96 105 13

Нота протеста за пять дней: таганрогские айтишники разработали аналог Notion

1897
5 минут

Таганрогская It-компания за пять дней после ухода из России популярного сервиса Notion разработала его полный аналог — платформу Zametker. Как утверждают разработчики, интерфейс платформы полностью идентичен американскому сервису.

Нота протеста за пять дней: таганрогские айтишники разработали аналог Notion

Создатели сервиса Zametker — программист Александр Бакухин (слева) и юрист Марк Березкин (справа) // Фото предоставлено собеседниками
Поделиться
Создать платформу за такой короткий срок было вызовом для разработчиков. Основатели проекта хотели показать, что российские айтишники способны за пять дней заменить 10-миллиардную компанию с огромной командой и возможностью пять лет работать над приложением. «Эксперт Юг» поговорил с сооснователем компании FullHouse Марком Березкиным о том, почему его студия решила полностью повторить интерфейс известной платформы и почему не боится обвинений в плагиате.

«Это был вызов»

Таганрогская компания FullHouse заявила о создании аналога Notion. Популярный американский сервис для создания заметок и баз данных 26 августа объявил о планах уйти из России, а 9 сентября прекратил работу и закрыл все рабочие пространства, которые идентифицировались как расположенные в России. Такое решение Notion объяснил введенными правительством США ограничениями, которые запрещают доступ «к некоторым программным продуктам и услугам любому лицу в России».
На эту тему
Прорыв в ритуальной сфере: как ростовская IT-компания запускает первое в РФ нейрокладбище
Поделиться

«Нас это разозлило. Мы не согласны с политикой одностороннего разрыва, — говорит сооснователь FullHouse Марк Березкин. — Многие компании хранили в Notion свои базы данных и базы знаний. Их поставили в условия, когда за 10 дней они должны перенести куда-то свои архивы. Мы сами работали в Notion и решили создать ему альтернативу. Это был вызов. Вся команда посменно работала 24 на 7 днем и ночью».

По словам предпринимателя, Zametker был разработан за пять дней. Его интерфейс почти полностью идентичен Notion. Заменен лишь логотип: букву N перевернули и получилась Z.

На вопрос о том, почему дизайн полностью скопирован у американского аналога, Марк Березкин отвечает, что это сделано намеренно:

«В интернете многие обвинили нас в плагиате и написали, что мы не умеем креативить. Но интерфейс скопирован специально. Это нота протеста. Нам хотелось показать, что российские разработчики способны за пять дней заменить 10-миллиардную компанию с огромной командой и возможностью пять лет работать над приложением. И каждый зарубежный продукт, когда уходит из России, должен понимать, что ему быстро будет найдена замена».
Рабочее пространство Zametker // Фото: Fullhouse
Поделиться
Рабочее пространство Zametker // Фото: Fullhouse

Основатели проекта признают, что у созданной платформы есть баги и ошибки, которые еще предстоит исправить. Доработать продукт обещают в течение полугода. Сейчас Zamеtker доступен в веб-версии. К январю компания планирует выпустить приложение.

«Наша задача была показать, что за пять дней возможно сделать аналог. Конечно, продукт пока не совершенен. Сейчас мы собираем обратную связь от пользователей, ежедневно к нам в поддержку приходит по 100 сообщений с предложениями по совершенствованию, об ошибках и недоработках. Мы их анализируем и стараемся исправлять. На ближайшие 2−3 месяца у нас уже сформирована дорожная карта проекта», — говорит Марк Березкин.

Основатели также работают над защитой сайта от атак. Компания нашла партнеров в Ростове, которые специализируются на кибербезопасности и готовы поддержать проект.

«Конфиденциальность пользователей обеспечена в соответствии с законодательством РФ. Получится ли у хакеров взломать нас завтра, если они захотят? Не знаю. Мы работаем над тем, чтобы не получилось. Как показывает практика, даже такие компании, как СДЭК, кибербезопасность которых обеспечивают лучшие подрядчики, не защищены от взломов».

