Стройка на твёрдую «четвёрку»
№9-10(349-350)

772
3 минуты
Стройка на твёрдую «четвёрку»

Редакционная статья
Кризис — лучшее время для критической оценки сделанного. Для строительной отрасли это особенно важно, потому что результаты её работы ежедневно видят все, и каждый, в общем, может вынести собственный вердикт: в этом городе строят много, а в другом мало, здесь строят хорошо, а там — так себе. Именно от таких бытовых оценок (порой, кстати, оказывающихся проницательнее экспертных) во многом зависит образ того или иного города. Поэтому периодические кризисные паузы для строителей даже в чём-то полезны: они дают возможность посмотреть на результаты собственной деятельности глазами обычного горожанина.

Подводя итоги последних пяти лет, можно сказать, что строители ведущих регионов юга России поработали на уверенные четыре балла по стандартной школьной системе. Во-первых, им удалось создать ликвидный продукт для массового спроса. Во-вторых, они смогли достучаться до местных властей, чтобы те более активно включались в обеспечение стройкомплекса землёй и инфраструктурой. В-третьих, строительная отрасль за это время серьёзно модернизировалась — от освоения новых стройматериалов до борьбы за пресловутую энергоэффективность. В-четвёртых, строить стали более интересно: промышленные масштабы жилищного строительства больше не ассоциируются с унылыми панельными многоэтажками.

Что мешает поставить строителям за отчётный период между двумя кризисами высшую школьную оценку? Прежде всего то, что пока их творчество по большей части решает проблему насыщения рынка «метрами квадратными», а не создания современной, дружественной для обычного человека городской среды. Чтобы в этом убедиться, достаточно просто посмотреть на долю малогабаритного жилья (студий и однокомнатных квартир) в массовых многоэтажных проектах. Строители предлагают рынку то, что наиболее востребовано сегодня, и не в последнюю очередь теми, кто просто стремится обезопасить свои накопления. Но о судьбе построенного сегодня лет через 20–30, похоже, мало кто думает всерьёз.

Конечно, ставить это строителям в вину вряд ли уместно. Они должны прежде всего строить, и можно только порадоваться, что в последние несколько лет они стали это делать много и по большей части неплохо. Вопросы, связанные с градостроительной политикой, надо адресовать прежде всего властям, которые демонстрируют в этой сфере, прямо скажем, весьма умеренные успехи. Очень хорошо, конечно, что власти помогают девелоперам с землёй и коммуникациями, но на этом их активность в развитии городов не должна заканчиваться. Между тем ряд проблем крупных южных городов за последние пять лет так и не были решены: не появились системы современного скоростного транспорта, не были реализованы проекты комплексной реконструкции исторических центров, недостаточно быстро в сравнении с темпами автомобилизации развивалось дорожное хозяйство.

Результат парадоксален: строить научились «как в Европе», а качество городской среды ничуть не улучшилось. Что выигрывает человек, переселяясь из хрущёвской пятиэтажки недалеко от центра в новую квартиру в спальном районе, если ему придётся добираться на работу в переполненной маршрутке или каждый день стоять в пробке? Определённым решением проблемы могла бы стать децентрализация крупных городов, направленная на создание новых рабочихмест на окраинах, но пока это скорее благое пожелание. А развитие агломераций, которое также призвано разгрузить крупные города, происходит с точностью до наоборот: маятниковая миграция в региональные центры из небольших близлежащих городов и сёл с каждым годом становится всё сильнее.
Таким образом, важнейшая задача на следующий строительный цикл — гармонизировать новые инъекции жилья в городскую среду — выходит далеко за рамки нынешнего мышления в «метрах квадратных» и процентах ввода к предыдущему году. При этом нужно понимать, что решать её придётся без масштабных средств. Такая ситуация должна стимулировать в первую очередь интеллектуальные ресурсы — управленцев, урбанистов, архитекторов, специалистов по транспортным системам и т.д. Силами одних строителей тут явно не обойтись.
  • Комментарии
Загрузка комментариев...