В вузах южных регионов подтверждают всплеск интереса и повышение престижности ИТ-специальностей в глазах абитуриентов и студентов. // Фото: kubsau.ru/
Поделиться
На Юге России нехватка тоже ощущается достаточно остро — даже несмотря на то, что вузы постарались в короткие сроки усилить образовательные направления, связанные с ИТ-сферой. Эксперты говорят, что дело не только в количестве, но и в качестве кадров. И, хотя бизнес стремится самостоятельно искать и готовить нужных ему специалистов, глобально решить проблему дефицита можно только при тесном взаимодействии с образовательными учреждениями.
«Рынок очень узкий»
Представители бизнеса отмечают, что потребность в ИТ-кадрах не просто остается на высоком уровне, но в новых реалиях продолжает возрастать. Диджитализация в той или иной мере происходит абсолютно во всех отраслях, что требует привлечения соответствующих специалистов.Заместитель генерального директора «Агрокомплекса» им. Н.И.Ткачева по работе с персоналом Марина Ирхина сообщила, что цифровизация затрагивает все направления деятельности холдинга — сельское хозяйство, производство и торговлю. И касается большинства рабочих процессов.
«Это требует от сотрудников ИТ-направления знания стека современных технологий (структур данных) и глубокого понимания цифровизуемых процессов на уровне не ниже эксперта», — пояснила Марина Ирхина.
В качестве каналов привлечения таких специалистов в «Агрокомплексе» используют популярные рекрутинговые порталы, специализированные интернет-площадки для ИТ-профессионалов, профильные Telegram-каналы, а также личные связи.
В компании «Магнит» также сообщили, что практически все процессы в разных направлениях — логистике, работе торговых точек, производстве продуктов питания — осуществляются с применением цифровых технологий. В общей сложности в компании сегодня работает около 4,5 тыс. ИТ-специалистов.
«У нас много цифровых направлений, которые отвечают различным задачам бизнеса и включают работу с искусственным интеллектом, машинным обучением, Big Data и другими технологиями. Например, это развитие электронной коммерции, программы лояльности, прогнозирования спроса, клиентская аналитика и т.д.», — рассказали в «Магните».
При этом требования к кандидатам формируются, исходя из конкретных задач. Сотрудник должен быть хорошо знаком со всеми необходимыми для их решения инструментами. Для поиска таких специалистов в «Магните» запустили отдельный сайт, где на одной площадке собраны все профильные вакансии.
«Привлечение квалифицированных tech-кадров — одна из ключевых задач, поскольку розничная сеть активно развивается как ИТ-компания. Поэтому мы создали специальный рекрутмент-центр по поиску и найму ИТ-специалистов и запустили школу для обучения HR-специалистов, в которой они учатся копирайтингу вакансий, взаимодействию с соискателями, регулярно встречаются с руководителями профильных департаментов, чтобы знать об актуальных ИТ-направлениях и проектах», — приводят пример в компании.
Также в «Магните» стараются выращивать собственных специалистов, принимая на работу выпускников вузов без опыта, находящихся в стартовой точке их карьеры.
Среди основных факторов, повышающих шансы на рекрутинг нужного специалиста, в компании называют конкурентную зарплату, возможности карьерного роста и развитие навыков благодаря корпоративным проектам. При этом у ИТ-специалистов есть возможность работать в гибридном и удаленном режимах. В дополнение — на базе Корпоративной Академии компании созданы ИТ-факультеты управленческих и технических компетенций для сотрудников.
«Нужен опыт участия в реальных коммерческих проектах»
Для бизнеса поиск ИТ-кадров — важная стратегическая задача, но лишь одна из многих. Для ИТ-компаний она является первостепенной. Поиск специалистов ведется не только в столице, но и в регионах России. Сотрудникам создаются комфортные условия, чтобы они могли работать там, где им хочется.«Компания Axenix — это сильная профессиональная команда ИТ-специалистов. Мы следим за уровнем качества оказываемых технологических услуг и дорожим репутацией. Обязательное условие для поддержки высокого уровня профессионализма — это инвестиции в обучение сотрудников. В компании действует постоянная программа обучения и повышения квалификации, высокие стандарты компания предъявляет к потенциальным кандидатам», — рассказывает Виктория Супрунова, региональный директор Axenix.
По ее словам, компания Axenix продолжает активное развитие в регионах. При выборе локаций для открытия новых офисов компания в числе прочего оценивает кадровый потенциал региона в ИТ-сфере.
