Фото: freepik.com
Поделиться
Технологии ИИ используются для анализа поведения обучающихся, персонализации процесса обучения, проверки уровня знаний и работ учащихся. Важным социальным эффектом внедрения ИИ становится повышение уровня доступности образования, а также инклюзивности образовательной среды. Внедрение искусственного интеллекта полностью изменит понимание гибридных форматов обучения, вошедших в активный обиход во время пандемии коронавируса.
«Искусственный интеллект — одна из передовых технологий, активно распространяющихся в современном обществе. Де-факто и студенты, и преподаватели ею уже пользуются. Но чтобы не допускать плагиата, создавать тексты честно, аргументировано излагать выводы, нужны общие правила использования ИИ. Запретить пользоваться — самый простой способ, но вряд ли действенный», — приводятся в обзоре «Цифровой экономики» слова ректора МГПУ Игоря Реморенко.
Геймификация — еще одно направление, в котором ИИ приносит революционные изменения в сферу образования. Используя алгоритмы искусственного интеллекта, образовательные учреждения могут с оздавать персонализированные игры, которые помогают ускорить процесс обучения.
Отдельное направление — робототехника, которая позволяет учащимся практически применять полученные знания и навыки, а также развивать свою творческую и инженерную мысль. Благодаря роботам учащиеся экспериментируют, формулируют гипотезы и проверяют их, получая обратную связь в режиме реального времени. По оценке Grand View Research, в ближайшие несколько лет глобальный рынок образовательных роботов будет расти и достигнет к 2030 году $5,5 млрд против $1,18 млрд в 2023 г.
По состоянию на 2022 г. на сегмент высшего образования приходилась самая высокая доля рынка образовательных роботов — более 40%. Однако самые высокие темпы роста внедрения роботов ожидаются в сегменте начальной школы — 26,5% ежегодно до 2030 г. Это связано с растущей популярностью образования на основе естественных наук, технологий, инженерии, искусства и математики для детей в возрасте до 10 лет.
Сегодня в процессах, связанных с внедрением ИИ, участвуют государственные органы, ответственные за развитие системы образования, образовательные учреждения, ИТ-компании, занимающиеся разработкой решений в области ИИ для образования, и рядовые пользователи — преподаватели и обучающиеся. Однако трудности и барьеры внедрения ИИ в России связаны с неоднородностью системы образования, проблемой цифрового разрыва, нехваткой квалифицированных кадров, а также недостатком в тематических образовательных ресурсах, резюмируют авторы доклада.