Ваш город: ,
100 106 14

Выйти с «задворок» винных карт: решит ли новый ГОСТ проблемы отечественных виноделов

501
8 минут

Росстандарт принял ГОСТ, разработанный Роскачеством, согласно которому в винных картах кафе и ресторанов обязательная доля российских вин должна составлять минимум 20%. Данное нововведение вызвало активные обсуждения среди представителей отрасли. Отечественные виноделы считают, что этот показатель должен увеличиться до 50% и прогнозируют рост цен на российское вино в кафе и ресторанах.

Выйти с «задворок» винных карт: решит ли новый ГОСТ проблемы отечественных виноделов

ГОСТ разработан при поддержке профессиональных сообществ винодельческой отрасли. // Фото: Freepik
Поделиться

За 9 месяцев 2024 года в России произведено 46,6 млн дал винодельческой продукции, что на 14,7% превышает объем производства за аналогичный период предыдущего года. 

Несмотря на устойчивый рост виноделия в стране, до недавнего времени современные стандартизированные требования к винным картам на предприятиях питания отсутствовали, а доля российских вин в них была сведена к минимуму. В ноябре текущего года утвержден национальный стандарт, впервые детально описывающий «наилучшие практики по содержанию винных карт в организациях питания».

В соответствии с установленным ГОСТом, доля российских вин в винных картах предприятий должна составлять не менее 20% от общего количества наименований вин.

Приоритетное место для отечественного вина

Разработанный документ содержит рекомендации по структурированию, актуализации и составлению винных карт, включая принципы размещения алкогольной продукции в основных разделах классической винной карты, а также правила описания алкогольных напитков.

В соответствии с рекомендациями, винная карта должна содержать обязательную информацию о наименовании алкогольной продукции (на русском языке), производителе, виноградовинодельческой зоне или районе, стране происхождения, годе урожая, объеме и стоимости. 

Предприятиям общественного питания предоставляется право самостоятельной разработки структуры винной карты, а также создания приложений со специализированными позициями, например, винами недели, месяца или сезона, банкетным меню или приложениями для летних веранд и сезонных залов обслуживания.

На эту тему
«Виноделие в России – поле для экспериментов»: как развиваются новые винные бренды Юга70c03c123a34267c86837f7f1e195faa.jpg
Поделиться
«Актуальность разработки данного стандарта связана с отсутствием современных стандартизированных требований к винным картам на предприятиях питания и требований к российской винодельческой продукции. К стандарту смогут присоединиться ресторанные заведения, и потребители будут понимать, что ждать от карты вин. Отдельный раздел стандарта посвящен особенностям винной карты российской винодельческой продукции. Она должна быть указана перед всеми другими странами и регионами или быть отмечена специальными пометками», – прокомментировала заместитель руководителя Роскачества Елена Саратцева.

Однако вопрос о введении нового ГОСТа для увеличения доли российского вина в винных картах вызывает множество аргументов как «за», так и «против».

Недостаточная поддержка или «выбор без выбора»

«Прежде всего, против выступает тот факт, что установленный порог в 20% выглядит слишком скромным. В контексте того, что 20% – это ничтожно малая доля, возникает вопрос о реальной поддержке российских производителей», – считает Николай Молчанов, владелец «Винодельни Молчанова» в Волгодонском районе Ростовской области. 

С ним солидарен Юрий Химичев, основатель, главный винодел Vinabani. Он также отмечает, что законопроект, который предлагает обязательное присутствие российских вин в ресторанах, помог бы, но если бы обязательный минимум был бы не 20%, а 50%. Это позволило бы достичь больших результатов. 

В свою очередь рестораны могут столкнуться с проблемами выбора продукции, особенно в отдаленных регионах, где обеспечение качественными местными винами может быть затруднено. Логистика и дистрибуция местных вин могут потребовать значительных усилий и изменений в бизнес-моделях.

