92 100 13

В Волгограде создают новый «Химпром»

ЭКСПЕРТ ЮГ №9 2019
13855
8 минут

На месте закрытого «Ростехом» гиганта советской индустрии начали строить современный газохимический кластер, крупнейшим объектом которого станет завод по производству метанола

В Волгограде создают новый «Химпром»

Поделиться

На промплощадке «Химпрома» в начале августа приступили к демонтажу зданий и технологических узлов, которые не пригодятся на новых производствах. До мая следующего года предстоит расчистить территорию в 25 гектаров. Сейчас там 68 зданий, в том числе четыре производственных цеха, не подлежащих восстановлению. Интересная особенность — без эксплуатации здания из-за высокого содержания хлористых соединений разрушаются буквально на глазах. Зато остались все подземные коммуникации — оборотное водоснабжение, стоки, кабельные каналы. Они будут отремонтированы — именно инфраструктура и есть главное преимущество площадки, которую возвращают в промышленный оборот.

Например, поясняют инженеры, на месте старого речного причала «Химпрома» особое течение Волги — здесь песок не намывается на берег. Именно по реке продукцию будут вывозить через Волго-Донской судоходный канал к черноморским портам.

Помимо метанольного завода, на площадке «Химпрома» будет построено ещё несколько производств. Например, производство полиэтилена и полипропилена, а также производство ферросилиция, который используется в металлургии.

Восходящее солнце инвестиций

Новый «Химпром», который взялась строить российская группа АЕОН участника списка Forbes Романа Троценко, со старым не будет иметь почти ничего общего, кроме территории. Якорный объект — завод по производству метанола мощностью 1 млн тонн в год. На строительство уйдёт около 900 млн долларов, причём не меньше 40 млн —только на проектирование. Решение о его запуске было утверждено на межгосударственном уровне. Прямо во время встречи президента России Владимира Путина и премьер-министра Японии Синдзо Абэ в рамках саммита G-20 в Осаке было подписано соглашение, по которому Российско-японский инвестиционный фонд (создан фондом прямых инвестиций (РФПИ), Japan Bank for International Cooperation и JBIC IG Partners) присоединился к проекту и организации химического кластера в Волгограде.

«Инвестиционная привлекательность химического проекта в Волгограде по достоинству оценена нашими японскими партнёрами. Продукция кластера будет иметь высокую конкурентоспособность на мировом рынке благодаря минимальным производственным издержкам», — пояснил гендиректор РФПИ Кирилл Дмитриев. Партнёром проекта стала японская Marubeni Corporation, которая берёт на себя сбыт продукции. Завод будет запущен только в конце 2022 года, но уже есть заказы на первые 200 тысяч тонн метанола.

Троценко и его партнёры Андрей Донских и Александр Шведов (по 47,5 % и 5% соответственно) владеют ООО «Промышленные технологии», которое выкупило на открытых торгах площадку «Химпрома» за 103,2 млн рублей. Строить завод будет Mitubishi Heavy Industries, а саму технологию производства метанола предоставляет мировой лидер в области катализа компания Haldor Topsoe A/S (Дания). Последняя считает волгоградский проект уникальным и планирует использовать его как одну из визитных карточек своей работы. В качестве сырья здесь используются не только углеводороды, но и углекислый газ, поэтому выбросы будут минимальные.

Метиловый спирт используют как сырьё для производства множества продуктов и соединений, в первую очередь формальдегида, из которого делают искусственный каучук. Мировой рынок метанола стабильно растёт темпами примерно 5–6% в год.

«После падения цен в 2015 и 2016 годах (на 30 и 36 процентов соответственно) рынок быстро восстанавливается. В 2017 году цены выросли на 61 процент, а в прошлом году ещё на 22 процента. То есть метанол — одна из “горячих тем” для химической промышленности», — поясняет эксперт-аналитик АО «ФИНАМ» Алексей Калачёв.

Производство метанола в России растёт быстрее мирового — почти на 9 % в год. В 2018 общая выработка достигла 4,3 млн тонн. При этом доля экспортных поставок метанола в 2018 году составила почти 46%.

В России уже реализуют похожие проекты. «Нижнекамскнефтехим» — для собственных нужд, а ООО «Русхимком» свою продукцию рассчитывает экспортировать. В обоих случаях речь также идёт об инвестициях в объёме около миллиарда долларов.

«93 процента экспортных продаж приходится на страны дальнего зарубежья, — уточняет Алексей Калачёв. — В нынешних условиях интерес инвесторов к созданию предприятий по производству метанола объясним именно с учётом экспортных возможностей».

Море экологических проблем

Логистические и инфраструктурные плюсы площадки «Химпрома» — одновременно и его ахиллесова пята. В «наработанном» месте экологии причинён колоссальный ущерб. К его ликвидации ещё не приступали. Самая острая проблема связана с так называемым «белым морем» — шламонакопителем площадью 25 гектаров, в котором захоронено несколько миллионов тонн разнообразных химических отходов, в том числе и компонентов химического оружия. Власти отмечали, что на сроках реконструкции «Химпрома» ликвидация загрязнённого участка пока не сказывается. Однако его наличие может существенно осложнить логистические возможности предприятия (загрязнённый участок располагается рядом со стройплощадкой).

