В 2023 году крымскому отелю «Превысоковъ» пришлось изменить маркетинговую концепцию. Фото: t.me/karpenko_today
Поделиться
«Нам нужно вовлекать в статистику большие данные, взаимодействовать с Росстатом, чтобы менять методологию подсчета. Самое главное, чтобы в стратегии развития попадали не цифры, а экономические показатели и результаты, в том числе связанные с занятостью населения и экономикой отдельных регионов, особенно нетуристических, которые только вступают на эту тропу», – сказал Алексей Волков на онлайн-эфире отельеров.
Поделиться
Эксперт по туризму Алексей Волков. Фото: ocig.ruСредняя загрузка по всем отелям России за 365 дней составляет около 30%, тогда как сочинский кластер стал фактически всесезонным; круглогодичная загрузка отелей и санаториев здесь составляет 80−85%. Скорее всего, сезонная разница будет размываться и на других курортах – например, в Абрау-Дюрсо.
Несмотря на тенденции к росту, расслабляться отельерам эксперты не советуют: представители отрасли гостеприимства Турции также планируют привлекать больше российских туристов и в итоге повысить прибыль с 43 до 100 млрд долларов.
Крым развивает внутренний туризм
Единственный регион Юга, где количество туристов в 2023 году не выросло, а снизилось примерно на треть, – это Крым. На поддержку отрасли Правительство России выделило свыше 2,5 миллиардов рублей, а Министерство туризма и курортов Республики Крым провело ряд грантовых конкурсов.Три основных фактора по снижению турпотока на полуострове, как выразился президент Общенационального союза индустрии гостеприимства Алексей Волков, – дожди, мосты и самолеты. Генеральный менеджер крымского отеля «Превысоковъ» в Бахчисарайском районе Михаил Карпенко добавил к ним уход трех крупных рекламных площадок – Google, Booking, Instagram. (проект Meta Platforms Inc., деятельность которой в России запрещена – ред. ).
«Мы сразу же перелили аудиторию из «Инстаграма» (Instagram — проект Meta Platforms Inc., деятельность которой в России запрещена – ред. ) в ВКонтакте и набирающий популярность телеграм-канал. Я создал личный блог, в котором рассказываю о жизни директора, вечно бегающего по территории отеля, номерному фонду, ресторанному комплексу, SPA, и предлагаю увидеть этот отель изнутри. Вы знаете, людям это интересно. После ухода «Гугла» мы сразу же поменяли его на «Яндекс», у которого много функций для развития туристического направления: от баннеров до карт. Неожиданные результаты дало SEO-сопровождение – после того, как мы его подключили, переходы из систем стали значительно превышать рекламный трафик. Это удалось добиться не только с помощью технического SEO, но и благодаря блогу, в котором каждый месяц публикуем около пяти статей».
Поделиться
Генеральный менеджер крымского отеля «Превысоковъ» в Бахчисарайском районе Михаил Карпенко ведет блог директора. Фото: t.me/karpenko_todayИзменилась и целевая аудитория для рекламных предложений. Понимая, что количество внешних туристов в Крыму снижается, «Превысоковъ» сделал ставку на внутренний рынок. Отель на сайте называется «событийным» и предлагает гостям услуги по празднованию важных личных дат – от SPA-девичника до полноценной свадьбы. Для этого обустроили специальную ротонду и ряд тематических площадок.
«Как только мы поняли, что Республика Крым отрезана от материка, сразу же разработали множество выгодных предложений для крымчан, – продолжает Михаил Карпенко. – Для рекламы стали привлекать блогеров разного масштаба, с числом подписчиков как более 100 тысяч человек, так и 10−20 тысяч человек. Интересное наблюдение – локальные блогеры с малым количеством читателей – мамочки, путешественники – принесли нам больше лидов, нежели блогеры-миллионники».
По словам директора отеля, благодаря принятым мерам 2023 год прошел значительно лучше, чем ожидалось. В новом году коллектив будет продолжать работу с инструментами, показавшими свою эффективность, и пробовать новые – например, искусственный интеллект и сервисных роботов.
