Рост вернётся через год

92
15 минут
Рост вернётся через год

Губернатор Краснодарского края Александр Ткачёв признаёт, что регион вступил в период понижения темпов экономического роста. Но он считает, что уже в 2015 году начнётся оживление — локомотивами выступят промышленность и инфраструктура

— Сегодня главный вопрос для Кубани — как должна выглядеть стратегия экономического развития на постолимпийский этап? Как бы вы охарактеризовали период, в который вступает сейчас регион?

— Олимпиада дала Кубани мощный импульс для социальных и экономических изменений. Только с 2009 по 2012 годы в экономику края было привлечено около 2,5 триллиона рублей инвестиций, из них свыше 900 миллиардов — олимпийской направленности. За эти годы валовый региональный продукт края вырос на 15,4 процента, это выше среднероссийского прироста, который составил 12,5 процента.

Сегодня наблюдаются естественные тенденции снижения темпов роста во многих секторах экономики, связанные с завершением олимпийской стройки. Но, по мнению экспертов, уже с 2015 года кривая экономического роста вновь поползёт вверх. Поэтому в среднесрочной перспективе мы ориентируемся на перелом экономической динамики — от замедления к ускорению развития.

Начиная с 2015 года на рост ВРП края будет оказывать влияние ввод ряда предприятий металлургической промышленности, нефтепереработки, машиностроения, стройиндустрии, инфраструктурных проектов — в первую очередь расширение портовых терминалов и дорожное строительство. Планируется, что к 2016 году объём ВРП края возрастёт на 8,8 процента к уровню 2012-го.

Чтобы после Игр жизнь в крае не остановилась, основной упор стратегии социально-экономического развития до 2020 года сделан на дальнейшую диверсификацию экономики. Главные векторы программы — улучшение делового климата, развитие промышленной, энергетической, транспортной инфраструктуры, строительного комплекса. Как показывает практика, положительный эффект, который оказывают Олимпийские игры на экономику и социальную сферу региона, в полной мере проявляется через три–пять лет после их проведения.

— Что нужно сегодня дорабатывать в деятельности по привлечению инвестиций? Кажется, что в последние годы приоритетом было всё-таки управление большой государственной стройкой.

— Наш регион с начала двухтысячных встал на инвестиционный путь развития. В крае создан и работает чёткий алгоритм инвестиционной работы, увязанный со стратегией экономического развития всего региона и каждого нашего муниципалитета. Его главные составляющие — комфортный бизнес-климат, законодательно закреплённая система преференций и льгот для инвесторов, максимально проработанные инвестиционные предложения и отлаженная система проектного сопровождения. Как результат, наш край сегодня — один из самых привлекательных для вложений российских регионов. Уже по итогам первого полугодия 2013 года в инвестиционном рейтинге Минрегиона РФ Кубань занимает первую строчку.

Одним из мощных инструментов дальнейшего развития региональной экономики является формирование экономических кластеров — агро-пищевого, винодельческого, туристско-рекреационного и портового. Кроме того, существенным потенциалом для привлечения инвестиций обладает создаваемый в крае кластер металлургической промышленности, а также производство строительных материалов. Ещё одна мощная точка роста — создание в крае сети промышленных парков. В настоящее время мы активно прорабатываем две промышленные площадки — это Северная промзона в Армавире и Восточная промзона в Краснодаре. К 2017 году в крае планируется создать целую сеть промпарков с разной специализацией — от выпуска сельхозмашин и строительной техники до предприятий полного цикла переработки сельхозсырья и производства продуктов питания.

— Планы по формированию ряда промкластеров заявлялись уже несколько лет назад. В частности, говорилось о создании деревообрабатывающего кластера в Апшеронском районе, металлургических кластеров в Армавире и Абинске, Восточной промзоны в Краснодаре. В какой стадии находятся эти проекты?

— В Апшеронском районе близится к финалу реализация инвестиционного проекта создания производства плит МДФ и изделий из МДФ на базе ЗАО «ПДК “Апшеронск”». Ввод предприятия в эксплуатацию планируется в первом квартале 2014 года. Общий объём инвестиций превышает 9,7 миллиарда рублей. После выхода на проектную мощность ПДК «Апшеронск» станет третьим по величине российским производителем плит МДФ и ламинированных напольных покрытий и сможет занять до 10 процентов российского рынка МДФ, а по уровню технологической оснащённости производства превратится в лидера отрасли. Этот проект знаменует собой выход кубанской деревообработки на качественно новый уровень. Будет решена проблема вовлечения в хозяйственный оборот низкосортной дровяной древесины, доля которой в лесах Кубани доходит до 50 процентов. Ожидается, что ввод в эксплуатацию предприятия даст мощный импульс развитию мебельной промышленности Кубани: мебельщики всего ЮФО будут обеспечены высококачественным плитным материалом. Проект станет отправной точкой для создания в крае кластера предприятий по производству мебели.

