93 100 13

Трудно — не значит невозможно

911
12 минут
Трудно — не значит невозможно

Поделиться

Михаил Кувырко

2015 год вновь оказался крайне тяжёлым для энергетики Северного Кавказа: общий объём долгов за потреблённую электроэнергию опять вырос и составляет уже 17,1 млрд рублей. Однако крупнейшая энергокомпания СКФО ПАО «МРСК Северного Кавказа» смогла предпринять серьёзные меры по оптимизации управления энергосистемой региона, которые должны принести осязаемый эффект, убеждён генеральный директор Юрий Зайцев


— Давайте сразу начнём нашу беседу с главной проблемы энергетики СКФО — собираемости платежей. Каковы основные результаты 2015 года в этом направлении?

— Финансовое положение компании находится в прямой зависимости от платежей за услуги по передаче электроэнергии. Дебиторская задолженность потребителей перед группой компаний ПАО «МРСК Северного Кавказа» к настоящему моменту достигла 12,5 миллиарда рублей, увеличившись с начала года на 2,4 миллиарда рублей. Основные неплательщики — неэффективные региональные территориальные сетевые организации, накопившие долг в размере 7 миллиардов рублей, а также частные сбытовые компании. Эти неплатежи ставят под угрозу энергобезопасность региона, поскольку из оборота выпадают средства на ремонт, эксплуатацию, не говоря уже об инвестициях. Общий же долг конечных потребителей СКФО за электроэнергию составил 17,1 миллиарда рублей, прирост с начала года — 2,4 миллиарда рублей. Основная задолженность приходится на предприятия ЖКХ — 4,1 миллиарда рублей, причём уровень оплаты был снижен на 42 процента в сравнении с прошлым годом. Повсеместно за потреблённую электроэнергию не платят водоканалы, пользуясь невозможностью ограничения их потребления, — это системная проблема, связанная, в том числе, с низким уровнем платёжеспособности населения в регионе. Кроме того, ныне не функционирующие энергосбытовые компании-перепродавцы сформировали задолженность в размере 7 миллиардов, их доля приближается к половине от общего долга.


— Насколько жёсткие санкции используются вами в отношении неплательщиков?

— Мы осуществляем весь комплекс мер, предусмотренных законодательством. За 10 месяцев этого года по ПАО «МРСК Северного Кавказа» и управляемым обществам было подано 30 369 судебных исков на общую сумму 10,6 миллиарда рублей, в правоохранительные органы направлено 813 заявительских материалов по фактам уклонения от уплаты дебиторской задолженности, а также хищения электроэнергии. Отдельно хочется поблагодарить аппарат полномочного представителя президента в СКФО и лично полпреда Сергея Меликова, под руководством которого были разработаны и реализуются совместно с регионами комплексные планы мероприятий по снижению дебиторской задолженности, регулярно проводятся совещания по проблемам неплатежей. Хотелось бы ещё раз напомнить, что недополученные средства — это не построенные новые необходимые региону энергообъекты, это препятствия в развитии инфраструктуры, ветшание электросетевого комплекса и, как следствие, снижение его надёжности, что влечёт за собой аварийные отключения и законное недовольство потребителя. Да, мы — социально ответственная компания, но при этом не кредитная организация, и злоупотреблять нашей социальной ответственностью мы не позволим. В первую очередь эта ответственность состоит в том, что наши потребители не должны страдать от перебоев с электроснабжением и частых отключений, которые неизбежны, если в сети не вкладывать средства.


— А как выполнялась в 2015 году инвестиционная программа МРСК Северного Кавказа? В какой степени на её мероприятиях сказались валютные и прочие финансовые риски?

