Поделиться
Подготовительные работы к запуску комплекса производств в Шахтах шли на протяжении последних десяти месяцев. За это время в промышленных зданиях общей площадью более 120 тысяч кв. м были проведены строительные и отделочные работы, в августе 2014 года запущены 5 цехов швейной фабрики на 1,5 тысячи рабочих мест; уже сегодня здесь работает более 700 специалистов. Производство тканного и трикотажного суровья откроется в декабре 2014 года, производство утеплителя — в середине 2015 года. В конце сентября на предприятии побывала делегация во главе с замминистра промышленности и торговли РФ Виктором Евтуховым, который оценивал готовность к запуску текстильного и ткацкого производств.
Возрождение текстильного гиганта
По словам г-на Евтухова, после полного ввода в эксплуатацию шахтинское предприятие станет наиболее современным и высокотехнологичным в отечественной лёгкой промышленности. А заодно и будет восстановлена «связь времён», ведь в своё время Шахтинский ХБК, построенный в конце 1960-х годов, был крупнейшим предприятием своей отрасли во всей Европе; в лучшие годы здесь работало до 15 тысяч человек. Столь любимый нынешними донскими властями кластерный принцип производства здесь был реализован в полном объёме: целый комплекс предприятий производил как различного вида ткани и комплектующие, так и готовые изделия — от постельного белья и детских ползунков до чехлов для боевых истребителей.В постсоветский период ХБК, преемником которого после приватизации в 1992 году стало ЗАО «Дон-Текс», сохранил лишь небольшую часть производственных объёмов, но его активы по-прежнему оставались привлекательными для инвесторов. Как отмечает Таймураз Боллоев, именно хороший кадровый задел прошлых лет, развитая инфраструктура, а также производственная база, хоть и устаревшая, стали главными факторами того, что своё новое текстильное предприятие «БТК Холдинг» размещает именно в Шахтах.
Для модернизации предприятия новый собственник принципиально обновил производственную базу, закупив более 250 единиц современного оборудования в Италии, Дании, Германии, Швейцарии и Франции. Но главное, была сделана ставка на совершенно новую линейку продукции. Если раньше российские производители в основном производили ткани из натуральных материалов (лён, хлопок и т. д.), то основной продукцией шахтинского предприятия «БТК Текстиль» станет высокотехнологичный синтетический текстиль, или «умные» ткани. Эта продукция сегодня всё более востребована из-за своих потребительских характеристик: «умные» ткани позволяют лучше отводить избыточную влагу от тела при физических нагрузках или осадках, регулировать теплообмен и защищаться от ветра. Такие ткани незаменимы, например, в условиях экстремальных температур.
«БТК Текстиль» рассчитывает на то, что её новая продукция будет востребована как на внутреннем, так и на внешнем рынке. По данным Российского союза предпринимателей текстильной и лёгкой промышленности, в развитых странах доля технического текстиля собственного производства в общем объёме потребления достигает 80%, в развивающихся превышает 50%, тогда как в России в этом сегменте выпускается около 15% от собственного потребления. «К 2025 году Россия может увеличить потребление технического текстиля в два-три раза, поэтому задача российских производителей — использовать эту возможность и самим удовлетворить растущий спрос на современные ткани и изделия из них со стороны самого широкого круга как государственных, так и частных компаний», — заметил в ходе визита в Шахты Виктор Евтухов.
Конструктивный протекционизм
В российском бизнесе Таймураз Боллоев имеет давнюю репутацию человека с отличными связями на верхних этажах власти, и его текстильный проект убедительно подтверждает это реноме, поскольку крупными клиентами «БТК Холдинг» являются силовые ведомства и госкомпании (РЖД, «Газпром», «Аэрофлот» и другие), для которых холдинг выпускает спецодежду. Вопросы господдержки стоят на первом плане и в развитии донских производств холдинга. Как сообщил Виктор Евтухов, отвечая на вопрос «Эксперта ЮГ», «БТК Текстиль» получает субсидии сразу по нескольким направлениям, в том числе на сезонную закупку сырья — как инновационное производство и как резидент индустриального парка.При этом заместитель главы Минпромторга подчёркивает, что основные меры поддержки холдинга — не монетарные, а нормативно-правовые. Скажем, ещё с прошлого года действует постановление правительства, по которому российская армия не может закупать форму у иностранных производителей и должна по возможности избегать использования иностранных материалов. Фактически это решение было принято в интересах «БТК Холдинг», который теперь является единственным поставщиком вещевого имущества для Вооруженных Сил РФ.