Что касается развития Абинского района, то в июле 2010 года была введена в эксплуатацию первая очередь электрометаллургического завода. Это послужило началом формирования в районе металлургического кластера. Инициатором возведения завода выступило главное металлургическое предприятие Краснодарского края — «Новоросметалл». Основным видом продукции является строительная арматура диаметром сечения от 8 до 32 миллиметров, мощность производства 500 тысяч тонн в год. В июле запущена вторая очередь. Общий объём инвестиций в проект по строительству двух очередей составил 11,5 миллиарда рублей, создано более 1600 рабочих мест. В ближайших планах собственников — возведение третьей очереди. Современное металлургическое производство в Абинском районе послужит точкой роста для образования на Кубани целого кластера, в который войдут более 20 малых предприятий, использующих продукцию завода в качестве сырья. В крае будут производиться разнообразные металлические изделия: сетка, гвозди, проволока, машиностроительный крепёж и прочее.

Ещё одной составляющей кластера станет Армавирский электрометаллургический завод. На предстоящем форуме в Сочи администрации Краснодарского края, Армавира и инвестор подпишут соглашение о его строительстве. Реализация проекта предполагается в два этапа, с 2013 по 2015 год, его общая стоимость составит порядка 3,5 миллиарда рублей. Завод даст 480 новых рабочих мест, проектная мощность составит 450 тысяч тонн продукции в год. Это позволит удовлетворить существующий среди строительных и машиностроительных предприятий региона спрос на металлургические изделия. Ввод завода создаст все условия для формирования на территории промышленной зоны Армавира многопрофильного индустриального парка.

Не меньшую значимость для региона имеет создание индустриального парка на территории Восточной промышленной зоны в Краснодаре. Край уже получил из федеральной собственности земли для объектов инженерной инфраструктуры, которые будут обслуживать данный парк. Для создания инфраструктуры промышленного парка регионом была разработана государственная программа «Развитие промышленности Краснодарского края и повышение её конкурентоспособности на период 2014–2018 годов». Программа предусматривает выделение бюджетных средств на погашение процентных ставок по кредитам и лизингу на техническое перевооружение и модернизацию производств, создание инфраструктуры для промышленных парков, а также финансирование затрат на присоединение промышленных предприятий к инженерным сетям и коммуникациям.

— От разных экспертов мы слышали мнение, что краю нужен пул новых крупных инвестпроектов, нужна серьёзная работа по доведению идей до состояния реальных проектов. Ставите ли вы задачи подобного рода?

— Безусловно, подготовка инвестиционных предложений — одна из кардинальных наших задач, над решением которой мы работаем практически в режиме онлайн. Инвесторы — люди совсем не романтичные, они готовы вкладывать деньги только в качественно проработанные проекты. Мы тоже реалисты, и поэтому каждый наш проект снабжён прошедшим тщательную экспертизу бизнес-планом, а площадки мы предлагаем только с проработанными условиями по подключению к инфраструктуре. И, безусловно, при подготовке инвестиционных предложений во главу угла ставится их соответствие стратегии инвестиционного развития края, а также социальный эффект от проекта в виде создания новых рабочих мест и роста платежей во все уровни бюджета. В результате в Краснодарском крае уже сформирована единая информационная база инвестиционных предложений, которая постоянно обновляется. На сегодня база насчитывает около 1800 предложений, и все они будут представлены на XII инвестиционном форуме в Сочи. Для удобства инвесторов эта база размещена в свободном доступе на русском и английском языках на сайте «Инвестиции и инвестиционные проекты Краснодарского края».

— Мы регулярно слышим о перспективах развития Таманского портового узла. Что из этих перспектив уже можно считать реальностью, а за что ещё предстоит побороться?

— Основу транспортной системы края составляют девять морских портов, в том числе крупнейшие в России — в Новороссийске и Туапсе. Через них проходит треть всех внешнеторговых грузов страны. Сейчас мы ведём масштабную их модернизацию, но даже эти меры не позволят удовлетворить спрос на грузоперевозки в Краснодарском крае.

Не менее интенсивно идёт строительство нового порта Тамань, который в перспективе станет третьим по объёмам перевалки грузов на юге страны. Здесь уже введены зерновой терминал, комплекс перевалки нефти и сжиженных газов. В перспективе грузооборот порта превысит 60 миллионов тонн в год. При этом он никак не конкурирует с другими портами края, а наоборот, дополняет их. Не так давно Владимир Путин провёл расширенное совещание, посвящённое развитию портов Азово-Черноморского побережья, на котором высказался в поддержку развития транспортной системы Таманского полуострова. Можно смело говорить, что вопрос дальнейшего строительства сухогрузного порта на Тамани решён.