— В 2015 году наша инвестпрограмма была существенно скорректирована в сторону уменьшения и в итоге составила 1,867 миллиарда рублей. Один из наиболее значимых завершенных объектов капитальных вложений — подстанция «Бештау» 110 кВ для электроснабжения нового микрорайона в столице СКФО городе Пятигорске, её торжественный пуск состоится в День энергетика, 22 декабря. Питающий центр даст электроэнергию микрорайону, в котором будет проживать более 20 тысяч человек. Сметная стоимость первого этапа проекта — 494,7 миллиона рублей. Кроме того, мы изыскали возможность реконструировать и подготовить сети к празднованию 2000-летия Дербента. Около полугода наши специалисты серьёзно работали в исторической части города, так называемых магалах, полностью изменив схему электроснабжения на 15 улицах. Всего за время этой работы было заменено 1,5 тысячи опор и 100 километров провода, к празднованию юбилея Дербента появилось новое освещение улиц и крепости Нарын-кала. Более 30 тысяч местных жителей сразу ощутили результат — напряжение повысилось до нормативного, исчезли перегрузки в сети, снизились потери электроэнергии.


— Как в целом продвигается реализация комплексной программы по снижению сверхнормативных потерь в Дагестане, а также в Чечне и Ингушетии?

— С июня 2011 года, когда МРСК Северного Кавказа начала программу по этим трём республикам, затраты на её реализацию составили 5,267 миллиарда рублей, в том числе за счёт средств федерального бюджета 4,881 миллиарда рублей и за счёт средств компании 386 миллионов рублей. К моменту моего назначения на должность руководителя МРСК Северного Кавказа программа фактически находилась в заброшенном состоянии, поскольку уже на стадии подготовки технического задания она была практически невыполнима. Такая ситуация стала результатом некачественного предпроектного обследования, несовершенства проектно-сметной документации, низкого качества программного обеспечения на начальном этапе реализации программы. К тому же по ходу её реализации финансово-экономическое положение подрядных организаций значительно ухудшилось, что затрудняет её завершение, а часть установленных приборов учёта была попросту снята неустановленными лицами. В общем, для меня, наверное, было бы проще отказаться от реализации программы, но как руководитель компании, которой были доверены федеральные средства, я понимаю необходимость её завершения, и, несмотря на огромные трудности, мы движемся к финалу. В частности, на территории Ингушетии в апреле этого года были завершены работы по созданию комплексной системы учёта электроэнергии, а на территории Чеченской Республики и Дагестана ведётся приёмка в эксплуатацию системы по районным электрическим сетям. Для завершения программы установлены крайне сжатые сроки, и менеджмент компании делает в этом направлении всё возможное.


— В 2015 году гарантпоставщики республик СКФО и Калмыкии были возвращены под управление МРСК Северного Кавказа. Можно ли говорить о том, что это принесло определённые позитивные результаты? Является ли эта мера долгосрочной, или же в дальнейшем планируется новое изменение схемы управления гарантпоставщиками?

— На мой взгляд, наличие единого центра ответственности за функционирование сетевой и сбытовой компаний приближает потребителя к непосредственному исполнителю услуг по передаче электроэнергии, поэтому в сложившихся условиях функционирования на территории СКФО такая мера является оправданной. Сегодня существует очень много мнений по этой теме и инициатив, которые рассматриваются на высшем уровне, — надеюсь, там будут приняты верные решения.


— Прокомментируйте, пожалуйста, отзыв статуса гарантпоставщиков у хронически проблемных компаний «Нурэнерго» и «Ингушэнерго».

— Хотел бы заметить, что отзыв статуса гарантпоставщика у одной компании и наделение им другой компании не решает проблему неплатежей на оптовом рынке электроэнергии. К сожалению, долги будут вновь накапливаться уже другой компанией, в нашем случае сетевой, на имущество которой может быть наложено взыскание с последующей его продажей неопределённым лицам, что создаст угрозу энергобезопасности региона. Объём денежной массы на розничном рынке региона от смены компании, осуществляющей функции гарантпоставщика, не изменится.


— Какие результаты принесло создание новой сетевой компании в Дагестане?