За первые трое суток работы сервисом воспользовались 10 тысяч человек. Основатели считают этот результат успешным для старта. Монетизировать проект FullHouse пока не планирует. Сейчас сервисом можно пользоваться бесплатно. Более того, по словам Марка Березкина, основатели планируют выложить исходный код программы в открытый доступ, чтобы любой бизнес мог разворачивать ее у себя на серверах.

Марк Березкин2.jpg
Поделиться
Сервисом уже воспользовались больше 10 тысяч человек, говорит Марк Березкин

У сервиса немало конкурентов. К сентябрю в России уже существовали отечественные аналоги Notion, но все они были «сложными и навороченными», говорит Марк Березкин.

«Есть компании, которые уже на протяжение двух лет создают аналог Notion и в чем-то даже превзошли его, создав самостоятельные уникальные продукты, но они, по нашему мнению, потеряли самую главную суть заметок в Notion — это простота. Люди любили этот сервис за то, что это просто удобные заметки, а разработчики начали пробовать объединить в одном продукте несколько, добавить виртуальное пространство с онлайн-досками для работы и множество других функций. Мы же хотели создать простую платформу с понятным интерфейсом».

Художники IT-продуктов: об истории компании

Компания FullHouse основана в 2024 году в Таганроге. Ее основатели — юрист Марк Березкин и программист Александр Бакухин работают в тандеме. Марк — выпускник юридического факультета ЮФУ — отвечает за продвижение и административные вопросы, а Александр — студент Института компьютерных технологий и информационной безопасности ЮФУ и победитель чемпионата стран БРИКС по цифровым компетенциям будущего — за программные разработки и технологическую часть проекта.

Александр Бакухин отвечает за программные разработки и технологическую часть проекта
Поделиться
Александр Бакухин отвечает за программные разработки и технологическую часть проекта

Ребята уже не первый год создавали вместе отдельные It-проекты, а в этом году решили основать компанию. FullHouse специализируется на разработке программных продуктов для бизнеса, внедрении искусственного интеллекта, FinTech, LegalTech, AdTech и EdTech-решений.
В команде вместе с основателями работают 20 человек, из них 10 — разработчики, остальные — маркетологи, пиарщики, менеджеры продаж и юристы.

Кадры искали по сарафанному радио, рассказывает Марк Березкин:

«Программистов много, но при этом на рынке есть огромная проблема, связанная с отсутствием бизнес-ориентированных разработчиков. Айтишников, которые умеют писать код, очень-очень много. А тех, кто понимает, зачем разрабатывается продукт, для кого, как и для чего им будут пользоваться, мало».
На эту тему
Вячеслав Уточкин, Geeky House: Геймдев-город в Дагестане позволит создать кузницу IT-кадров для всего Северного Кавказа
Поделиться

В числе айтишников компании — студенты и выпускники ЮФУ с профильным образованием и разработчики, изучавшие программирование на специальных курсах. По словам предпринимателя, компания собрала ребят, которые не подходят для классических IT-компаний:

«У нас работают не просто разработчики, это художники IT-продуктов, которым не совсем подходят классические, крупные IT-компании. Для них важна свобода, независимость и возможность реализации креативных идей. И мы им ее даем. В крупных компаниях работа часто стандартизирована: есть четкое ТЗ от заказчика, нельзя шаг вправо или влево сделать. Разработчики знают, что могут прийти и предложить идею, даже если не до конца уверены, что рынок ее воспримет. И если идея здравая, стоящая, но рискованная, мы ее поддержим. Поэтому к нам люди идут творить».
0
4
0
0
0
Подпишитесь на каналы «Эксперта Юг», в которых Вам удобнее нас находить и проще общаться: наше сообщество ВКонтакте, каналы в Telegram и на YouTube, наша группа в Одноклассниках .