102 106 13

Семья как способ управления холдингом

ЭКСПЕРТ ЮГ №5-6 2024
3491
7 минут

В агрохолдинг «Новая Победа» семьи Шестаковых входят четыре агропредприятия, расположенные в Ростовской области и на Кубани. Управлять группой компаний, предприятия которой географически разбросаны, помогает как раз семейный формат. Предприятиями руководят и глава семейства, и его супруга, и сыновья

Семья как способ управления холдингом

Первую агрокомпани Шестаков назвал символично, в честь жены — «Екатерина». // Фото предоставлено семьей Шестаковых
Поделиться
Сельскохозяйственным бизнесом краснодарский предприниматель Александр Шестаков занимается более тридцати лет. Модель управления с самого начала сложилась в семейном формате — активное участие в решении вопросов принимала супруга предпринимателя. Начинали с небольшого предприятия на Кубани, выращивали в основном зерновые и подсолнечник. За годы работы Шестаковым удалось увеличить посевные площади почти в двадцать раз, а также освоить овощеводство и садоводство в соседней Ростовской области, став одним из лучших предприятий Багаевского района.

Вырасти до масштабов агрохолдинга сельхозпредприятию помогло, в том числе, многолетнее сотрудничество с банком «Центр-инвест». Сегодня к управлению бизнесом подключаются сыновья, которые, получив высшее образование, решили остаться работать «на земле». Директор ООО «Новая победа» Александр Шестаков рассказал, кто в холдинге принимает ключевые решения, что упрощает сотрудничество с партнёрами и почему место лосиного водопоя стоит сохранять в тайне.

Начало с тысячи гектаров

Первую агрокомпанию, открытую в 1992 году в Краснодарском крае, Шестаков назвал в честь жены — «Екатерина». Это было символично: глава семьи занимался грузоперевозками, а новым бизнесом управляла супруга. Площадь земель составляла всего тысячу гектаров. Через какое-то время Шестаковы решили расширяться и приобрели заброшенное предприятие в хуторе Средние Чубурки. Земли стало в пять раз больше.

«Я оставил грузоперевозки и плотно занялся сельским хозяйством, “упёрся в землю”, так сказать, — рассказывает Александр Шестаков. — Сначала было тяжело: когда покупаешь запущенное предприятие, то это страшные дебри — всё завалено, прогнутые крыши — в общем, мрачно. Постепенно отремонтировали здания и мастерские, завезли воду и завели газ».

Сегодня в состав компании входят четыре предприятия, два из которых — в Ростовской области. Шестаковы приобрели их в 2011 и в 2019 годах, привели в порядок и наладили работу. Инвестиции в развитие бизнеса на территории соседнего региона оказались оправданными.

«Багаевский район Ростовской области — очень хорошее место, прежде всего потому, что есть вода для полива. Здесь мы разбили сад на площади 100 гектаров и выращиваем малину на 5 гектарах. Одних поливных машин закупили примерно на миллиард рублей. В районе наше предприятие стало одним из лучших. Там же занимаемся овощами, в прошлом году посадили картофель на площади 500 гектаров. Оборудовали приёмные бункеры и поставили сушилку», — поясняет Шестаков.

20240515_101132.jpg
Поделиться
Шестаковы начали заниматься сельским хозяством с тысячи гектаров. // Фото предоставлено семьей Шестаковых

Общая площадь земель холдинга сегодня составляет 18 тысяч гектаров. Все предприятия укомплектованы техникой на сто процентов, число работников превышает 250 человек.

Семейное управление распределённым холдингом

Управлять холдингом, предприятия которого имеют приличный географический разброс, помогает как раз семейный формат ведения бизнеса.

«Я сам — директор двух наших предприятий, супруга руководит ещё двумя. Мы живём в станице Кущёвской, а управляющий в Багаевском районе — это наш сын. Ему 35 лет, а я считаю, что в этом возрасте рано быть руководителем в полном смысле слова, поэтому просматриваю все его финансовые документы и счета. Мы стараемся знания и опыт передавать аккуратно и постепенно. Второй наш сын работает на предприятии в Кущёвском районе, и здесь примерно такая же ситуация — я его только готовлю самостоятельно вести бизнес», — говорит Александр Шестаков.

В деле заняты практически все родственники. Вопросы, связанные с планированием финансов, глава холдинга решает совместно с супругой, но иногда с участием инженеров и агрономов: «Я собираю, например, информацию о технике, которую хотел бы приобрести, мы оцениваем, насколько она необходима, мониторим цены. Если принимать такие решения единолично, можно совершить ошибку».

На эту тему
Полиграфия и любовь: преимущества семейного бизнеса от типографии из Невинномысска
Поделиться
В ходе обсуждения текущих дел, по словам главы семьи, противоречий не возникает. Их сглаживает личное и максимально заинтересованное отношение к работе ключевых участников бизнеса, все составляющие которого они воспринимают как собственность.

