Святой блаженный Павел Таганрогский (Павел Павлович Стожков) был одной из наиболее заметных фигур русского старчества — значимого явления духовной жизни России XIX века. Он родился в Черниговской губернии в 1792 году, получил в наследство немалый капитал и 300 душ крепостных, но в возрасте 25 лет отпустил их на волю и отправился в паломничество по святым местам. В возрасте примерно 35 лет его странствия завершаются в Таганроге, где Павел останется до самой смерти в 1879 году. Здесь он вёл самую обычную жизнь, зарабатывая подёнными работами, но вскоре стал заметным духовным авторитетом — сначала среди простых людей, а затем и среди духовенства.
«Благочестивый старец Павел вёл всех, приходящих к нему, ко спасению чрез свои наставления, учил их делать добрые дела, проводить время в труде и почитать праздники Господни и воскресные дни, — говорится в его биографии, изданной Ростовской епархией в 1994 году. — Старца всегда посещало много народа из Черномории и из-за Дона и всей Азовской окружности, и все рассказывали очень много о его предсказаниях, милосердии и добрых его делах». После смерти старца проводить его в последний путь, по свидетельствам очевидцев, собрались тысячи людей, а его могила на старом кладбище Таганрога сразу же стала местом паломничества.
Вопрос о канонизации Павла Таганрогского был поставлен незадолго до революции 1917 года, но по понятным причинам его решение было отложено на десятилетия, хотя почитание старца продолжалось и в советский период, несмотря на репрессии в отношении ближайшего круга его последователей. Наконец, в 1999 году состоялось причисление старца Павла к местночтимым святым, а сразу после этого началась работа по включению его имени в число общецерковных святых. Сейчас этот процесс движется к завершению, и в день общецерковной канонизации Павла Таганрогского в апреле следующего года ожидается первый в истории визит в Таганрог патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Кроме того, намечена реконструкция памятных мест Таганрога, связанных с жизнью святого — Никольского храма, могилы и кельи Павла Таганрогского. О месте этой фигуры в церковной жизни юга России «Эксперту ЮГ» рассказал благочинный приходов Таганрогского округа, настоятель Никольского храма протоиерей Алексей Лысиков.
Небесный покровитель Дона
— В чём заключается значимость канонизации старца Павла для Ростовской области и в целом для юга России? Как бы вы это объяснили невоцерковленным людям?
— Старец Павел прожил здесь так долго и внёс такую лепту в формирование духовной жизни Таганрога, что мы имели полное право породниться с ним, канонизировав как святого Донской земли. А после того, как в следующем апреле состоится прославление блаженного Павла Таганрогского в лике общецерковных святых, святой такого масштаба на юге России появится впервые за столетие. Это событие откроет новую страницу в истории Таганрога, причём оно станет важным не только для нашего края, покровителем которого является старец Павел, но и для Украины, поскольку старец родился в Черниговской губернии. Общецерковное его прославление будет означать, что имя праведного станет почитаться во всех уголках православного мира. Уже сейчас иконы с его изображением находятся в ряде зарубежных стран, в том числе в США и в Италии. Знаю точно, что его иконы есть и в нескольких храмах на Афоне и на Святой Земле. А паломники приезжают в Таганрог не только из близлежащих регионов, но и из Москвы, из Владивостока — все, кто хоть раз помолился у раки с мощами старца Павла, навсегда запоминают это. Могу с уверенностью сказать, что общецерковное прославление праведного Павла Таганрогского позволит огромному количеству людей соприкоснуться с его личностью, его святостью и обнаружить уникальный пример жизни по Евангелию. А мы знаем, что только такая жизнь открывает истинное познание Бога и делает человека по-настоящему счастливым.
— Насколько заметной фигурой для Таганрога старец Павел был при жизни?