«Однако необходимо учитывать также сложную логистику, особенно в таких регионах, как Екатеринбург и Иркутск. Крупным винодельням это может не составить больших трудностей. Но малым хозяйствам, как моё, значительно сложнее справляться с распределением, поскольку у нас нет такого объема продукции», – рассказал Николай Молчанов в беседе с «Экспертом Юг». 

Кроме того, владельцам ресторанов придется адаптировать свои винные карты, что потребует времени и дополнительных ресурсов.

f830bd37-1928-48ad-9473-f9c2cd38a666.jpg
Поделиться
Юрий Цыбенко уверен, что госрегулирование частного бизнеса приводит к негативным последствиям. // Фото: предоставлено экспертом

«Любая государственная регулировка частного бизнеса влечет за собой негативные последствия, так как рыночные отношения подразумевают свободный выбор предпринимателя и потребителя, а в этом случае выбор за предпринимателя и потребителя сделало государство», – подытожил винный эксперт Юрий Цыбенко, автор Telegram-канала «Винные Излишества».

Хотя это нововведение будет сопровождаться определенными вызовами, позитивные изменения тоже присутствуют. Потребители смогут открывать для себя новые российские вина, а производители окажутся в более выгодной рыночной позиции.

Винная антипропаганда: сможет ли российское вино выйти из тени

«Что касается положительных аспектов, ввод 20% может помочь привлечь внимание к российскому вину. Нельзя игнорировать тот факт, что на данном этапе большинство винных карт в ресторанах страны в основном представлены иностранными винами, и Россия остаётся лишь одной из "других стран" без какого-либо выделения в этих картах. Данная ситуация может восприниматься как антипропаганда, где отечественное вино оказывается на задворках винной карты, что не может не вызывать возмущение у местных производителей», – отметил Николай Молчанов. 

Прежде всего, введение ГОСТа создает условия для роста и развития отечественных винодельческих компаний, которые на протяжении последних лет значительно улучшили качество своей продукции. Прямое увеличение спроса на российское вино может привести к дальнейшему развитию винодельческих регионов, таких как Краснодарский край и Ростовская область.

«Для индустрии российского виноделия это положительный момент, то что теперь посетители HoReCa будут видеть в меню отечественные вина выше всех остальных, это должно повысить узнаваемость и авторитет для российских вин», – считает Юрий Цыбенко.

e52280d8-b7a0-48ff-a080-f01029242d5a.jpg

Поделиться
Юрий Химичев считает, что нужно кардинально менять менталитет ресторанного бизнеса. // Фото: предоставлено экспертом

При этом эксперты отмечают, что в настоящее время, попасть в ограниченное количество представителей российских вин в винных картах заведений достаточно затратно. 

«Большинство заведений на сегодняшний день добавляют в свою винную карту одного или двух представителей российских вин. При этом для входа в число этих представителей нужно заплатить немаленькие деньги. Однако, чтобы изменить ситуацию, необходимо кардинально менять менталитет ресторанного бизнеса. Это можно сделать как в добровольном порядке, так и с жесткими мерами, поскольку иногда они упорно не хотят меняться», – подытожил Юрий Химичев.

Также, если говорить о ценах, то некоторые эксперты считают, что введение данного ГОСТа может поднять цены на российские вина.

Ценовой рост только для потребителей

«Тут можно однозначно со 100% уверенностью сказать, что данные инициативы приведут к увеличению стоимости российского вина. Цены и так растут по понятным причинам экономического характера, но мною замечено, что каждый раз когда идет поддержка российских виноделов со стороны государства, то следом дорожает и отечественное вино», – отмечает Юрий Цыбенко.

С ним согласен Николай Молчанов, однако эксперт рассказывает, что это увеличение не коснется закупочных цен на продукцию, с ним столкнутся только потребители.    

«Инициатива введения данного ГОСТАа может повлиять на цены на российское вино. К сожалению, это отразится не на закупочных ценах, а именно на стоимости, которую конечный потребитель увидит в продаже. Я уверен, что уровень наценки должен быть более разумным», – рассказал Николай Молчанов.  