Развивать его, согласно проекту, намерены до 2025 года. Предполагается возведение 10 морских терминалов для перевалки железорудного сырья, металлов, серы, зерна, два угольных терминала. Общий прирост портовых мощностей для перевалки составит 94 миллиона тонн сухих грузов нарастающим итогом, начиная с 2019 года. В перспективе развития порта запланировано строительство терминала навалочных грузов мощностью 30 миллионов тонн грузов в год.

Стоимость строительства оценивается в 228 миллиардов рублей, государство готово выделить 115 миллиардов. К развитию порта будут активно привлекаться инвесторы. Ожидается, что до 2030 года сухогрузный порт Тамань даст в бюджет 114 миллиардов рублей доходов. А в результате строительства будет создано более 8 тысяч новых рабочих мест. Этот проект ориентирован в первую очередь на перевалку именно российских экспортных грузов, а работать порт сможет в круглогодичном режиме. Это очень важно, особенно с учётом штормов, которые в этом районе могут длиться до двух месяцев в год.

Конечно, полноценная работа порта невозможна без развитой инфраструктуры. И здесь работы предстоит тоже немало. Одно из направлений — модернизация железнодорожных путей. В общей сложности до 2020 года в эту работу необходимо инвестировать 166 миллиардов рублей. Из них более 72 миллиардов заложены в долгосрочной инвестиционной программе ОАО «РЖД». 88 миллиардов должны быть выделены в рамках федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы».

Наиболее сложным объектом, безусловно, является электрификация железнодорожной инфраструктуры на Таманском полуострове. Уже ведутся переговоры с Федеральной сетевой компанией, подтверждающей наличие планов по созданию мощностей, которые обеспечат эту электрификацию. На Таманском полуострове, в Азовской акватории не строилось ничего подобного. И для Краснодарского края портовый кластер — это новые точки роста экономики, которая сегодня во многом ориентирована на экспорт. За этим стоят тысячи рабочих мест, миллиарды рублей налогов, возможность развивать современное конкурентоспособное производство и вкладывать средства в повышение качества жизни. Поэтому вся эта работа — приоритет для Кубани.

— На форуме крупнейших компаний ЮФО в Краснодаре прошлой осенью анонсировали крупный проект строительства автомобильной дороги Джугба — Сочи. Приобрёл ли этот проект реальные очертания? От чего зависит успех его реализации?
— Строительство новой автодороги Джубга — Сочи — это очень амбициозный проект, пожалуй, один из самых масштабных и сложных в нашем регионе. Сегодня проект строительства именно этой магистрали находится на уровне обсуждения. Существует несколько вариантов его осуществления. Первый, и самый реальный, это модернизация существующей дороги и её частичное «выпрямление». Сейчас трасса представляет собой «серпантин», причём она достаточно узкая и не способна в полной мере выдерживать транспортную нагрузку. Поэтому её распрямление и расширение жизненно необходимы.

Второй вариант — это строительство новой трассы протяжённостью 217 километров. По самым приблизительным подсчётам, проект будет стоить порядка триллиона рублей и на него уйдёт не один десяток лет. Это будет сложная транспортная магистраль, состоящая из множества мостов, тоннелей и эстакад. Сейчас вокруг Сочи и в самом городе сосредоточено небывалое количество современной строительной техники. Было бы логично после проведения Олимпиады использовать эти силы для оборудования новой дороги.

Край прекрасно осознаёт, что после завершения Олимпийских игр дорога от Джубги до Сочи примет на себя основную транспортную нагрузку в данном направлении, и, вероятнее всего, с ней не справится — ей просто не хватит «полос». Складывается парадоксальная ситуация: внутри олимпийской столицы логистика будет организована в соответствии со всеми современными требованиями, передвижение машин за счёт новых развязок будет свободным, а на подходе к городу транспорту придётся стоять в километровых пробках.

Во избежание транспортного коллапса в крае было подготовлено несколько альтернативных проектов. Например, строительство третьей очереди обхода города Сочи, который протянется от выхода из тоннеля на Мамайке до посёлка Нижняя Хобза. Протяжённость участка составит порядка 17 километров, в него войдут 8 тоннелей. Ещё одна стратегически важная трасса альтернативного подхода к городу-курорту — это трасса из Апшеронского района по маршруту Черниговское — Дагомыс. Эти проекты потребуют меньших вложений, однако процент их эффективности будет очень высоким.

— Как вы оцениваете масштаб «упущенной выгоды» от того, что Краснодар не вошёл в число городов, принимающих матчи Чемпионата мира по футболу 2018 года? В какой степени это повлияет или уже повлияло на реализацию проекта «Краснодарский транзит», развитие аэропорта «Пашковский» и программу «Краснодару — столичный облик»?