Взлет Абрау-Дюрсо
Турпоток, которого лишился Крым, «затопил» курорты Краснодарского края, где переполненность традиционных курортов заставила отдыхающих осваивать новые направления. Одним из выгодоприобретателей такой ситуации стал туристический комплекс «Абрау-Дюрсо», который в 2023 году посетили более 500 тысяч человек.«Мы побили рекорды и по бюджету, и по количеству гостей, по количеству номероночей, – рассказал Игорь Кислов, руководитель отеля на 111 номеров Abrau Light resort & spa 4*, который открылся в августе 2023 года. – Мы опасались, что новый комплекс оттянет гостя от отеля «Империал», который функционирует уже несколько лет. Но не тут-то было: «Империал» даже не заметил того, что открылся новый отель, а у нас по итогам пяти месяцев работы средняя загрузка составила 55%. Это очень неплохо с учетом ярко выраженной сезонности нашего побережья, где в ноябре практически нет отдыхающих».
Поделиться
Новый отель на 111 номеров открылся в Абрау-Дюрсо в августе 2023 года. Фото: vk.com/abraudurso_officialAbrau Light resort & spa – первый из плеяды новых отелей, который планируется открыть в поселке Абрау-Дюрсо под Новороссийском. Они будут составлять единый организм с одноименным заводом и центром винного туризма. Появятся новые туристические маршруты, экотропы, экскурсии и развлечения, что должно мотивировать гостей задержаться на более долгий срок, несмотря на относительную удаленность локации от моря.
«Проблема кластера Геленджик – Абрау – Анапа состоит в коротком высоком сезоне, – отметил председатель экспертного совета Ассоциации Отельеров АМОС Дмитрий Богданов. – Очень рано заканчивается осень и продажи падают, если отель заранее не провел правильную работу. Но и в Сочи когда-то была такая ситуация. Я помню времена, когда некоторые санатории на первой линии в конце сентября закрывались, распускали персонал, переставали платить зарплату и собирали всех только в конце апреля. Но эта задача была успешно решена еще до Олимпиады. Я убежден, что если в Абрау-Дюрсо, Анапе и Геленджике возникнет сообщество отельеров, которые захотят переломить ситуацию, то мы уже в этом году можем увидеть серьезные результаты».
Буйные туристы и высокая инфляция
Вместе с рекордными результатами туристический сезон 2023 года выявил и проблемы. Одна из самых неожиданных – выросло число проблемных туристов, которые не отходят от фуршетной линии, особенно если там есть алкоголь, шумят по ночам, воруют и оставляют после себя убитый в хлам номер.Несмотря на то, что цены на размещение повышаются и средний чек становится больше, это не сказывается прямым образом на прибыли, так как растут затраты отелей и санаториев. С их точки зрения продуктовая инфляция достигает 30–40%.
«Для отелей инфляция выше, чем на частном рынке, потому что они покупают сертифицированные продукты определенного качества, с полным пакетом документов, которые стоят дороже», – объяснил председатель экспертного совета Ассоциации Отельеров АМОС Дмитрий Богданов.
Поделиться
Дмитрий Богданов на онлайн-эфире Ассоциации Отельеров АМОС. Фото: www.amos-hotels.ru
Кроме того, он отметил отставание транспортной и социальной инфраструктуры от развития бизнеса:
«В Хосте, маленьком поселке возле Сочи, в ближайшие полтора-два года открывается несколько даже не отелей, а курортных городов в сегменте 4-5 звезд. Мы прекрасно понимаем – если даже 10% отдыхающих в этих новых отелях выедут на трассу, Сочи встанет. А где будут жить люди, которые должны работать в новой Анапе? Вместе с членами семей это примерно 100 тысяч человек. Вице-премьер Дмитрий Чернышенко четко сказал, что жилья там не будет. Значит, еще вырастут цены на недвижимость в городе, а все действующие отели недосчитаются персонала».
Наступивший 2024 год продолжает тенденции прошлого года и ставит перед отельерами все те же вызовы. Гостиницы и санатории большинства регионов Юга будут вести бизнес в условиях высокого спроса на свои услуги, параллельно решая хронические проблемы: например, это кадровый голод, недостаточно развитая инфраструктура и растущие издержки.