Спрос на речные круизы этим летом вырос в России на 20%. // Фото: freepik.com
Поделиться
На Юге, несмотря на наличие крупных рек, запустить круизы в полной мере пока не удается, хотя этот вид отдыха пользуется популярностью, отмечают туроператоры. В числе главных причин: обмеление рек, нехватка судов и плавучих причалов. При этом, если углубление Волги и Дона попадает под федеральные программы, то создание соответствующей инфраструктуры ложится уже на плечи регионов. Эксперты уверены, что главам южных субъектов стоит объединить усилия для решения проблемы.
Билеты на круизы по Дону и Волге уже разобрали
Как рассказала в беседе с «Экспертом Юг» гендиректор туристической компании «Рейна-Тур НТВ» Татьяна Нечепаева, спрос на речные круизы на сегодняшний день довольно высокий: мест до конца года практически не осталось и уже активно идут продажи на 2025 год.«В связи с закрытием аэропорта, дефицитом билетов на железнодорожный транспорт, а также очень плотным трафиком на трассах, в частности, на М-4 «Дон», круизы из Ростова по Дону, Волге очень популярны среди ростовчан и туристов области, — отмечает руководитель туристического бизнеса. — Этот отдых хорош еще и тем, что позволяет совмещать посещение разных городов, интересную программу на борту теплохода и вполне приличный сервис. Туристы могут любоваться красивой природой, наслаждаться вкусной едой и получать много положительных эмоций от самого путешествия».
Однако, несмотря на такое количество преимуществ, развивать круизный туризм в регионе в полной мере пока не удается. По словам Татьяны Нечаевой, в настоящее время не хватает пароходов соответствующего уровня, береговой инфраструктуры, причалов — особенно для маломерных судов прогулочного типа или коротких круизов.
«В нашем городе есть река и, конечно, это могло бы стать мощной точкой роста для привлечения туристов в регион, для популяризации водных путешествий, — рассуждает собеседница. — Но, на мой взгляд, для увеличения потока туристов, предпочитающих водные путешествия, должна быть реализована серьезная комплексная программа. Речь идет не только о развитии береговой инфраструктуры, но и о наличии достаточного количества комфортабельных пароходов для длинных, коротких и прогулочных поездок, автобусов для проведения экскурсий для туристов, прибывших на пароходах, аттестованных экскурсоводов, подготовленного персонала для работы именно на судах. Необходимо также проводить маркетинговые кампании для продвижения круизов».
Поделиться
По словам Татьяны Нечепаевой, для увеличения потока туристов, предпочитающих водные путешествия, должна быть реализована серьезная комплексная программа. // Фото предоставлено экспертом
Татьяна Нечепаева вспоминает, что как-то иностранцы, проживающие в отеле Radisson Blu на улице Береговой, удивленно констатировали: «Смотрим в окна отеля, а пароходов практически не видим». Эксперт признается, что сама часто задумывается о том, как мало стали использовать с этой точки зрения Дон, живописные берега которого вдохновляли не одно поколение туристов.
Объединиться для запуска межрегиональных водных маршрутов
По мнению депутата Госдумы, члена комитета по туризму и развитию туристической инфраструктуры Алексея Волоцкова, одной из главных задач сегодня стало развитие сообщения по воде между российскими городами. В этом направлении уже появились удачные примеры: субъекты, расположенные на Средней Волге, объединились и организовали свои межрегиональные маршруты: Татарстан, Чувашия, Марий Эл, Нижегородская областьПарламентарий рассказал, что в планах у федерального центра — создать Великий Волжский путь по Волге с выходом на Азово-Черноморское побережье. Известно также, что в 2025 году компания «ВодоходЪ» запускает первый круиз, который будет идти по Волге через Волго-Донской канал, затем по Дону до Азова, а конечным пунктом станет Сочи. Стоит отметить, что это первый круизный маршрут, объединяющий речную систему Волго-Донского и Азово-Черноморского формата.
Круиз по Волге с выходом в Каспий планирует реализовывать компания «Московское речное пароходство». Судно для этих целей изготавливают на верфи в Астрахани. Уже следующей весной оно будет спущено на воду и начнет работать в тестовом режиме.
Алексей Волоцков напомнил, что сейчас идут активные работы в Татарстане и Нижегородской области по созданию скоростного флота. Такие суда необходимы не только для обеспечения развлекательных туристических туров, но и для организация транспортного сообщения между регионами.
«Сейчас на верфях производят новые форматы полюбившихся за долгие годы многим «Метеоров», «Комет», «Ракет». Если регионы готовы объединить усилия в этом направлении — кто-то может субсидировать маршруты, кто-то может организовывать, например, причальную инфраструктуру — эти небольшие теплоходы смогут делать остановки в маленьких муниципальных городах, что также будет способствовать развитию туризма в регионах. Я думаю, что Волгоградская, Ростовская области и Краснодарский край могли бы объединить усилия для создания таких межрегиональных маршрутов», — комментирует депутат.
Развивать такие направления на Юге будет сложнее, нежели в Среднем Поволжье, поскольку расстояния между городами здесь значительно больше — от 300 до 600 км. Поэтому запустить такое сообщение можно, лишь объединив усилия региональных властей.
Но есть и другие важные моменты, на которые стоит обратить внимание: на Юге функционируют несколько судостроительных предприятий, которые нуждаются в господдержке.
«Одна из основных задач — обеспечить субсидирование строительства флота.У нас уже увеличена субсидия утилизационного сбора с 15 до 25%. Получается, что производитель может взять 25% государственной поддержки на первоначальный взнос и начать строительство флота для своих нужд», — добавляет парламентарий.
Юг борется с обмелением рек
Если говорить об объединении усилий южных регионов, то первые шаги в этом направлении уже сделаны. Так, в середине июля в Волгограде прошла Межрегиональная конференция по вопросам сохранения Дона и его водного бассейна, а также Цимлянского водохранилища. В мероприятии приняли участие губернаторы Андрей Бочаров и Василий Голубев. Волгоградская область предложила объединить усилия регионов Юга. Участники конференции обратились в Минэнерго РФ с просьбой включить «донской вопрос» в федеральный проект «Вода России» и увеличить федеральное финансирование бассейна Дона.Поделиться
Под руководством губернаторов Андрея Бочарова и Василия Голубева в Волгограде прошла межрегиональная конференция по вопросам сохранения водных объектов с учетом климатических изменений. // Фото: volgograd.ru
«Есть общая концепция — полноводный Дон, о котором говорили и губернатор Голубев, и губернатор Бочаров. Необходимо провести расчистку русел рек, которые насыщают Дон, и в дальнейшем сделать так, чтобы уровень воды в нем оставался на более высоком уровне. Это необходимо для осуществления безопасных речных перевозок, — говорит Алексей Волоцков. — Мы должны обеспечить спокойное судоходство в ЮФО. На это сейчас делается основной упор. Тем более, на Юге сезон выше. Компании это понимают. Если в Москве и более северных регионах сезон заканчивается в первых числах октября, то на Юге его можно продлевать до ноября».
Напомним, что программу по оздоровлению Волги продлили до 2030 года. В рамках нацпроекта с начала этого года уже реконструировано четыре очистных сооружения. Еще на 30 объектах работы планируется завершить до конца текущего года. Речь идет, в том числе о сооружениях, расположенных в Астраханской и Волгоградской областях.