— Конечно, если бы Краснодар оказался в числе городов-участников Чемпионата мира по футболу 2018 года, это повлекло бы за собой значительные федеральные инвестиции в развитие дорожной, транспортной, инженерной инфраструктуры города. Но проекты, реализация которых предполагалась в рамках подготовки к чемпионату мира, мы всё равно будем воплощать в жизнь. Они нужны городу.

Мы намеренно не стали отказываться от идеи строительства футбольного стадиона мирового уровня на улице Дзержинского. Это стратегически важный объект так называемого Города спорта, который уже функционирует в Краснодаре. Стадион не только станет домашней ареной футбольного клуба «Кубань». В дни, когда нет матчей, он превратится в место проведения концертов и праздников. Проект стадиона недавно утвердили участники градостроительного совета Краснодара, одобрили его и болельщики. Спортивное сооружение на 45 тысяч зрителей появится в столице края уже к 2016 году.

Безусловно, если бы Краснодар вошёл в число городов, принимающих матчи футбольного чемпионата мира, новый толчок мог бы получить проект «Краснодарский транзит», предполагающий перенос железной дороги за пределы центральной части города. Сегодня этот многомиллиардный проект находится «на консервации», однако мы не отказываемся от него, понимая его стратегическую важность для дальнейшего развития логистики столицы.

Всего в проработке в Краснодаре сейчас проекты на сумму порядка 60 миллиардов рублей, и проведение здесь чемпионата мира по футболу, разумеется, ускорило бы реализацию многих из них. Но это не значит, что они не будут воплощены в жизнь. На сегодняшний день большая часть проектов включена в краевую целевую программу «Краснодару — столичный облик», а также в городские и федеральные программы. Однако сроки их реализации несколько сдвигаются.

Что касается аэропорта «Пашковский», то он будет модернизирован. С 2012 года реализуется специальный проект, в рамках которого предусмотрено строительство международного и внутреннего терминалов. Пропускная способность международного терминала составит 400 пассажиров в час, внутренних воздушных путей — 2 тысячи пассажиров в час. Реализация проекта планируется в несколько очередей. Сейчас идёт расширение въезда и выезда в аэропорт, реконструкция взлётно-посадочной полосы. Все работы проходят в рамках федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России».

— Несколько раз говорили о том, что после проведения Олимпиады основное внимание краевой власти сосредоточится на развитии Краснодара. Какие действия это предполагает?

— Краснодар — главный инвестиционный проект для края, как сегодня Сочи — для страны. Самые острые вопросы кубанской столицы будут решаться в рамках комплексной краевой программы «Краснодару — столичный облик». Общий объём её финансирования — более 28 миллиардов рублей. Программа позволит решить ряд главных задач, которые в одиночку городу не поднять. В числе приоритетов — дорожное строительство. Городу жизненно необходимы новые дороги, расширение существующих и строительство современных транспортных развязок. Не менее важные задачи — ликвидация дефицита мест в детских садах, развитие социальной инфраструктуры.

— Каковы планы края по развитию туристического потенциала Азовского побережья? Что нужно сделать, чтобы оно было привлекательным для инвесторов?

— Краснодарский край традиционно ассоциируется прежде всего с Чёрным морем, Азовское остаётся в тени. Это несправедливо: потенциал Азовского побережья огромен. Это уникальные курортные территории, хорошие пляжи, чистая вода, лечебные грязи. Всё это делает побережье Азовского моря привлекательным для туристов, которые чаще всего посещают Ейский и Темрюкский районы.

Слабая сторона Азова — отсутствие комфортабельных гостиниц и культурно-развлекательных центров. Есть проблемы с инфраструктурой: дорожные сети развиты недостаточно, в пик курортного сезона наблюдается дефицит энергоресурсов. Отдельный вопрос, требующий серьёзных капиталовложений — водоснабжение. Необходимо провести полную модернизацию коммунальных сетей, чтобы качество воды соответствовало всем санитарным нормам. Низкая благоустроенность территории также становится серьёзным барьером для привлечения инвестиций в Азовское побережье.

Сегодня существует ряд предложений по развитию Приазовья. Во-первых, это бюджетные вложения в инфраструктуру района в рамках существующих и будущих краевых и федеральных целевых программ. К примеру, у нас реализуется долгосрочная краевая целевая программа по развитию санаторно-курортного и туристского комплекса. В 2012 году в рамках этой программы разработаны проекты санитарной охраны курортов местного значения, в том числе села Глафировка и села Шабельское Щербиновского района. Кроме того, прорабатывается вопрос о включении Азово-Черноморского побережья в ФЦП «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011–2018 годы)». Это поможет развивать пляжи, проводить берегозащиту и берегоукрепление, благоустраивать набережные, что будет способствовать конкурентоспособности Азовского побережья.
  • Комментарии
Загрузка комментариев...