Поделиться
Автор — генеральный директор ООО «Калитеро», инициатор инвестиционного проекта строительства завода по выпуску пектина в станице Калининской (Краснодарский край) стоимостью 1,6 млрд рублей. По материалам выступления на форуме «Краснодар — город для бизнеса» 20–21 мая 2015 года
В начале мая президент Владимир Путин на заседании комиссии по мониторингу достижения целевых показателей социально-экономического развития страны отметил, что устойчивые темпы роста производительности труда в российской экономике не достигаются, потому что до сих пор не заработали действенные стимулы для бизнеса. В первую очередь это касается развития промышленного производства с созданием высокопроизводительных рабочих мест.
Согласно моим расчётам, при создании высокоэффективного промышленного предприятия «с нуля» одно высокопроизводительное рабочее место сегодня будет стоить инвестору около 10 млн рублей. Это сумма имеет следующую структуру: 10% — НИОКР; 5% — проектирование и получение разрешения; 5% — консалтинговые и маркетинговые услуги; 50% — основное технологическое оборудование и оборотные средства (приобретение, логистика, монтаж и пусконаладка); 3% — обучение (предполагается, что претендент уже имеет достаточную базу знаний); 25% — строительные работы; 2% — прочие неучтённые социальные расходы.
В рамках данной структуры затраты непосредственно на подготовку одного работника составят около 850 тысяч рублей (включая расходы на возможную социальную адаптацию). Чтобы иметь возможность вкладывать такие суммы в создание производства, инвестору необходимы «длинные» деньги. И здесь мы видим явный конфликт интересов между банками и реальным производством.
Вопрос: как сделать так, чтобы вектор интересов финансового сектора начал совпадать с вектором интересов промышленности? Банк должен иметь возможность выдавать кредит на срок до 10 лет с процентной ставкой не более 6% годовых. При этом очень важно предоставлять мораторий на выплату процентов и обслуживание кредита не менее чем на 24 месяца. Естественно, банк не может нарушить инструкции регулятора. Однако надежда всё же есть. По данным СМИ, Центробанк готовит документ, на основании которого кредитные организации смогут получать целевые ресурсы для кредитования актуальных проектов под 6,5% годовых при участии Агентства кредитных гарантий.
Но в любом случае разговор инвестора с банком будет эффективным только при условии наличия у инвестора как минимум 30% от необходимой для реализации проекта суммы. Иными словами, если мы создаём предприятие со 100 рабочими местами, из которых 75 будут высокотехнологичными, его общая стоимость составит порядка 1,25 млрд рублей. 30% от этой суммы — это 375 млн рублей; и только при их наличии у предполагаемого инвестора банк серьёзно задумается о выдаче кредита. Но если у нас уже есть 375 млн рублей, то зачем нам идти в банк, затевая такой проект? Не проще ли найти менее рискованные способы дальнейшего использования этих денег?
Разумеется, есть инициаторы проектов, готовые рисковать — зачастую у них есть и желание, и умение работать, но нет необходимых денег. Самым эффективным решением здесь могло бы стать создание трастового фонда, не связанного, как банки, действиями регулятора и имеющего больше возможностей для манёвра. Причём очень важно, чтобы в этот фонд привлекались не только средства из бюджета, но и средства частных лиц с предоставлением им широких возможностей контроля и участия в работе фонда.
Итак, для создания эффективного промышленного предприятия с высокопроизводительными рабочими местами необходимо наличие нескольких факторов. Во-первых, это инициатор проекта, имеющий твёрдые законные гарантии, что после погашения долгов он станет собственником создаваемого предприятия. Во-вторых, это наличие трастового фонда с возможностью привлечения в том числе и частных денег, который должен предоставлять средства на срок от 5 до 15 лет с отсрочкой платежей по процентам на 24 месяца и более. Процентная ставка должна составлять не более 6% годовых. При этом наличие собственных средств инициатора не является обязательным. Также важно наличие простых, понятных и стабильных законов, регулирующих эту работу и гарантирующих, что интересы людей, вложивших свои деньги в фонд и принимавших участие в создании и становлении предприятия, не будут ущемлены.
Наконец, необходимо создать чёткий и понятный механизм налогового стимулирования. Нужно предусмотреть дифференцированную систему, при которой предприятия-налогоплательщики, находящиеся на разной стадии готовности, относятся к разным условным «зонам». К примеру, «красная» зона — это предприятия на стадии создания или глубокой реконструкции. Для них все начисленные налоги должны «обнуляться». Это можно расценивать как прямой бюджетный вклад в проект. При этом предприятие регулярно — чаще, чем раз в квартал — предоставляет отчёты о своей деятельности. В следующую зону попадут предприятия в большей степени готовности, для которых налоги уже не «обнуляются», но их выплата откладывается до определённого момента (например, выхода предприятия на целевые показатели). При выводе предприятия на оптимальные показатели оно автоматически попадает в третью, «зелёную», зону и платит все налоги в полном объёме.
Путь от идеи до полномасштабного промышленного производства долог и труден. К тому же любое промышленное предприятие — это не только коммерческий проект, который должен приносить прибыль его участникам; оно берёт на себя и социальную нагрузку — и чем больше людей работают на производстве, тем эта нагрузка выше. Если в самом начале этому аспекту не уделить должного внимания, то в будущем набор непредусмотренных рисков гарантирован.