— Создание АО «Дагестанская сетевая компания» (ДСК) является вынужденной мерой. Когда в 2014 году я возглавил МРСК Северного Кавказа, управляемое общество «Дагэнергосеть» уже находилось в катастрофическом финансово-экономическом состоянии. Накопленный чистый убыток составлял 8,6 миллиарда рублей, кредиторская задолженность достигла 10,6 миллиарда рублей, отсутствовали средства даже на выплату заработной платы работникам. К столь плачевному состоянию компания шла 10 лет — начиная с реформирования АО «Дагэнерго» в 2005 году, когда необходимая валовая выручка была разделена в пользу генерирующей компании, а сетевая компания с момента своего создания стала убыточна, накапливая убытки и долги.


— Каковы основные причины этого?

— Главная проблема на территории Дагестана — тарифная недостаточность — годами не решается, а только усугубляется. Во избежание социального взрыва, а также в целях подготовки и прохождения дагестанской энергосистемой осенне-зимнего периода 2014-2015 годов ПАО «МРСК Северного Кавказа» фактически взяло на себя обязательства по выплате заработной платы работникам, заключению договоров в рамках ремонтной программы и организации поставки материально-технических ресурсов. Эти меры позволили избежать коллапса, удержать контроль над ситуацией в электросетевом комплексе Дагестана; кроме того, по инициативе руководства республики была создана совместная с правительством региона АО «Дагестанская сетевая компания», функционирующая с 1 июля этого года.


— Что в настоящий момент сделано в рамках консолидации сетевых активов в Дагестане? Насколько быстро продвигается этот процесс?

— По сути, формирование новой компании ещё продолжается, проводятся корпоративные мероприятия по дополнительному выпуску акций с целью участия в уставном капитале компании правительства республики. Также следует определиться с бесхозным имуществом и различными территориальными сетевыми организациями (ТСО), которые имеют тариф, но, по сути, даже не следят за своими сетями. Напомню, что ДСК, помимо сетей МРСК Северного Кавказа, арендует имущество ООО «ИГЭС», АО «Сулакский Гидрокаскад», ОАО «Махачкалинские горэлектросети», ООО «МГЭСК» и АО «Ставропольэлектросеть». Если же говорить о консолидации сетевых активов как таковой, то наша позиция следующая: мы отвечаем за электроснабжение регионов, поэтому логично передать все электросети в ПАО «МРСК Северного Кавказа» — в счёт долгов, либо с применением иных механизмов.


— Вы упомянули проблему тарифной недостаточности применительно к Дагестану. Как отразилось действующее в данный момент применение льготных энерготарифов на энергетике республик Северного Кавказа в целом? Насколько обоснованна, на ваш взгляд, высказываемая в последнее время позиция, что эти тарифы необходимо упразднить?

— Особые условия функционирования оптового и розничного рынков электроэнергии на территории республик СКФО действуют с 2011 года и имеют огромное значение для экономики региона. Их отмена приведёт к одномоментному росту тарифа на электроэнергию для конечных потребителей на 50–70 процентов, что в существующих условиях является неприемлемым. Но в то же время разветвлённый электросетевой комплекс требует ежедневных забот, транспортных и логистических расходов, регулярной выплаты зарплаты работникам, расчётов с контрагентами. На фоне катастрофических неплатежей и необоснованных тарифов всё сложнее выполнять ремонтные работы, невозможно говорить о новом строительстве и реконструкции сетей. Да, мы принимаем справедливые нарекания на состояние сетей, пытаемся решать проблемы в каждом отдельном случае и до сих пор со своими задачами справлялись. Однако при сегодняшнем потребительском отношении к электросетевому комплексу так долго продолжаться не может. В том же Дагестане, к примеру, необходимо вкладывать миллиарды рублей в повышение надёжности электроснабжения горных и отдаленных районов, в сети многочисленных населённых пунктов, обновлять устаревшее оборудование, а денег на это нет. Поэтому важно вернуться к реализации целостной комплексной программы развития сетей на территории субъектов СКФО. Эта программа предполагает создание условий для устойчивого социально-экономического развития и благоприятного инвестиционного климата в регионе.


— Какова цена вопроса?

