся, что ожидания наши были скромными. Мы думали, что если, объявив конкурс лучших социальных проектов Юга, соберём хотя бы 25 заявок, у нас уже будет неплохая галерея проектов и представление о происходящем. Реальность превзошла ожидания — мы собрали 66 заявок по восьми номинациям. Конечно, речь не идёт о том, что картографирование социальной активности региона завершено. Конкурс — дело добровольное, но для начала разговора результат более чем достаточен. Мы точно можем сказать: социальных проектов на юге России много даже в первом приближении. Можно попытаться дать ориентир по порядку сумм, которые вкладываются в социальные проекты. Данные о стоимости проектов, реализованных на Юге в течение 2013–2014 годов, нам предоставили по 36 проектам из 66 — они потянули на 378 млн рублей. По меркам промпредприятий деньги небольшие, но социальные проекты, как правило, трудно измерять только деньгами, — нужно учитывать и адресность, и организаторские вложения, и готовность работать в сферах, где каждый рубль важен. Например, для культурных проектов 1 млн рублей — приличный бюджет. При этом нам ясно, что подводная часть социальной активности остаётся ещё очень значительной. Во многие организации мы звонили сами — и они принципиально отказывались подавать заявки. Далеко не все инициаторы готовы выходить в публичное поле.
Далее: теперь мы можем сказать, что главными действующими лицами в этой сфере являются коммерческие предприятия, которые социальную активность понимают несколько шире, чем обязаны понимать по закону. Более того, активность бизнеса в социальной сфере сегодня такова, что на неё давно пора обратить внимание и региональным властям, и журналистам. Ведь речь идёт фактически об инвестировании в те сферы, в которых государству пока не удаётся добиться уровня, необходимого иногда даже для минимального качества жизни. Бизнес строит детские и спортивные площадки, занимается благоустройством городских пространств, убирает мусор. Мы видим, что бизнес много делает в таких направлениях, как работа с волонтёрами, сбор донорской крови, организация общения для пожилых людей, тематических фестивалей и полевых лагерей. Идёт работа с самыми разными аудиториями — школьники, студенты, семьи, с незащищёнными слоями населения — сироты, инвалиды, пенсионеры. Бизнес поддерживает образовательные проекты, занимается историей южных городов, обучает предпринимательской деятельности, пытается гармонизировать межэтнические отношения, развивать публичные коммуникации, реализует культурные инициативы, осваивает социальное предпринимательство. Всё это — прямые вложения в качество нашей повседневной жизни. Пора заметить эту деятельность и оценить её по достоинству. Первый год проекта «Социальные инвестиции юга России» завершится большой конференцией, которая состоится в Ростове 5 декабря — там будет презентован ряд проектов, а главное — встретятся те, кто проекты реализует, и те, кто их поддерживает.