Это означает, что потребитель, желающий попробовать отечественное вино, может встретиться с неожиданно высокой ценой, которая сделает это вино менее доступным.

80e6f73c-70ee-4015-98c3-fec732c3becb.jpg

Поделиться
Введение ГОСТа приведет к увеличению цены на отечественное вино в кафе и ресторанах. // Фото: предоставлено Николаем Молчановым

Эксперты уверены, что именно такая ситуация вполне вероятна. Учитывая, что некоторые заведения уже сейчас практикуют высокую наценку на алкогольную продукцию, введение квоты на российское вино может быть использовано как предлог для дальнейшего повышения цен. Вместо того чтобы стимулировать развитие отечественного виноделия, это может привести к обратным последствиям, уменьшив покупательский спрос и ограничив доступ к качественным российским винам.

Юрий Химичев рассказал, что вопрос ценообразования на российские вина требует внимания, ведь в настоящее время ценник на российское вино завышен на 200%-300%. Он отметил, что некоторые заведения продают его продукцию в 7-10 раз дороже закупочных цен.

«В одних случаях я продаю вино за 300-500 рублей, а в ресторане его перепродают по 3 300. Это не корректно, но ничего с этим не сделать. Я, конечно, добиваюсь успеха в плане доходности от продажи, но если бы наценка составляла хотя бы 60%, то я уверен, что продажи выросли бы в два раза», – поделился Химичев.

Исходя из этого эксперты считают, что нужно ввести допустимый уровень для наценки при продаже вина в ресторанах. При этом данное предложение является не единственным со стороны экспертов.

Переполненный рынок и неравная конкуренция

Эксперты уверены, что и на начальных этапах введения ГОСТа, доля российских вин в винных картах может быть увеличена до 35-50% и это действительно дало бы толчок к развитию данной отрасли. При этом они отмечают, что даже при принятии решения о повышении доли местных вин, потребуется много времени, чтобы увидеть результаты.

Также стоит учитывают производительные способности регионов и не позволить крупным игрокам занять все выделенные места. «Например, в Ростовской области следует прописать не менее 10% местного вина и 10% общероссийского, чтобы избежать ситуации, когда крупные производители занимают всю нишу», – считает Николай Молчанов.

Игроки рынка уточняют, что российские производители давно готовы к увеличению спроса на их продукцию и потенциал у них есть.

«По данным прошлого года, многие предприятия, к сожалению, практически не распродали свои запасы, которые должны были реализоваться. Это связано с тем, что рынок переполнен импортными представителями. Зайдите в любую сеть магазинов и просто посмотрите, сколько места занимает импортное вино по сравнению с нашим. Нам просто не дают возможности занять достойное место на рынке, и это главная проблема, с которой мы сталкиваемся», – рассказал Юрий Химичев.

На эту тему
Виноделы Юга: Нужно уменьшать импорт вина, иначе нам грозит банкротство
db8dfa6a168e4f0be6457613169a7f1d.jpg
Поделиться
В условиях жесткой конкуренции с иностранными винами, увеличение количества российских вин и введение сократительных мер против импорта могут быть эффективными стратегиями для поддержания и расширения доли российского виноделия на рынке.

«Интересно, что мы продолжаем финансировать страны-производители вин, которые поддерживают тех, кто выступает против нас. Например, каждый бокал французского или немецкого вина, выпитый в ресторане, фактически может поддерживать противников нашего государства. Например, сейчас, если говорить о поставках, по статистике, Латвия является лидером среди стран, поставляющих вино в Россию», – обращает внимание Николай Молчанов.

0
4
0
0
0
Подпишитесь на каналы «Эксперта Юг», в которых Вам удобнее нас находить и проще общаться: наше сообщество ВКонтакте, каналы в Telegram и на YouTube, наша группа в Одноклассниках .