«Рядом с предприятием всегда находится хозяин, а в его отсутствие решение вопросов контролируют другие члены семьи. Если я, допустим, прошу супругу или сына сделать что-то — это делается вмиг. Думаю, что семейная модель бизнеса очень эффективна», — комментирует Шестаков.
Работать при такой схеме управления приходится почти без выходных.

«Нельзя сказать, что нам тяжело, — мы уже давно влились в этот режим. У супруга один выходной, он не знает, куда его деть — и едет на работу. Мы живём общим делом. Муж решает глобальные вопросы, он у нас глава, лидер, а мы все рядом и чётко знаем свои обязанности», — рассказывает Екатерина Шестакова.

Ресурс партнёрского доверия

Формат семейного бизнеса предполагает, что собственники решения принимают без оглядки на инвестора или головную компанию. Шестаков считает, что именно эта свобода позволяет его предприятиям добиваться хороших результатов.

«Я знаком с сотрудниками других холдингов, знаю наёмных директоров и, по моему мнению, им не всегда интересно само предприятие, каждый старается работать на свой карман. Мы же хорошо понимаем, что, например, если купим лишнюю машину, то в перспективе можем столкнуться с дефицитом средств. Ведь сельхозбизнес такой, что сегодня мы можем быть в прибыли, а завтра в убытке», — говорит Александр Шестаков.

Семейный холдинг, как и другие южнороссийские сельхозпредприятия, столкнулся с проблемами отрасли 2023 и 2024 годов.

«Цены на зерно по-прежнему низкие, очень тяжело всё, — рассказывает предприниматель. — Поэтому мы придерживаем деньги. Вообще собственник, ведущий дело в семейном формате, всегда тщательно всё просчитывает и планирует. Вот и сейчас я хорошо знаю, сколько у меня на счёте средств, сколько продукции осталось, знаю, что мне нужно, чтобы дотянуть до начала посевной и при этом купить семена и топливо».

Ведение дел в семейном формате отражается на взаимодействии холдинга с коллегами и партнёрами. Сотрудничество с ними не заформализовано, многие вопросы решаются оперативно, что особенно важно в разгар уборки и посевной.

На эту тему
Органика семейного бизнеса от братьев Кантуров
Поделиться
«К примеру, сломался трактор, и мне срочно нужна запчасть. Я звоню в сервисную службу, а там, зная, что у нас семейный бизнес: “берите — оплатите завтра”. К тому у нас есть свои привилегии во взаимоотношениях с банком. Мы уже больше 20 лет работаем с “Центр-инвестом”, и как семейный бизнес делаем это на льготных условиях. Так что семейная модель позволяет гораздо легче и удобнее вести дела», — утверждает Александр Шестаков.

Лосиный водопой и будущее бизнеса

По статистике, примерно две трети российских предпринимателей, занятых в МСП, имеют слабое представление об ESG-повестке, принятой многими крупными отечественными компаниями. Но с одним из главных элементов концепции устойчивого развития бизнеса — бережным отношением к природе — предприниматели, работающие «на земле», зачастую знакомы очень хорошо.

«Своим детям и внукам я говорю, что село — наша жизнь, что эти места нужно беречь. Вот недавно узнал, что на одном из наших полей бывает лось, там иногда видны его следы. Рядом с полем — лес, речка, и он приходит ночью на водопой. И я всем своим механизаторам сказал — молчите, не говорите никому, а то найдутся охотники, засаду на него устроят и пристрелят. И мне кажется, что это связанные вещи — то, как мы здесь живем, как ведём дело, как относимся к природе, и то, что в итоге достанется детям и внукам», — комментирует Александр Шестаков.

Это отношение к селу, к природе, к работе на земле, похоже, унаследовали и сыновья предпринимателя. После окончания института они решили вернуться на родину и трудиться в хозяйстве.

«Дети уже тоже не могут без этой работы. Было такое, что я говорила — сынок, попробуй себя ещё в каком-то деле. Он мне отвечает: “Что я в городе буду делать? Здесь я как рыба в воде: всё, что я знаю, — это по нашей, сельской части”. Думаю, что со временем наше дело перейдёт в надёжные руки», — считает Екатерина Шестакова.

«”Малому”, внуку сейчас уже 10 лет. Он постоянно твердит: дедушка, я с тобой, дедушка, я в поле, дедушка, я на комбайн. Сызмальства он рядом со мной. Так что и внук у нас к общему делу приобщается», — говорит Александр Шестаков, и очевидно, что именно в этом приобщении он видит залог устойчивости своего дела.

Материал подготовлен в рамках проекта «Семейный бизнес», реализуемого при поддержке банка «Центр-инвест»

0
2
0
0
0
Подпишитесь на каналы «Эксперта Юг», в которых Вам удобнее нас находить и проще общаться: наше сообщество ВКонтакте, каналы в Telegram и на YouTube, наша группа в Одноклассниках .