103 107 14

Санкции — это повод, но ещё не возможность

ЭКСПЕРТ ЮГ №41-42 (330-331) 2014
1242
8 минут

Представители реального сектора экономики юга России не видят в антизападных санкциях панацею от застоя в производстве. Санкции должны сопровождаться конкретными мерами поддержки бизнеса со стороны региональных властей — причём не столько по стимулированию производства, сколько по повышению конкурентоспособности

Санкции — это повод, но ещё не возможность

Поделиться
В конце сентября «Эксперт ЮГ» провёл в Ростове-на-Дону конференцию для малого и среднего бизнеса на злободневную тему: как использовать импортозамещение и производственный потенциал? Этого разговора, судя по сказанному на мероприятии, партнёром которого выступил ОТП Банк, бизнес ждал давно — причём прежде всего малый и средний бизнес, сегмент, в котором наиболее многочисленны именно производственные проекты. Связав в названии конференции импортозамещение и производственный потенциал, мы имели в виду, что с точки зрения мощностей реального сектора юг России уже достаточно прогрессивен. Но для производственного бума, которого руководство страны ожидает по итогам введённых санкций, необходимо ответить на вопрос: а что, собственно, нужно реальному сектору, чтобы эффективно реализовать свой потенциал?
Сегмент МСБ довольно сложен для работы с ним в публичном пространстве. Среди руководителей небольших предприятий весьма распространена такая точка зрения: не нужно поддерживать бизнес — просто уберите ограничения. Хорошо известен и стандартный набор жалоб: постоянный рост тарифов монополий не даёт осуществлять стратегическое планирование, неадекватные требования продуктового ритейла к поставщикам лишают их каналов распространения — поэтому нет смысла наращивать производство, а потенциальные потребители зачастую просто не знают, что существуют отечественные аналоги импортной продукции и что они не хуже.

Однако в ходе конференции мы окончательно убедились, что уровень дискуссии с региональными компаниями среднего и малого бизнеса очень высок: они не просят «помочь материально», а обладают зрелым осознанием своих возможностей и тех мер, которые вполне по силам региональной власти. Кроме того, стало очевидным, что начавшийся разговор должен быть продолжен: понадобится время, чтобы бизнес осмыслил себя в новой экономической ситуации, а руководители регионов осознали свои возможности и инструментарий для развития промышленного потенциала.

Уберите субсидии: лучше снимите барьеры

Сегодняшняя постановка вопроса о развитии импортозамещения вводит в заблуждение: кажется, что в производственном секторе — непаханая целина, и необходимо заняться посевом проектов. На самом же деле на Юге десятки хорошо развитых предприятий, выросших даже в отсутствие промышленной политики как таковой. К тому же сама тема импортозамещения для большинства региональных производителей — не новость. Многие производственные компании сегмента МСБ, не имевшие в своей стратегии развития соответствующих целей и понимания, как их достичь, уже попросту ушли с рынка или были обречены на это. Но понадобился международный военно-политический конфликт, чтобы в стране заговорили о реальном секторе как о ключевом для национальной экономики.

Поводом для разговора об импортозамещении на федеральном уровне послужили введённые Россией санкции, но станут ли они поводом для интенсификации производства — это большой вопрос. Тем более что представители бизнеса отмечают: на самом деле их задачи — не расширить производство, а расширить рынки сбыта уже имеющейся продукции, в том числе импортозамещающей.

Но, как признают предприниматели, на этом этапе они бессильны сделать такой рывок самостоятельно. Например, Евгений Крашенников, генеральный директор ООО «Ростинпром», производителя оборудования для очистных сооружений, сетует, что его компании приходится конкурировать с крупнейшими мировыми поставщиками: «У них устанавливаются определённые взаимоотношения с проектными компаниями, они проводят семинары, банкеты, другие мероприятия по повышению лояльности. Казалось бы, кто нам мешает их проводить? А мы и проводим, но наши маркетинговые бюджеты несопоставимы с их возможностями». Поэтому г-н Крашенников полагает, что основным видом поддержки для предприятий его отрасли было бы предложение проектным компаниям приобретать отечественное оборудование.

О похожей ситуации рассказал и Владимир Орлов, директор по экономике и финансам компании «Лемакс», таганрогского производителя котлов, в считанные годы выросшего из малого предприятия в одного из крупнейших российских игроков в своём сегменте. «Открывшиеся возможности ещё не гарантируют оте­чественному производству развитие, — констатировал г-н Орлов. — К примеру, если мы приобретаем оборудование, то готовы купить отечественное, но ставка по кредиту на покупку будет 12 процентов. А если я куплю немецкое оборудование, то 7–8 процентов. К тому же многие просто морально не готовы покупать российское».

Прозвучало на конференции и уже привычное мнение о том, что «лучшая поддержка предпринимательству — это никакой поддержки». Фраза, сказанная некогда в интервью «Эксперту ЮГ» генеральным директором ростовской группы «КМ Союз» Евгением Каракушьяном, вообще может считаться девизом не одного южного предприятия. «Мне кажется, производственные предприятия — это компании, которым поддержка не нужна, — убеждён Алексей Калинов, генеральный директор Глубокинского кирпичного завода. — Ведь что происходит в случае предоставления государственных субсидий? Государство берёт в виде налогов часть денег у тех, кто умеет зарабатывать, и отдаёт их тем, кто этого делать не умеет. Государство поможет, если снимет административные барьеры, к примеру. Мы, ростовское предприятие, в соседнем Краснодарском крае традиционно продаём больше кирпича, чем здесь — хотя транспортное плечо длиннее. Это потому, что на Кубани больше строят: там гораздо проще решать вопросы выделения площадок, разрешения на строительство и так далее».