«Открытие офиса в новом городе — это продуманный проект с проработанным детальным планом с учетом следующих факторов: бизнес-климат региона, состояние ИТ-индустрии и многое другое. Кадровые перспективы — один из ключевых параметров, который включает в себя число активных соискателей на одну вакансию и наличие местных ИТ-сообществ. Также учитывается количество будущих специалистов, которые проходят обучение по релевантным для нас направлениям», — отметила Виктория Супрунова.
Однако само по себе большое количество студентов профильных направлений еще не означает, что в регионе «подрастает» много специалистов. Поскольку зачастую молодым людям не хватает важных практических знаний, в первую очередь работы на коммерческих ИТ-проектах.
«Система образования дает хорошие фундаментальные знания, многие ВУЗы и средние специальные учебные заведения стараются вовлекать работодателей на этапах обучения (практики, стажировки, специализированные кафедры, лаборатории и пр.), но конкретные прикладные профессиональные навыки зачастую приобретаются на реальных клиентских проектах», — считает Анна Антонова, ведущий специалист по продвижению HR бренда Axenix.
По этой причине компания плотно взаимодействует с учебными заведениями в регионах присутствия. Участвует в ярмарках вакансий и днях карьеры, организовывает собственные хакатоны и кейс-чемпионаты, открытые лекции для студентов в своих офисах и на базе учебных заведений. Представители Axenix выступают спикерами в студенческих митапах, а также ведут профильные дисциплины в вузах в рамках учебных программ.
«Мы запускаем стажировки по различным ИТ-направлениям: от студентов в первую очередь необходимо желание развиваться в выбранной сфере и готовность совмещать работу с обучением. На наш взгляд, сделать подготовку ИТ-кадров более эффективной можно посредством плотного взаимодействия с работодателями», — отметила Виктория Супрунова.
«Работодатели должны участвовать в разработке учебных программ»
В вузах подтверждают всплеск интереса к ИТ-специальностям в последние два-три года. А также повышение их престижности в глазах абитуриентов. Доцент кафедры информационных систем и заместитель декана по учебной работе факультета прикладной информатики Кубанского государственного аграрного университета Дарья Замотайлова считает: будущие студенты и их родители поняли, что ИТ — это не только программирование, но и другие направления работы.«Последние три года факультет прикладной информатики стабильно выполняет контрольные цифры приема. Конкурс большой, проходной балл высокий и продолжает расти. Приятно видеть интерес к факультету и к ИТ-специальностям в целом. Гораздо чаще мы стали видеть абитуриентов, четко понимающих, чего они хотят. Молодые люди задают очень много четких, уже почти профессиональных вопросов о направлениях подготовки, изучаемых дисциплинах, практике и стажировках», — подчеркнула Дарья Замотайлова.
По ее словам, все программы бакалавриата сегодня предусматривают освоение широкого спектра дисциплин, позволяющих сформировать некий «фундамент» ИТ-специалиста практически любого направления. В магистратуре можно углубить полученные знания. При этом внимание стараются уделять работе с трендовыми ИТ-технологиями.
«Сложно выделить какое-то одно направление трудоустройства наших выпускников. Они работают бизнес-аналитиками, разработчиками, специалистами по тестированию, архитекторами программного обеспечения, проектировщиками информационных систем, DevOps-инженерами, UX/UI-специалистами и так далее», — говорит заместитель декана по учебной работе факультета прикладной информатики КубГАУ.
«Обязательно участие потенциальных работодателей в разработке и актуализации каждой программы. Только так можно убедиться, что она коррелирует с требованиями рынка. Мы привлекаем профессионалов к проведению занятий, мастер-классов, совместному руководству выпускными квалификационными работами и разработке учебно-методических материалов. Сейчас активно пробуем такой формат взаимодействия, как лекториум, приглашая специалистов различных направлений из разных компаний для открытого диалога с обучающимися. На такие встречи попадают именно те, кто заинтересован в конкретной информации и будет ее потом успешно использовать. Другим направлением являются стажировки — этот инструмент предназначен для особенно замотивированных студентов, которые уже хорошо зарекомендовали себя в ходе практики», — рассказала Дарья Замотайлова.
В целом представители вузов и бизнеса отмечают — одномоментно обеспечить рынок требуемым количеством ИТ-специалистов сегодня невозможно. Но можно совместно сформировать подходы к их обучению и подготовке, которые дадут результаты уже в краткосрочной перспективе. При этом важно адаптировать образовательные программы под быстроменяющиеся реалии на рынке и предлагать условия труда, которые будут привлекать в эту отрасль большое количество людей.