94 100 13

Карьера или семья: нелегкий выбор для женщин

1561
4 минуты

Существует мнение, что рынок труда по-особенному относится к женщинам. Их менее охотно берут на работу, меньше платят, а женщинам, которые хотят иметь детей, приходится делать болезненный выбор между семьей и карьерой. В реальности же все это можно объединить. Давайте разбираться, как именно

Карьера или семья: нелегкий выбор для женщин

Автор – консультант по карьере, проектный HR-директор, автор книги «Дрим ворк. Пошаговое руководство по поиску работы вашей мечты»
Поделиться
В предыдущей колонке автора читайте о том, как пройти успешное собеседование в условиях цифровой трансформации.

В начале своего профессионального пути мужчины и женщины стартуют в заработной плате примерно с равных позиций. Конечно, соотношение мужчин и женщин в конкретных профессиях варьируется: к примеру, в технических и математических вузах учится традиционно больше парней, а на гуманитарных факультетах — девушек.

В областях, связанных с продажами и коммуникациями в широком смысле слова, охотнее берут на работу женщин. Это связано и с существующими стереотипами о том, что у женщин эта деятельность получается лучше. В традиционно «мужской» IT-индустрии ситуация постепенно выправляется в сторону большей, чем раньше, представленности женщин.

Можно сказать, что на старте все имеют более-менее равные условия. Но после начала работы большинство женщин хочет обзавестись детьми. Этот тот самый камень преткновения, об который все спотыкаются. Женщина платит «штраф за материнство»: матери чаще устраиваются на более низкооплачиваемые должности, ищут работу на неполный рабочий день или уходят из профессии на 3-5 лет, и вернуться обратно после продолжительного перерыва бывает очень сложно.

Что делать, если вы хотите и строить карьеру, и иметь счастливую семью?

1. К декрету у вас должны быть какие-то достижения, компания должна быть заинтересована в вас как в сотруднике и хотеть. чтобы вы вернулись обратно. Поэтому есть смысл проработать в компании хотя бы год перед тем, как планировать декретный отпуск, и постараться за это время хорошо себя зарекомендовать.

2. Не засиживайтесь в декрете. Пока находитесь дома, будьте на связи с компанией, берите в работу какие-то задачи в первый же год и возвращайтесь к полноценной работе через 1-1,5 года.

3. Не ждите возможности отдать ребенка в сад, тем более что в этом случае частые больничные вам обеспечены. В России достаточно развита индустрия нянь, часто охотно помогают бабушки. Выстраивайте собственный надежный тыл, который выручит вас и в случае банальных простуд ребенка.

4. Не бойтесь тратить на няню бОльшую часть своей зарплаты. Или в некоторых случаях даже всю свою зарплату — это инвестиции в ваш личный профессиональный капитал, которые обязательно окупятся благодаря “прокачке” ваших навыков и увеличению стоимости ваших компетенций на рынке труда.

5. Вовлекайте отца ребенка. Все, что не касается кормления грудью, может и должен делать папа наравне с мамой. Вам нужен отдых и социализация — чем больше вы будете делегировать, тем лучше и для вас, и для малыша.

6. Имейте карьерный план. Представляйте, что вы хотите достичь через 1-3-5 лет и обязательно периодически корректируйте этот план.

7. Помните, что вы работаете не только для себя, но и для ребенка, вкладываясь в ваши будущие отношения. Вы будете гораздо бОльшим авторитетом для сына или дочери в подростковые годы, если у вас самой будут карьерные достижения.

Конечно, многое может сделать и сам работодатель.

Вот что могут сделать руководители и HR-менеджеры для нивелирования «штрафа за материнство» и привлечения женщин к работе в своей компании:

1. Не бойтесь нанимать молодых женщин. Фраза «ну она же уйдет в декрет» давно устарела: во-первых, возраст рождения первого ребенка существенно вырос, во-вторых, совершенно не факт, что ваша сотрудница будет готова выпасть из процесса надолго.

2. Не ставьте крест на забеременевших сотрудницах. На готовность работать влияет много факторов: здоровье мамы, ее амбиции и прочие моменты. Поговорите с ней о ее планах, обсудите перспективы возврата в компанию и возможность работать удаленно.

3. Создайте инфраструктуру, которая позволит женщинам с комфортом возвращаться в офис. Многие компании организуют корпоративные детские мини-садики, помогают сотрудницам с подбором и оплатой няни, дают возможность периодически работать из дома.

4. Поощряйте ситуации, когда часть отпуска по уходу за ребенком берут другие родственники: папа малыша, бабушки и дедушки.

5. Боритесь с сексизмом на работе. В компании мы все в первую очередь сотрудники, и уже во вторую — мужчины и женщины. Все люди разные, и даже если в целом тесты показывают, что, например, у мужчин чуть лучше развиты математические способности, это не означает, что мужчина способнее женщины. И — самое главное — боритесь с подобными стереотипами в своей собственной голове.

В конце концов, именно вам решать, что же важнее: семья, карьера, или все это, вместе взятое.
0
0
0
0
0
Подпишитесь на каналы «Эксперта Юг», в которых Вам удобнее нас находить и проще общаться: наше сообщество ВКонтакте, каналы в Telegram и на YouTube, наша группа в Одноклассниках .