Санкции — это повод, но ещё не возможность

124
8 минут
Санкции — это повод, но ещё не возможность

Автор: Людмила Шаповалова

Представители реального сектора экономики юга России не видят в антизападных санкциях панацею от застоя в производстве. Санкции должны сопровождаться конкретными мерами поддержки бизнеса со стороны региональных властей — причём не столько по стимулированию производства, сколько по повышению конкурентоспособности.

В конце сентября «Эксперт ЮГ» провёл в Ростове-на-Дону конференцию для малого и среднего бизнеса на злободневную тему: как использовать импортозамещение и производственный потенциал? Этого разговора, судя по сказанному на мероприятии, партнёром которого выступил ОТП Банк, бизнес ждал давно — причём прежде всего малый и средний бизнес, сегмент, в котором наиболее многочисленны именно производственные проекты. Связав в названии конференции импортозамещение и производственный потенциал, мы имели в виду, что с точки зрения мощностей реального сектора юг России уже достаточно прогрессивен. Но для производственного бума, которого руководство страны ожидает по итогам введённых санкций, необходимо ответить на вопрос: а что, собственно, нужно реальному сектору, чтобы эффективно реализовать свой потенциал?
Сегмент МСБ довольно сложен для работы с ним в публичном пространстве. Среди руководителей небольших предприятий весьма распространена такая точка зрения: не нужно поддерживать бизнес — просто уберите ограничения. Хорошо известен и стандартный набор жалоб: постоянный рост тарифов монополий не даёт осуществлять стратегическое планирование, неадекватные требования продуктового ритейла к поставщикам лишают их каналов распространения — поэтому нет смысла наращивать производство, а потенциальные потребители зачастую просто не знают, что существуют отечественные аналоги импортной продукции и что они не хуже.
Однако в ходе конференции мы окончательно убедились, что уровень дискуссии с региональными компаниями среднего и малого бизнеса очень высок: они не просят «помочь материально», а обладают зрелым осознанием своих возможностей и тех мер, которые вполне по силам региональной власти. Кроме того, стало очевидным, что начавшийся разговор должен быть продолжен: понадобится время, чтобы бизнес осмыслил себя в новой экономической ситуации, а руководители регионов осознали свои возможности и инструментарий для развития промышленного потенциала.

Уберите субсидии: лучше снимите барьеры
Сегодняшняя постановка вопроса о развитии импортозамещения вводит в заблуждение: кажется, что в производственном секторе — непаханая целина, и необходимо заняться посевом проектов. На самом же деле на Юге десятки хорошо развитых предприятий, выросших даже в отсутствие промышленной политики как таковой. К тому же сама тема импортозамещения для большинства региональных производителей — не новость. Многие производственные компании сегмента МСБ, не имевшие в своей стратегии развития соответствующих целей и понимания, как их достичь, уже попросту ушли с рынка или были обречены на это. Но понадобился международный военно-политический конфликт, чтобы в стране заговорили о реальном секторе как о ключевом для национальной экономики.
Поводом для разговора об импортозамещении на федеральном уровне послужили введённые Россией санкции, но станут ли они поводом для интенсификации производства — это большой вопрос. Тем более что представители бизнеса отмечают: на самом деле их задачи — не расширить производство, а расширить рынки сбыта уже имеющейся продукции, в том числе импортозамещающей.
Но, как признают предприниматели, на этом этапе они бессильны сделать такой рывок самостоятельно. Например, Евгений Крашенников , генеральный директор ООО «Ростинпром», производителя оборудования для очистных сооружений, сетует, что его компании приходится конкурировать с крупнейшими мировыми поставщиками: «У них устанавливаются определённые взаимоотношения с проектными компаниями, они проводят семинары, банкеты, другие мероприятия по повышению лояльности. Казалось бы, кто нам мешает их проводить? А мы и проводим, но наши маркетинговые бюджеты несопоставимы с их возможностями». Поэтому г-н Крашенников полагает, что основным видом поддержки для предприятий его отрасли было бы предложение проектным компаниям приобретать отечественное оборудование.
О похожей ситуации рассказал и Владимир Орлов , директор по экономике и финансам компании «Лемакс», таганрогского производителя котлов, в считанные годы выросшего из малого предприятия в одного из крупнейших российских игроков в своём сегменте. «Открывшиеся возможности ещё не гарантируют оте­чественному производству развитие, — констатировал г-н Орлов. — К примеру, если мы приобретаем оборудование, то готовы купить отечественное, но ставка по кредиту на покупку будет 12 процентов. А если я куплю немецкое оборудование, то 7–8 процентов. К тому же многие просто морально не готовы покупать российское».
Прозвучало на конференции и уже привычное мнение о том, что «лучшая поддержка предпринимательству — это никакой поддержки». Фраза, сказанная некогда в интервью «Эксперту ЮГ» генеральным директором ростовской группы «КМ Союз» Евгением Каракушьяном , вообще может считаться девизом не одного южного предприятия. «Мне кажется, производственные предприятия — это компании, которым поддержка не нужна, — убеждён Алексей Калинов , генеральный директор Глубокинского кирпичного завода. — Ведь что происходит в случае предоставления государственных субсидий? Государство берёт в виде налогов часть денег у тех, кто умеет зарабатывать, и отдаёт их тем, кто этого делать не умеет. Государство поможет, если снимет административные барьеры, к примеру. Мы, ростовское предприятие, в соседнем Краснодарском крае традиционно продаём больше кирпича, чем здесь — хотя транспортное плечо длиннее. Это потому, что на Кубани больше строят: там гораздо проще решать вопросы выделения площадок, разрешения на строительство и так далее».
Любовь Железная , директор ПКФ «Маяк», компании-производителя и переработчика зерна и зерновых продуктов, попыталась убедить присутствовавших на конференции представителей правительства Ростовской области отменить все субсидии и профинансировать создание торговой сети, в которой были бы представлены донские продукты. В качестве аргумента был приведён такой пример: ЗАО «Тандер» (управляющее сетью «Магнит») закупает у производственной компании чечевицу по 21,6 рубля, а продаёт по 79,9 рубля. «У нас рентабельность 4 процента, у них — 400, — негодует г-жа Железная. — Гипермаркет “Лента” согласился взять у нас 12 товарных позиций, но я подсчитала, что только за вход в сеть нам придётся отдать порядка трёх миллионов рублей!»
Генеральный директор рыбколхоза имени Абрамова, управляющий ассоциацией «Большая рыба» Александр Ершов посетовал, что отсутствие каналов связи с потребителем мешает развиваться и рыбоводческой отрасли, хотя потенциал региона в этой сфере огромен. «Говорить надо было не об импортозамещении, а о том, куда девать рыбу, которую мы можем тут вырастить, — считает г-н Ершов. — Потенциал одной только Ростовской области в рыбоводстве – более 500 тысяч гектаров водоёмов. Но основным каналом поставки продовольствия конечному потребителю сегодня стали сети, а они не приспособлены к продаже нашей продукции, живой рыбы».
В ответ на это высказывание заместитель министра экономического развития Ростовской области Владислав Есин тут же предложил представить проект по созданию производства в сфере рыбопереработки — с тем, чтобы облегчить ростовской рыбе путь в сети. Однако совершенно очевидно, что решать проблемы взаимоотношений производителей и ритейла надо не точечно, на уровне отдельных сегментов, а системно. Одним из возможных вариантов может стать развитие региональным правительством системы добровольной сертификации «Сделано на Дону», от которой производственные компании ждут прежде всего содействия в продвижении своей продукции.