Ранее неоднократно отмечалось, что вопрос ликвидации ущерба на территории (это не только «белое море», но и другие опасные отходы и склады) может быть решён только за счёт огромных федеральных субсидий. По разным оценкам, на это потребуется от 4 до 12 млрд рублей.

В 2017 году губернатор Волгоградской области Андрей Бочаров обсуждал проблему с премьер-министром Дмитрием Медведевым, причём глава кабмина давал профильным министерствам поручения проработать вопрос. Однако решения в виде бюджетного финансирования конкретного проекта пока нет.

В администрации области напомнили, что проектная документация  по ликвидации накопленного «Химпромом» экологического ущерба и рекультивации «белого моря» успешно прошла госэкспертизу ещё в 2014 году. Разработчики предусмотрели поэтапную выемку шлама и последующую рекультивацию земли с использованием природных сорбентов.

Сейчас на электронных торгах разыгрывается право аренды территории «белого моря». Предполагается, что победитель этого конкурса и будет выполнять ликвидацию шламонакопителя за счёт госсубсидий. Заявки принимаются с 1 июня, однако желающих приобрести накопитель ни за изначальные 56,4 млн рублей, ни даже за 28,2 млн не нашлось. Вероятно, право аренды будет в итоге продано по «минималке» в 2,8 млн рублей.

Есть дело

Уже в 2022 году на производствах, которые появятся на территории бывшего завода «Химпром», будет работать как минимум три тысячи человек, то есть лишь немногим меньше, чем уволили с гиганта советской индустрии, закрытого в 2014 году. По оптимистичному сценарию, при реализации всех запланированных проектов в 2024 году численность занятых может превысить 6 тысяч человек, не считая обслуживающих и смежных компаний. Всеми проектами занимается GTM ONE (входит в AEON).

Основные производства будут введены в 2021 году, то есть раньше собственно метанолового завода. А вот полиэтилены и полипропилены станут выпускать, уже используя метанол. В комплексе будет создан единый кластер газохимических и химических производств со связанными цепочками и минимальными отходами. Первым, уже весной следующего года, будет запущено производство ферросилиция. Для него переделывают цех, где прежде выпускали карбид кальция. Работают несколько десятков человек, почти все — бывшие сотрудники старого «Химпрома». Ферросилиций используют для легирования стали и выпуска других ферросплавов, необходимых в металлургической промышленности.

Гендиректор АО «Волгоградский электрометаллургический комбинат» Александр Шведов пояснил: «Спрос на ферросилиций огромный. На внутреннем рынке продукцию будут приобретать такие предприятия, как “Красный Октябрь” или Волжский трубный завод. Закупать её готовы многие страны, начиная от Европы и заканчивая США. В начале следующего года планируем запустить первую очередь мощностью 24 тысячи тонн».

По словам г-на Шведова, GTM ONE будет восстанавливать производство хлорной извести на старой базе и готовится покрыть все потребности российского рынка. Запланированы производства специальных сортов цемента, химических средства защиты растений  и т.п.

Исполнение обещаний

Крупнейший инвестпроект юга России имеет и политическое измерение. Андрей Бочаров начинал губернаторскую карьеру в Волгограде в апреле 2014 года с обещания не допустить закрытия «Химпрома», а сейчас идёт на второй губернаторский срок под аккомпанемент долгожданного создания новых предприятий на площадке.

На ВОАО «Химпром» работало 4 тысячи человек, предприятие выпускало больше 100 наименований химической продукции и было единственным в России производителем карбида кальция, эмульсионного поливинилхлорида и пер-
хлорэтилена.

Из-за многомиллиардных долгов, в первую очередь перед энергетиками, компания оказалась обанкрочена. В апреле 2009 года суд ввёл в отношении «Химпрома» процедуру наблюдения, а в ноябре 2012 года — конкурсное производство. С 2010 года «Химпром» подконтролен госкорпорации «Ростех».

В начале 2014 года «Ростех» заявил о консервации и последующей ликвидации «Химпрома», но врио губернатора выступил против ликвидации предприятия.  Это обещание стало одним из главных рефренов избирательной кампании Бочарова.

Однако осенью того же года решение о закрытии «Химпрома» всё-таки было реализовано. После остановки завода губернатор заявил о поисках инвесторов для создания новых производств. Роман Троценко был публично представлен губернатором в роли возможного участника таких проектов ровно два года назад.

Политолог Виталий Арьков полагает, что, несмотря на то, что времена губернаторов-«тяжеловесов», способных самостоятельно заводить огромные проекты в свои регионы, остались в прошлом, крупный инвестиционный успех обязательно положительно скажется на имидже Бочарова.

«Андрей Иванович, безусловно, человек со связями. Но в проектах такого масштаба любой губернатор — это человек, который содействует, а не координирует, — отмечает г-н Арьков. — С другой стороны, это хороший сигнал среднему бизнесу, который в таких тонкостях может не разбираться, но напуган волной слухов про якобы бегущий из области бизнес. Эти утверждения надуманны: сокращение числа компаний, насколько я знаю, это лишь работа налоговой по вычищению неработающих юрлиц. А столь яркие примеры могут побудить предпринимателей работать и вкладывать в Волгоградской области».

0
0
0
0
0
Подпишитесь на каналы «Эксперта Юг», в которых Вам удобнее нас находить и проще общаться: наше сообщество ВКонтакте, каналы в Telegram и на YouTube, наша группа в Одноклассниках .