Южные регионы лидируют почти во всех отраслях зеленой энергетики. Фото: freepik.com
Поделиться
«Возобновляемая энергетика развивается в стране с 2013 года, но мало кто знает о возможностях для развития, предусмотренных на законодательством, и о реальных достижениях в этой области, – говорит Алексей Жихарев, директор АРВЭ. – Нужно более активно вовлекать в эту повестку региональные власти и бизнес, представлять инвестиционный потенциал территорий, демонстрировать барьеры и предлагать пути их снятия. Именно для этого мы с 2020 года формируем комплексный инвестиционный рейтинг в области возобновляемой энергетики для всех регионов России. Результатам рейтинга очень большое внимание уделяют именно региональные органы власти. В них проснулся соревновательный дух – регулярно звонят, уточняют: «А кто там нам на пятки наступает?». В то же время для потенциальных инвесторов результаты рейтинга – это как лакмусовая бумажка, которая показывает, в каких регионах есть большой потенциал для реализации таких проектов, а где можно столкнуться с трудностями».
Год на адаптацию
Составители рейтинга разделили регионы России на две группы, анализ по которым проводится обособленно с учетом специфики территорий. Регионы ценовых зон оптового рынка электроэнергии и мощности – с централизованной энергетической системой, с хорошими электросетевыми связями и без значительных ограничений по перетоку внутри определены в одну группу а регионы, расположенные на территории неценовых зон оптового рынка или изолированных энергосистем – в другую.Результаты, достигнутые в 2023 году регионами ценовых зон оптового рынка, к которым в том числе относятся Юг и Кавказ, учтут при составлении очередного рейтинга и представят в 2025 году. Но уже сейчас можно спрогнозировать, что при реализации намеченных планов в течение 2024 года южные регионы ждет очередной прорыв в зеленой энергетике и, соответственно, снова первые строчки рейтинга.
«Российский рынок возобновляемой энергетики в 2023 году переживал период адаптации к новым условиям работы. Вопреки пессимистическим прогнозам оппонентов низкоуглеродного развития, российская отрасль ВИЭ-генерации продолжает набирать обороты. По итогам года в рамках оптового и розничных рынков введены в эксплуатацию 340 МВт ВИЭ-генерации, – рассказывает Алексей Жихарев. – Результаты конкурсного отбора инвестиционных проектов на оптовом рынке, который завершился в апреле 2023 года, продемонстрировали устойчивость российского сектора возобновляемой энергетики. Был отмечен высокий уровень конкуренции, объем заявок потенциальных инвесторов превысил разыгрываемую квоту более чем в 4 раза. По итогам отбора в период до 2029 года запланирован ввод в эксплуатацию 1825 МВт солнечных и ветровых электростанций».
Поделиться
Директор Ассоциации развития возобновляемой энергетики (АРВЭ) Алексей Жихарев. Фото предоставлено собеседникомЭксперт отметил также тектонические сдвиги, которые в 2023 году произошли в восприятии роли возобновляемой энергетики в энергосистеме. Представители «Системного оператора ЕЭС России» впервые заговорили о потенциальной возможности строить объекты ВИЭ-генерации для закрытия локальных дефицитов электрической энергии, — это важнейший импульс для развития рынка. Объемы программы поддержки ВИЭ-генерации на оптовом рынке электроэнергии на данный момент ограничены диапазоном 500-700 МВт в год, в то время как прогнозируемый дефицит мощности, определенный «Системным оператором» в рамках схемы и программы развития, составляет превышает 3 ГВт. Даже частичное его покрытие за счет объектов ВИЭ – это дополнительный потенциал для развития отрасли.
Зеленая Калмыкия
Из пяти регионов с самой высокой долей ВИЭ в объеме установленной мощности и энергопотребления четыре расположены на Юге России. Это республики Калмыкия, Адыгея, Кабардино-Балкария и Астраханская область.Калмыкия лидирует в этой номинации не первый год – доля ВИЭ в балансе мощности региона превышает 96%. При этом, если в 2020 году большая часть генерации приходилась на ветропарки, то сейчас первенство – за солнечными электростанциями.
Поделиться
В Калмыкии расположена крупнейшая в России солнечная электростанция. Фото: www.fortum.ru
«Природный потенциал в Калмыкии, обусловленный её географическим положением, является одним из самых перспективных на территории России для развития возобновляемой энергетики. Республика расположена в естественной «аэродинамической трубе» между Каспийским и Чёрным морями и на открытых степных пространствах, что создаёт высокий потенциал энергии ветра. Республика также находится на юге страны и отличается преобладанием ясной погоды», – говорится в докладе АРВЭ.
Прогрессивная Астрахань
Лидер по объемам энергомощностей на основе ВИЭ, введенных в эксплуатацию с 2014 года, – Астраханская область. Здесь регион лидирует благодаря строительству на территории Черноярского района большого ветроэнергетического комплекса общей мощностью 340,2 МВт. В его составе – сразу пять ВЭС.Астраханская область также занимает вторую строчку в номинации «Лидер солнечной энергетики России» – первое место у Забайкальского края. Это происходит благодаря тому, что за 2017–2020 годы в регионе введено в эксплуатацию 12 солнечных электростанций общей установленной мощностью 285 МВт.