— Можно сказать, что личность старца Павла духовно преобразила Таганрог, на тот момент — шумный портовый город. Несмотря на множество храмов, в городе царил купеческий дух, а вера и благочестие не всегда были центром жизни таганрожцев. Но образ жизни подвижника обратил на себя внимание — люди увидели на нём печать Божию и стали обращаться к нему за помощью. Многим он помог духовным советом, милостыней. По его молитвам совершались чудеса исцеления и обращения к праведной жизни. Благодаря подвигу старца Павла в городе сформировалась особая духовная атмосфера. Как подтверждение — истории людей, живших высокой духовной жизнью и связавших свою судьбу с Таганрогом, в том числе и наших современников. Среди них митрополит Иосиф (Чернов) Алма-Атинский, архиепископ Арсений (Смолянец), старица Мария Величко, архиепископ Николай (Феодосьев) Чебоксарский.
— Можете ли вы описать наиболее известные примеры чудес старца Павла?
— Чудеса происходили и при его жизни, и после смерти. Например, незадолго до смерти Павел Таганрогский предсказал иеромонаху Дамиану, служившему на подворье Иерусалимского патриархата в Таганроге, что он станет великим человеком, причём настолько, «что больше и быть не может». Это предсказание сбылось: через два десятилетия обычный иеромонах стал Иерусалимским патриархом. В ежемесячном литературном приложении к журналу «Нива», изданном в 1902 году, описана эпидемия холеры, охватившая в 1892 году окрестности Таганрога и унёсшая жизни восьмисот человек. После панихиды по старцу Павлу эпидемия на другой же день сократилась, а затем, как сказано в этой публикации, «как бы обошла город стороною и совершенно исчезла». Любопытно то, что в светском издании времён уже начавшегося в России духовного кризиса было подчёркнуто: чудо произошло по молитвам старца Павла. Я сам знаю много случаев, когда старец Павел помогал страдающим неизлечимыми заболеваниями, многие из этих историй подтверждаются медицинскими свидетельствами. Люди получают от него утешение и помощь в трудных жизненных ситуациях, семейных неурядицах, духовных проблемах. Это самые настоящие чудеса, которые происходят ежедневно по его молитвам.
Путь к канонизации
— Предпринимались ли в дореволюционный период попытки канонизировать старца Павла?
— Сначала его почитали простые люди, но затем и духовенство стало видеть в нём неординарную личность. Когда он умер, с ним пришло проститься огромное количество таганрожцев и жителей окрестных сёл. Храм Всех Святых на городском кладбище не мог вместить всех людей, а из храма до места погребения — это всего 200–300 метров — гроб несли более часа, потому что каждый хотел к нему прикоснуться. Уже в 1911 году, через 32 года после смерти старца Павла, с одобрения Святейшего Синода издаётся жизнеописание, повествующее о прижизненных и посмертных чудесах подвижника. А в 1917 году князь Николай Жевахов, помощник обер-прокурора Святейшего Синода, изъявил желание собрать больше сведений о старце Павле, чтобы начать процесс его канонизации. Этому помешали известные события, но в годы советской власти массовое почитание продолжалось. Последовательница старца Мария Величко собрала около себя общину его почитателей, в которую входили и священнослужители. Но в 1927–28 годах власти, пытаясь прекратить это почитание, завели против общины так называемое «дело святых». Старицу Марию и других членов общины судили за антисоветскую пропаганду, была разрушена часовня, взломана и осквернена могила. Несмотря на это, люди продолжали искать у старца помощи.
— Что, в конечном счёте, стало предпосылкой к канонизации старца Павла как местночтимого святого? Как было принято это решение?
— Когда закончились годы советской власти, вопрос о канонизации старца Павла стали поднимать простые люди, почитавшие его. А среди церковных иерархов первым эту идею предложил митрополит Ростовский и Новочеркасский Владимир (Сабодан), ныне митрополит Киевский, затем её поддержал митрополит Петербургский Владимир (Котляров). В 1999 году архиепископ Ярославский и Ростовский Пантелеимон с благословения Святейшего Патриарха Алексия II совершил причисление старца Павла к местночтимым святым. На эту канонизацию приехало около трёхсот священников. Мощи старца Павла предварительно поместили в специальную капсулу и перенесли с территории Всехсвятского храма на кладбище через весь город в Никольский храм. На канонизации присутствовало около 30 тысяч человек, ставших свидетелями чудесного события. В тот момент, когда совершался чин прославления блаженного Павла, вокруг солнца появилась радуга, которая оставалась на небе в течение двух часов, и многие зафиксировали её на фото— и видеокамеры. Казалось бы, ничего удивительного, радуга вокруг солнца, так называемое гало — это редкое, но естественное физическое явление. Но для верующих людей это было духовное свидетельство того, что прославление старца Павла радует не только наши сердца, но и Небеса.