— По нашим оценкам, на эти цели необходимо выделение не менее 50 миллиардов рублей. Основную часть этих средств важно направить на реконструкцию и техническое перевооружение энергообъектов, что автоматически приведёт к улучшению качества электроэнергии, улучшит контроль за её потреблением, увеличит надёжность сетей и создаст гарантии того, что оборудование в экстремальных ситуациях не даст сбоев. Хотелось бы, чтобы те, кому действительно важно, чтобы здесь, на Северном Кавказе, люди чувствовали себя комфортно и спокойно — а без электроэнергии, как вы понимаете, это сегодня невозможно, — услышали нас, энергетиков, и задумались о будущем региона. Энергобезопасность СКФО — наша общая ответственность.


— Возвращаясь к проблеме неплатежей: как вы оцениваете перспективы дальнейшей борьбы с ними в связи с принятием ФЗ-307 «Об укреплении платёжной дисциплины потребителей энергоресурсов»? Что нужно сделать для того, чтобы этот закон стал реальным инструментом на Северном Кавказе?

— Мы долго ждали этого закона, и я полагаю, что он сможет изменить ситуацию. Ведь до сих пор практически невозможно было повлиять на неотключаемых потребителей, которые бессовестно пользовались пробелами в законодательстве. То, как новый закон будет работать, мы не почувствуем моментально, но к середине следующего года первые результаты наверняка появятся. Как я уже говорил, основными неплательщиками практически во всех субъектах СКФО являются структуры ЖКХ, и в первую очередь муниципальные водоканалы — неотключаемые по закону предприятия. В общей сложности на 1 декабря они задолжали гарантирующим поставщикам электроэнергии 1 миллиард 692,5 миллиона рублей, причём есть водоканалы, которые в этом году не заплатили за электроэнергию ни копейки. Когда такие предприятия банкротятся, их имущество отходит региону, а долги становятся безнадёжными и повисают на энергоснабжающей организации. Так вот, если раньше водоканал под другим именем начал бы новую жизнь, то по новому закону ФЗ-307 такая схема уже не пройдёт. Предприятие ЖКХ обязано будет предоставить финансовые или банковские гарантии, и в случае накопления задолженности эти долги обязан будет заплатить банк или субъект РФ.


— Традиционный вопрос в преддверии Дня энергетика: в какой степени энергосистема Северного Кавказа готова к зиме?

— Основная задача группы компаний ПАО «МРСК Северного Кавказа» — обеспечение надёжного энергоснабжения потребителей СКФО, и её мы выполняем. В результате серьёзной подготовки предприятия группы компаний получили паспорта готовности к работе в осенне-зимний период 2015/2016 годов без замечаний. Не буду говорить, с какими трудностями, связанными с неплатежами территориальных сетевых организаций и частных сбытовых компаний за услуги по передаче электроэнергии, хронической тарифной недостаточностью по Республике Дагестан, была сопряжена подготовка к ОЗП. Важен результат — в домах жителей СКФО горит свет. Необходимо также отметить, что по сравнению с прошлым годом количество аварий в электросетевом комплексе снижено на 16 процентов. В непростых финансовых условиях мы стараемся сохранить объём ремонтной программы, в общей сложности на неё по группе компаний в 2015 году выделено 1,287 миллиарда рублей. За 10 месяцев года в рамках подготовки к зиме в сетях класса напряжения 110–35 кВ энергетиками МРСК Северного Кавказа был произведён капремонт 1395 километров воздушных линий, осуществлён комплексный ремонт 44 крупных подстанций 35–110 кВ. От древесно-кустарниковой растительности было расчищено 1774 гектара трасс линий электропередачи, а в сетях низкого напряжения выполнены ремонты на 2456 трансформаторных подстанциях.


0
0
0
0
0
Подпишитесь на каналы «Эксперта Юг», в которых Вам удобнее нас находить и проще общаться: наше сообщество ВКонтакте, каналы в Telegram и на YouTube, наша группа в Одноклассниках .