Обратная сторона санкций
И уж точно никаких иллюзий региональные предприятия не питают в отношении недавних антизападных санкций, которые как бы должны были «стимулировать отечественного производителя». На деле же оказалось наоборот: для некоторых предприятий пищепрома запрет на импорт из стран ЕС быстро обернулся усложнением условий работы на рынке. Скоропалительно принятые санкции ограничили доступ к сырью для производства, отмечает директор ростовской группы «Хозяинъ» Андрей Волков , а конкурентное напряжение при этом не ослабили: «Правительство запретило импорт ягод и фруктов, свежих и замороженных, но на внутреннем рынке такое сырьё очень дефицитно. Даст ли его Китай в нужном объёме — ещё неизвестно, развитие собственных хозяйств по выращиванию малины или яблок — дело не одного года, а трёх-четырёх. В то же время импорт консервов не запрещён, так что для нас ситуация только усложнилась».
В ситуацию, когда приходится конкурировать за ставшее внезапно дефицитным сырьё, угодил и Новочеркасский мясокомбинат, ещё одна заметная на местном рынке компания среднего бизнеса. Генеральный директор предприятия Любовь Акулович говорит, что завод оказался в тисках конкуренции за сырьё. «Сегодня крупные мясопереработчики обратили свои взоры на отечественное сырьё, в результате чего резко повысились закупочные цены, — поясняет г-жа Акулович. — Но мы не можем так быстро отреагировать на повышение, так как по договору с сетями ритейла повышать цену на готовую продукцию мы имеем право только раз в три месяца — и то не факт, что сети одобрят это повышение».
Тему санкций продолжил в своем выступлении Владимир Орлов, напомнив, что нельзя жить только ожиданиями эффекта от санкций и усиливать поддержку на время их введения. «Любой проект развития — это не год, а пятилетка как минимум, что требует значительных и постоянных капиталовложений, — заметил он. — Понятно, что средств на всех не хватит, и было бы правильно, если бы государство определилось с ключевыми отраслями для развития, чтобы мы поняли, в каких отраслях будет наибольший и долговременный приток инвестиций». А затем, считает г-н Орлов, к приоритетным отраслям подтянутся смежные: например, развитие станкостроения «загрузит» металлообработку, а это даст импульс и для других отраслей.
Наконец, не осталась в стороне и тема, которая сегодня беспокоит всех без исключения производственников, — стоимость кредитных ресурсов, напрямую связанная с нынешней политической ситуацией. Директор ростовского филиала ОТП Банка Алексей Бобкин признаёт, что конкурентоспособным будет то предприятие, у которого есть доступ к недорогим ресурсам для реализации своего производственно-технического потенциала. «Основные ограничения по импорту касаются продуктов питания, и здесь важным вопросом является то, на какой срок введены санкции, — пояснил г-н Бобкин. — Чтобы заместить какие-то позиции на рынке, необходимо сначала создать или увеличить производственные мощности, обеспечить спрос производственников на сырьё, а для этого требуются время и инвестиции».
  • Комментарии
Загрузка комментариев...