Развязки «крымского узла»

188
3 минуты
Развязки «крымского узла»

Не дожидаясь окончания украинского политического кризиса, российские госкомпании одна за другой заявили серию проектов по созданию инфраструктуры, связывающей Россию с Крымом в обход Украины. В дополнение к проекту строительства Керченского моста стоимостью 3 млрд долларов, рамочное соглашение по которому было достигнуто с президентом Украины Виктором Януковичем ещё несколько лет назад, был заявлен ряд новых инициатив с целью полноценного включения полуострова в российские инфраструктурные артерии.

Первый из таких проектов в конце марта предложили осуществить «Российские железные дороги» в лице вице-президента ОАО «РЖД» Вадима Морозова (на фото). Строительство участка железной дороги Прохоровка — Журавка — Чертково — Батайск, по замыслу РЖД, должно спрямить дорогу на юг и соединить Крым с основной частью России. Проект, в частности, предполагает строительство упреждающими темпами участка Журавка — Чертково, поскольку сейчас часть этого отрезка, соединяющего Воронежскую и Ростовскую области, проходит по территории Украины.

Справедливости ради стоит отметить, что эта инициатива не нова. В 2007–2008 годах РЖД уже проводили соответствующие проектно-изыскательские работы по организации скоростного пассажирского движения по направлению Москва — Адлер со строительством обходов Украины Прохоровка — Журавка и Журавка — Чертково. Теперь реализация идеи по исключению «слабого звена» на южном направлении получила дополнительный импульс. РЖД уже выступили с просьбой сдвинуть на два года график выделения бюджетных средств на проект реконструкции участка от станции имени Максима Горького в Волгоградской области через Котельниково и Тихорецк до Крымска с обходом Краснодара, чтобы до 2018 года закончить основные работы по обходу Украины. Стоимость проекта оценивается в 45–60 млрд рублей, а в целом организация обхода в направлении Крыма может стоить 174 млрд рублей.

Ещё один крупный проект заявил «Газпром», предложивший проложить газопровод в Крым (до Севастополя). Сообщение об этом опубликовала газета «Ведомости» со ссылкой на представителя Минэнерго РФ. Стоимость проекта может составить около 1 млрд долларов при протяжённости около 400 км (от Краснодара), однако в случае строительства трубопровода от Анапы параметры проекта могут быть существенно изменены — до 300 млн долларов и 100 км. Предполагаемая мощность газопровода — около 10 млрд кубометров в год.

Собственное потребление газа Крымом на данный момент составляет всего около 1,65 млрд кубометров и частично обеспечивается добычей местного «Черноморнефтегаза» с шельфов Азовского и Чёрного морей. В 2014 году добычу планировалось довести до 2,42 млрд кубометров, что, с учётом газификации Крыма, должно было удовлетворить его потребности в газе на 100%. Эти планы уже в 2014 году подтвердил первый заместитель министра республики Крым по топливу и энергетике Вадим Жданов. Ранее, с учётом полной газификации Крыма, на перспективу закладывалась необходимость в добыче 4 млрд кубометров в год для удовлетворения потребностей полуострова, однако украинское правительство рассчитывало на возможности добычи с черноморского шельфа до 9 млрд кубометров топлива в год, в том числе и для снижения зависимости от российского экспорта.

Сейчас проект строительства газопровода связывается в первую очередь с необходимостью создания в Крыму независимой электрогенерации. Крым ежегодно потребляет около 1200 МВт электроэнергии, между тем собственные теплоэлектростанции региона производят около 300 МВт, так что основным источником электроэнергии на полуострове до сих пор являлась Запорожская АЭС. В контексте планов развития полуострова уже под российским флагом, в частности, по созданию в Крыму особой экономической зоны, забота об энергетической и инфраструктурной независимости от Украины может стать одной из первостепенных задач региона.

Крымские инициативы российских монополий были предсказуемо негативно встречены рядом представителей общественности, заподозривших инфраструктурные компании в очередной попытке пролоббировать многомиллиардные проекты. Однако для юга России их реализация окажется безусловным плюсом, поскольку это реальный шанс восполнить просевшие после завершения олимпийских строек в Сочи инвестиции в инфраструктуру. Министр транспорта РФ Максим Соколов уже заявил, что присоединение Крыма и Севастополя к России «заставляет по-другому смотреть на уже обновлённую Транспортную стратегию РФ до 2030 года с точки зрения использования транзитного и экспортного потенциала в регионе Азово-Черноморского бассейна».

  • Комментарии
Загрузка комментариев...