«Здесь, как и в Калмыкии, основная причина – наличие хорошего природного потенциала и доступность земельных ресурсов. Все-таки, в степи легко найти участок для размещения генерирующих объектов. Плюс не снимаем с обсуждения вопрос участия местных органов власти, которые в регионах-лидерах предоставляют существенную административную поддержку», – комментирует Алексей Жихарев.
Ветреный Волгоград
В Волгоградской области в последние годы активно строились солнечные и ветровые электростанции. В регионе действуют 6 солнечных электростанций 120 МВт и Котовская ВЭС мощностью около 90 МВт. Рядом строили еще одну ветроэлектростанцию – Новоалексеевскую, но проект был законсервирован после того, как в 2022 году компания «Фортум» приняла решение приостановить инвестиции в России.В апреле 2023 года губернатор региона Андрей Бочаров пообещал, что строительство Новоалексеевской ВЭС планируют все же закончить, а также запустить давно запланированную Ольховскую ВЭС, два ветропарка и ряд гидроэнергетических объектов.
Как сообщили в комитете промышленности, торговли и ТЭК Волгоградской области, планируется, что новые объекты будут поэтапно сданы в период с 2025 по 2028 год.
Бурлящая Кабардино-Балкария
Лидер малой гидроэнергетики России – Республика Кабардино-Балкария. В пятерку входят и соседи республики: Северная Осетия и Чечня. Причина – в гидроэнергетическом потенциале, который сосредоточен в руслах 30 бурлящих горных рек. Предпроектные проработки выявили, что в республике можно построить около 50 гидроэлектростанций с энергетической отдачей до 2 800 МВт – это сравнимо с Волжской ГЭС. Но реализация этих проектов постоянно откладывается.Поделиться
Монтаж оборудования на строящейся Черекской МГЭС. Фото: kbf.rushydro.ru«Изначально в Программе поддержки развития ВИЭ было запланировано строительство малых ГЭС установленной мощностью около 750 мегаватт. К сожалению, за 10 лет реализации программы было введено меньше 100 мегаватт. В 2023 году в отборе инвестпроектов опять не был заявлен ни один проект малых ГЭС, – говорит Алексей Жихарев. – Программа недостаточно привлекательна для инвесторов в силу того, что в части реализации проектов мГЭС по сути предлагаются такие же подходы, как и для ВЭС и СЭС. Важно учитывать, что проекты малых ГЭС совершенно иные, они значительно сложнее и в предпроектной проработке, и в проектировании, и сильно отличаются даже друг от друга. Их нельзя тиражировать, как, например, проекты солнечной или ветровой генерации. Ситуация точно требует отдельного внимания регулятора и определенной донастройки в ближайшее время».
Индустриальный Ростов
Лидер по индустриальному развитию, то есть по объему инвестиций, привлеченных в локализацию производства оборудования в области ВИЭ, – Ростовская область. Здесь приоритетное направление – ветроэнергетика. На территории региона создано серийное производство основных компонентов ВЭУ с производственной мощностью свыше 300 МВт/год.До прошлого года здесь работало два кластера: в Волгодонске и в Таганроге. Производство в Таганроге, где делали оборудование для датской компании Vestas, временно заморожено, так как основной заказчик ушел с российского рынка. Однако, так как актив не полностью принадлежал зарубежным инвесторам, отечественные компании готовы в любой момент возобновить производство.
Поделиться
Экскурсия на завод "Новавинд" в Волгодонске. Фото: novawind.ruВолгодонский промышленный кластер успешно продолжает производить компоненты ветротурбин и башни для ветрогенераторов, которые уже на месте монтируют в комплексную ветровую установку.
Текущий годовой объем производства ветроустановок мощностью 2,5 МВт оценивается в 300 МВт, активно прорабатывается вопрос запуска производства более мощных ветроустановок 4,5−6 МВт, что является сейчас наиболее перспективным направлением и в мире, и в России.
По биоэнергетике – отстаем
Южан нет только среди регионов с самым большим объемом установленной мощности объектов биоэнергетики. В основном, имеются в виду электростанции, которые используют биогаз, получаемый из органических отходов, в том числе отходов животноводства. На первом месте здесь Московская область, где уже сейчас на полигоне Тимохово работает БиоЭС на 10 МВт, а к 2028 году установленная мощность биоэлектростанций будет превышать 40 МВт.Основную причину этого АРВЭ видит в том, что биоэнергетика не входит в программу поддержки на оптовом рынке электрической энергии и мощности – такие проекты могут участвовать лишь в региональных конкурсных отборах , по результатам которых получать право продажи электроэнергии сетевым компаниям по специальному тарифу. Однако проведение таких отборов, в отличие от тех, что организуются на оптовом рынке, не является обязательным, и многие регионы попросту от них отказываются. Во-вторых, эффективное производство биогаза и последующая генерация на его основе электричества значительно более сложный технологический процесс, чем выработка электроэнергии солнечной генерацией. Вопрос также осложнен отсутствием производства в России газопрошневого оборудования, адаптированного для работы на биогазе и уходом с российского рынка зарубежных производителей.
«На мой взгляд, биоэнергетика – все же перспективное направление, особенно учитывая объем сельского хозяйства в южных регионах России и, соответственно, объем формирующихся отходов. Поэтому потенциал для развития этой технологии точно есть», – считает директор АРВЭ.