93 100 13

Средний — значит растущий
2015

1373
5 минут
Похоже, наступает время для выдвижения среднего бизнеса на первый план. Крупным предприятиям не до новых проектов: они отрезаны санкциями от западной ликвидности и заняты реструктуризацией долгов. Новые инвестпроекты государства останутся единичными. Малый бизнес слишком слаб для того, чтобы определять ситуацию в инвестиционной и производственной сферах, решать проблемы импортозамещения. Остаются средние компании. Уровень организации бизнеса и стратегическое мышление позволяют им и гибко реагировать на меняющуюся внешнюю среду, и относительно твёрдо стоять на ногах в кризисные периоды. Они ещё не доросли до больших размеров и не утратили воли к развитию. Крупнейшие банки обращают внимание на этот сегмент как на самую перспективную точку приложения дефицитной ликвидности.

Но особенность нынешней ситуации в экономике в том, что все понимают: мяч на стороне государства. Это оно, а не инвесторы или предприниматели сегодня стоит перед выбором. Это ему, а не бизнесу надо определиться. Это для него ситуация исключительная. Средний, да и крупный региональный бизнес привык подстраиваться под любые экономические условия. Для компаний, у которых есть стратегии развития или которые просто видят долгосрочные перспективы для своей продукции, сегодня меняется немногое — и меньше всего в самих стратегиях.

На фоне нынешних официальных прогнозов по темпам роста ВВП темпы прироста среднего бизнеса выглядят неприлично, издевательски, но в чём-то поучительно. Мы помним заезженную пластинку про то, что экономика растёт на уровне своего потенциала. Как мы видим, это не так, раз уж средний бизнес видит новые возможности для стремительного роста.

Есть точка зрения, что средний бизнес не стоило выделять из малого, потому что принципиальной разницы между ними якобы не существует. Возможно, это так для банков, которые кредитуют МСБ, но функции в экономике у средних компаний — особые. От малого бизнеса их отличают способность закрывать важные ниши на рынках региона и выход на уровень стандартизации бизнес-процессов, от крупного — бóльшая гибкость, которая часто оказывается неустойчивостью, и, опять же, заземлённость на региональные потребности. Интересы крупного бизнеса, по сути, всегда выходят за пределы территории, крупный бизнес — это канал перетока внешних ресурсов в регион. Средний же бизнес работает с региональными потребностями — в этом залог его стабильности. Отсюда и особое его влияние на уровень жизни в регионе — достаточно сравнить богатые именно средним бизнесом Дон и Кубань с Волгоградской областью, где реальная экономика представлена в основном бизнесом крупным.

Дело в том, что крупные предприятия так или иначе работают с массовым спросом, причём в нишах, которые лучше всего для этого подходят. Средний бизнес мы находим в сферах, где крупного бизнеса может и не быть, — это специализированная торговля, производство специальной продукции или продуктов, ориентированных на сырьевую базу и потребление региона. Для примера, масло «Золотая семечка» группы «Юг Руси» — федеральный бренд, а продукция хлебозавода «Юг Руси» никогда не выйдет за пределы региона, но для региональной экономики завод в чём-то даже более важен, поскольку заполняет нишу, непосредственно влияющую на качество жизни. Никакой крупный бизнес не накормит вас вкусным хлебом.

Необходимо понимать, что значение среднего бизнеса выходит далеко за пределы собственно бизнеса. В деловом ландшафте этот сегмент выполняет примерно ту же функцию, что и средний класс в структуре общества в целом. Причём эта функция заключается не в какой-то абстрактной «стабильности», которую можно трактовать по-разному, а в создании совершенно конкретной среды — как деловой, так и вообще жизненной. Можно привести простой пример. В тех регионах, где средний бизнес массово не сформировался, бросается в глаза одна особенность местной жизни: преобладающие марки автомобилей там — это «Жигули» и «Мерседес», а середина практически не заполнена. Между тем «города контрастов» — это характерная черта «третьего мира», которого мы боимся как огня: мы же все хотим жить в «нормальной стране». Выходит, что критерием «нормальности» как раз и является уровень присутствия в регионе среднего бизнеса.

Если проводить аналогии со спортом, то средний бизнес — это своего рода промежуточная лига между высшим дивизионом и любительским чемпионатом. Причём как в том, так и в другом случае переход из одного класса в другой сопряжён с «квантовым скачком» — в управлении, в горизонтах развития, в привлечении средств, в кадровой политике и многом другом. В южном бизнесе этот скачок хорошо заметен на примере тех компаний, которые за последние годы, несмотря на кризис, не просто вышли в «высшую лигу», а ещё и стали предприятиями федерального размаха. Ростовский производитель индейки «Евродон» и краснодарская сеть магазинов товаров для дома «Санги Стиль» — одни из самых впечатляющих образцов того, как большое вырастает из малого, не говоря уже о «Магните», ещё сравнительно недавно также входившем в средний «дивизион».

Именно средний бизнес — наиболее благодарный объект для исследования закономерностей эволюции бизнеса и технологий выработки конкурентных преимуществ, динамичного роста. По этой причине исследование компаний среднего бизнеса стало ежегодным проектом журнала «Эксперт ЮГ».

Важно, чтобы средний бизнес региона был замечен — и властями, и финансовыми институтами. На одной из наших конференций, посвящённых среднему бизнесу, один топ-менеджер признался, что его динамичная компания последние пять лет не пользовалась никакими видами поддержки — несмотря на то, что ассортимент её инструментов всё увеличивается. И это — типовая ситуация. Наш собеседник не сразу признался, почему так происходит, но в конце концов проговорился. Пять лет назад у компании был опыт оформления субсидии, она представила региональным властям полную информацию о себе — а затем была вынуждена отбивать рейдерскую атаку. Связь между предоставленной информацией о себе и последующими событиями для топ-менеджеров предприятия прямая — и это большая проблема. Если власть хочет помогать среднему бизнесу, за счёт него добиваться так необходимого ей экономического роста, она должна убедить это сообщество в том, что принимать пищу из её рук не опасно. Без этого говорить о реальном сотрудничестве в интересах региона невозможно. А это сегодня пока недостаточно используемый потенциал развития.
0
0
0
0
0
Подпишитесь на каналы «Эксперта Юг», в которых Вам удобнее нас находить и проще общаться: наше сообщество ВКонтакте, каналы в Telegram и на YouTube, наша группа в Одноклассниках .