По мнению Виктора Евтухова, установка на протекционистскую политику продиктована интересами промышленности России, а откровенно неконструктивное поведение стран Евросоюза лишь активизирует её. Так, с 1 октября Россия ввела эмбарго на вывоз кожевенного сырья, и это, как ожидает Минпромторг, может серьёзно подстегнуть внутреннее производство кожаной одежды и обуви. Кроме того, в рамках «войны санкций» Ассоциация текстильщиков России предложила правительству полностью запретить ввоз в Россию из Евросоюза любых тканей и готовой текстильной продукции. Пока это обращение осталось без внимания из-за своей заведомой нереализуемости, однако в том, что Минпромторг будет всячески способствовать импортозамещению в лёгкой промышленности, в том числе за счёт дозированных запретительных мер, сомневаться не приходится.
Заместитель директора информационно-аналитического агентства «Анитэкс» Анна Озорова отмечает, что, помимо уже установленных мер, текстильной отрасли крайне необходима помощь и в перекрытии каналов «серого» импорта. «Недавно мы провели работу по “зеркальному сопоставлению” данных Федеральной таможенной службы и International Trade Centre по поставкам некоторых видов домашнего текстиля в Россию из Китая, — говорит г-жа Озорова. — Получилось, что наши официальные данные в полтора и более раз меньше данных, предоставляемых китайской таможней. Плюс неконтролируемые потоки через Казахстан и Киргизию. По данным ITC, эти страны импортируют из Китая огромные объёмы махровых полотенец, постельного белья и других видов продукции — гораздо больше, чем можно использовать на внутреннем рынке с учётом численности населения и уровня жизни». По данным «Бизнес-журнала», сегодня на незаконно ввезённую и произведённую продукцию приходится свыше триллиона рублей из более чем 3 трлн общего объёма отечественного рынка товаров лёгкой промышленности.
Чем заманить японца?
В расчёте на активную поддержку лёгкой промышленности со стороны правительства «БТК Холдинг» уже значительно нарастил инвестиции в свой проект в Шахтах, начав с 1 млрд рублей и закончив суммой в 2,5 раза большей. Почти пропорционально увеличился и заявленный объём выпуска тканей — с 5 до 12 млн метров в год. Однако речь идёт не только об этом. Первоначально предполагалось, что технологическая цепочка в Шахтах будет начинаться с производства полотна из импортных синтетических волокон и придания этому полотну необходимых свойств «умной» ткани. Теперь же здесь будут производить и сами синтетические волокна. Также в текстильный кластер добавились производство утеплителя (синтетический аналог гусиного пера) и предприятие по изготовлению знаков отличия и кокард.Предполагается, что в скором времени в создающийся в Ростовской области кластер лёгкой промышленности войдут несколько предприятий-смежников. Так, в сентябре Таймураз Боллоев встречался с президентом японской группы YKK, являющейся крупнейшим мировым разработчиком и производителем застёжек-«молний» и другой фурнитуры для одежды. В ходе встречи бизнесмен напомнил японцам, что «БТК Холдинг» ежегодно закупает у YKK более 25 млн единиц продукции, намекнув, что размещение подобного производства поближе к основной производственной базе холдинга в России сделает это сотрудничество более тесным и взаимовыгодным.
Появление новых производств на шахтинской площадке в целом укладывается в логику развития кластера, изначально заявленную «БТК Холдинг». «Кластерный подход позволяет сконцентрировать на ограниченной территории комплекс связанных между собой производств: суровые ткани и трикотажные полотна направляются в отделку, а затем на швейные предприятия, где выпускается готовая одежда, — комментирует изменения в параметрах проекта Анна Орозова. — Территориальная близость предприятий, входящих в производственную цепочку, позволит минимизировать затраты на доставку материалов и полуфабрикатов».
Обширная господдержка, а также большой пакет госконтрактов, безусловно, позволяют «БТК Холдинг» не слишком беспокоиться по поводу окупаемости инвестиций. Это, однако, не отменяет необходимости активно работать и с относительно небольшими частными заказчиками, отмечает Таймураз Боллоев. Сейчас, по его словам, «БТК Холдинг» ведёт активные переговоры с автомобильными, медицинскими, строительными предприятиями. Например, потребность одного только российского автопрома в техническом текстиле превышает 200 млн метров ткани. «Это огромный рынок сбыта», — подчёркивает глава текстильного холдинга.