Зримый и незримый фронт работ
— Как сейчас организован процесс причисления местночтимых святых к общецерковным? Какая подготовительная работа вами проведена?
— Признать общецерковным святым может только архиерейский собор, который проходит раз в два года. И такое признание — редкое событие. Поэтому подготовительная работа должна быть проведена огромная и ответственная. На протяжении всех этих лет идёт сбор документов, свидетельствующих о помощи старца Павла — чудесах или исцелениях. Параллельно происходит большая работа с архивами, ведётся составление богослужения старцу Павлу. Всем этим занимается комиссия по канонизации святых Донской митрополии, подготовка к общецерковному прославлению ведётся по благословению митрополита Меркурия Ростовского и Новочеркасского. Далее документы подаются в Синодальную комиссию по канонизации при Святейшем Патриархе, и если подготовительную работу признают удовлетворительной, то она передаётся архиерейскому собору, который выносит окончательное решение. Но подготовка канонизации — это не только работа с документами, но и реконструкция памятных мест, связанных с именем святого.
— Какие это объекты в Таганроге?
— Во-первых, часовня над могилой старца Павла, во-вторых, его келья, а самое главное, Никольский храм — главный в Таганроге, именно в нём почили мощи старца Павла. Поэтому перед нами стоит задача реализовать проект реконструкции Никольского храма, поскольку после канонизации он станет центром притяжения ещё большего количества верующих. Прежде всего нужно соединить уже существующие два здания в один большой храм. Работа предстоит огромная — в храме требуется сделать новую роспись, иконостас, заново перекрыть крышу, установить новые купола. За территорией храма планируем построить воскресную школу и создать административный корпус.
— Стоимость этих работ уже определена?
— Всё зависит от того, что нам предложат реставраторы и иконописцы. Сейчас мы знаем не весь объём необходимых работ, но стоимость успешного выполнения всего проекта колеблется от 90 до 120 миллионов рублей. Кроме того, нам необходимо согласовать все проектные документы, в том числе с Министерством культуры. Здесь идёт каждодневная работа, но мы понимаем, что сроки настолько малы, что человеческими усилиями многое сделать сложно — поэтому надеемся на Божью помощь.
— Можно ли рассчитывать на то, что в реконструкции Никольского храма поучаствуют крупные предприятия Таганрога?
— Конечно, мы надеемся, что люди, которые знают старца Павла и для которых святыни Никольского храма небезразличны, примут участие в его восстановлении. Хотя мне задают вопросы: сейчас, когда государство и народ переживают не лучшие времена, есть ли смысл вести новое строительство? Но храмы строили даже в самые трудные времена — потому, что люди хотели молиться Богу, получать помощь, и народ, объединённый этой молитвой, преодолевал все трудности. В случае с Никольским храмом мы рассчитываем, что он станет не только духовным, но и социальным центром, и это будет соответствовать миссии старца Павла, тому служению, которое он нёс при жизни.
— Возможно ли появление такой личности, как старец Павел, в наше время? Есть ли сегодня в православном мире фигуры, сопоставимые с теми старцами, что жили сто-двести лет назад?
— «Не стоит село без праведника, а город без святого» — эта мудрость отражает смысл библейской истории о Лоте, ради которого Бог не уничтожал Содом, пока праведник не покинул город. Сейчас трудно сказать, кто эти люди, ради которых стоят наши города. Признать богоугодной жизнь человека могут только время и полнота церковного разума. Несмотря на то, что в XX веке Церковь была гонима, этот период дал России десятки тысяч святых новомучеников, исповедников и подвижников. Среди них есть и такие, кого мы тоже называем старцами — к примеру, совсем недавно почившие в Бозе протоиерей Николай Гурьянов и архимандрит Иоанн (Крестьянкин). Подвижников, именуемых в народе старцами, в XX веке было много. Мы обращаемся к их опыту, их мудрости, но прошло слишком мало времени, чтобы их канонизировать: пройдут ещё годы, пока церковное сознание признает их святыми.