В рамках визита руководства КНР в Москву президенты «Юга Руси» Сергей Кислов и China National Chemical Engineering Company (CNCEC) Юй Цзиньбо подписали соглашение о сотрудничестве. Документ предусматривает поставку китайского оборудования для реконструкции НЗНП, которая позволит расширить ассортимент нефтепродуктов, в том числе за счёт топлива класса «евро-5». Финансирование проекта возьмёт на себя China Exim Bank из Поднебесной, который должен предоставить долгосрочный кредит. На фоне обострения отношений с Западом российское руководство круто развернулось на Восток, и ему срочно понадобились реальные проекты, которые можно было бы предложить китайским инвесторам. И проект модернизации НЗНП — проект, который был совсем не безоблачным — оказался на пике востребованности, получив в результате поддержку первых лиц.
Строительство новошахтинского завода, которым владеет структура агросоюза ООО «Юг Энерго», пришлось как раз на введение условий техрегламента России и Таможенного союза. При этом даже нефтеперерабатывающие заводы более мощных ВИНКов с их финансовыми возможностями не успевали провести реконструкцию к означенному техрегламентом сроку. «Югу Руси» с его скудными по региональным меркам ресурсами потянуть в кризисную пору модернизацию средней стоимостью порядка 1,2–1,5 млрд долларов и подавно было затруднительно.
В рамках проходившего в Сочи Международного экономического форума в 2015 году между ОАО «Новошахтинский завод нефтепродуктов» и правительством Ростовской области был подписан меморандум о сотрудничестве с целью строительства двух нефтеперерабатывающих установок мощностью переработки 2,5 млн тонн нефти в год каждая, а также установки гидрокрекинга вакуумного газойля. Проект позволит нарастить мощности предприятия по переработке нефти до 7,5 млн тонн нефти в год и увеличить глубину её переработки с 60–65% до уровня более 86%. Строительство установки гидрокрекинга вакуумного газойля позволит освоить на предприятии вторичные процессы нефтепереработки и даст возможность приступить к выпуску моторных топлив класса «Евро-5». Стоимость проекта оценивается в 63 млрд рублей, в ОАО «НЗНП» дополнительно будет создано 260 высокооплачиваемых рабочих мест.
После такого успеха и проявления президентского внимания оперативно был решён ключевой для НЗНП вопрос с АК «Транснефть» о строительстве отвода от магистрального нефтепровода Суходольная — Родионовская. Ранее сырьё поступало на завод по железной дороге, но из-за ежегодно растущего железнодорожного тарифа рентабельность выпуска топлива НЗНП постоянно снижалась.
Ещё один российско-китайский проект Сергея Кислова обрёл реальные очертания в ходе Восточного экономического форума, на котором было подписано соглашение между «Югом Руси», Внешэкономбанком и Китайской корпорацией инжиниринга САМС о строительстве одной из крупнейших маслобоен в России по переработке сои — 3 тысячи тонн в сутки (1 млн тонн в год) — и бутилированию масла. Проект реализуется на территории опережающего развития «Михайловское» в Дальневосточном федеральном округе. Власти макрорегиона разработали ряд преференций резидентам ТОР. Как сообщили в руководстве ДФО, общий размер страховых взносов на 10 лет составляет 7,6% (для нерезидентов порядка 30%); налог на прибыль не превышает 5% первые 5 лет после получения первой прибыли и последующие 5 лет — 10%, из которых 0% идут в федеральный бюджет и не более 5% в региональный (для нерезидентов — 2% в федеральный и 18% — в региональный).
Решено максимально упростить разрешительные процедуры и бюрократическую волокиту. То, на что всегда жаловались инвесторы, множество проверок и сроки получения разрешительных документов, резко сокращено — соответственно до 15 проверочных дней и 40 дней на получение разрешительной документации на капитальное строительство, а также не более 45 суток на проведение экологической экспертизы объектов инфраструктуры. Резиденты будут подключены к режиму свободной таможенной зоны (беспошлинный и безналоговый ввоз, хранение, потребление (использование) иностранных товаров внутри ТОР, реэкспортный вывоз товаров и оборудования). Это снимет значительную часть затрат с бизнеса в период становления предприятий.
Своё участие в этом проекте подтвердил глава ВЭБа Владимир Дмитриев, речь идёт об инвестициях в размере 11,7–12 млрд рублей. При этом в банке планируют привлечение средств китайских финансовых институтов.
«Наш проект — это улучшение логистики, а значит, и удешевление продукции, — пояснял Сергей Кислов. — Приморье широко известно своим аграрным потенциалом. Мы построим здесь завод, ориентированный прежде всего на местный рынок».