Любовь Железная, директор ПКФ «Маяк», компании-производителя и переработчика зерна и зерновых продуктов, попыталась убедить присутствовавших на конференции представителей правительства Ростовской области отменить все субсидии и профинансировать создание торговой сети, в которой были бы представлены донские продукты. В качестве аргумента был приведён такой пример: ЗАО «Тандер» (управляющее сетью «Магнит») закупает у производственной компании чечевицу по 21,6 рубля, а продаёт по 79,9 рубля. «У нас рентабельность 4 процента, у них — 400, — негодует г-жа Железная. — Гипермаркет “Лента” согласился взять у нас 12 товарных позиций, но я подсчитала, что только за вход в сеть нам придётся отдать порядка трёх миллионов рублей!»

Генеральный директор рыбколхоза имени Абрамова, управляющий ассоциацией «Большая рыба» Александр Ершов посетовал, что отсутствие каналов связи с потребителем мешает развиваться и рыбоводческой отрасли, хотя потенциал региона в этой сфере огромен. «Говорить надо было не об импортозамещении, а о том, куда девать рыбу, которую мы можем тут вырастить, — считает г-н Ершов. — Потенциал одной только Ростовской области в рыбоводстве – более 500 тысяч гектаров водоёмов. Но основным каналом поставки продовольствия конечному потребителю сегодня стали сети, а они не приспособлены к продаже нашей продукции, живой рыбы».

В ответ на это высказывание заместитель министра экономического развития Ростовской области Владислав Есин тут же предложил представить проект по созданию производства в сфере рыбопереработки — с тем, чтобы облегчить ростовской рыбе путь в сети. Однако совершенно очевидно, что решать проблемы взаимоотношений производителей и ритейла надо не точечно, на уровне отдельных сегментов, а системно. Одним из возможных вариантов может стать развитие региональным правительством системы добровольной сертификации «Сделано на Дону», от которой производственные компании ждут прежде всего содействия в продвижении своей продукции.

Обратная сторона санкций

И уж точно никаких иллюзий региональные предприятия не питают в отношении недавних антизападных санкций, которые как бы должны были «стимулировать отечественного производителя». На деле же оказалось наоборот: для некоторых предприятий пищепрома запрет на импорт из стран ЕС быстро обернулся усложнением условий работы на рынке. Скоропалительно принятые санкции ограничили доступ к сырью для производства, отмечает директор ростовской группы «Хозяинъ» Андрей Волков, а конкурентное напряжение при этом не ослабили: «Правительство запретило импорт ягод и фруктов, свежих и замороженных, но на внутреннем рынке такое сырьё очень дефицитно. Даст ли его Китай в нужном объёме — ещё неизвестно, развитие собственных хозяйств по выращиванию малины или яблок — дело не одного года, а трёх-четырёх. В то же время импорт консервов не запрещён, так что для нас ситуация только усложнилась».

В ситуацию, когда приходится конкурировать за ставшее внезапно дефицитным сырьё, угодил и Новочеркасский мясокомбинат, ещё одна заметная на местном рынке компания среднего бизнеса. Генеральный директор предприятия Любовь Акулович говорит, что завод оказался в тисках конкуренции за сырьё. «Сегодня крупные мясопереработчики обратили свои взоры на отечественное сырьё, в результате чего резко повысились закупочные цены, — поясняет г-жа Акулович. — Но мы не можем так быстро отреагировать на повышение, так как по договору с сетями ритейла повышать цену на готовую продукцию мы имеем право только раз в три месяца — и то не факт, что сети одобрят это повышение».

Тему санкций продолжил в своем выступлении Владимир Орлов, напомнив, что нельзя жить только ожиданиями эффекта от санкций и усиливать поддержку на время их введения. «Любой проект развития — это не год, а пятилетка как минимум, что требует значительных и постоянных капиталовложений, — заметил он. — Понятно, что средств на всех не хватит, и было бы правильно, если бы государство определилось с ключевыми отраслями для развития, чтобы мы поняли, в каких отраслях будет наибольший и долговременный приток инвестиций». А затем, считает г-н Орлов, к приоритетным отраслям подтянутся смежные: например, развитие станкостроения «загрузит» металлообработку, а это даст импульс и для других отраслей.

Наконец, не осталась в стороне и тема, которая сегодня беспокоит всех без исключения производственников, — стоимость кредитных ресурсов, напрямую связанная с нынешней политической ситуацией. Директор ростовского филиала ОТП Банка Алексей Бобкин признаёт, что конкурентоспособным будет то предприятие, у которого есть доступ к недорогим ресурсам для реализации своего производственно-технического потенциала. «Основные ограничения по импорту касаются продуктов питания, и здесь важным вопросом является то, на какой срок введены санкции, — пояснил г-н Бобкин. — Чтобы заместить какие-то позиции на рынке, необходимо сначала создать или увеличить производственные мощности, обеспечить спрос производственников на сырьё, а для этого требуются время и инвестиции».
0
0
0
0
0
Подпишитесь на каналы «Эксперта Юг», в которых Вам удобнее нас находить и проще общаться: наше сообщество ВКонтакте, каналы в Telegram и на YouTube, наша группа в Одноклассниках .