96 105 13

Наши фермеры отказываются продавать продукцию, а мировые цены продолжают падать

802
6 минут

Российские зернобобовые, масличные и продукты переработки зерна конкурируют с внутренними производствами стран-партнёров. Спрос на продукцию большой, но цены ниже, чем в прошлом году. Об этих и других тенденциях в экспорте нишевых культур «Эксперту Юг» рассказал основатель агроторговой компании AGS Аким Талибов.

Наши фермеры отказываются продавать продукцию, а мировые цены продолжают падать

*Аким Талибов, основатель компании AGS
Поделиться
Выручка международной агроторговой компании AGS родом из Ростова-на-Дону в  2023/2024 аграрном сезоне впервые превысила $100 млн. В следующем году компания планирует удвоить свои показатели, несмотря на падение цен на мировом рынке.

AGS экспортирует и импортирует нишевые культуры — масличные, бобовые — а также продукты переработки. Более 90% от всего объема экспорта проходят через порты Азова, Новороссийска и Темрюка. Компания работает на рынках Турции, Юго-Восточной Азии и Африки.

В России представительским офисом AGS выступает фирма ООО «Агро Зерно Юг», которая зарегистрирована в Ростове-на-Дону. Согласно сервису проверки контрагентов Seldon, выручка этой компании в 2023 году составила 4,76 млрд рублей, что на 1,3 млрд больше, чем в 2022 году.

Основатель AGS Аким Талибов рассказал «Эксперту Юг», какие культуры пользуются спросом в международной торговле, с какими странами конкурирует Россия на рынке нишевых культур и каким он ожидает следующий сельскохозяйственный сезон.

Сложный сезон для продуктов переработки

В минувшем сельхозгоду (с июля 2023-го по июнь 2024 года) AGS поставила на мировые рынки 346 тыс. тонн продукции, что в 1,7 раза больше, чем сельхозгодом ранее (около 200 тыс. тонн). Выручка впервые превысила $100 млн.

Основную долю выручки (43%) занимают продукты переработки, которые используются в качестве кормов для животных — это пшеничные и кукурузные отруби, барда, кукурузный зародыш. В натуральном выражении их доля еще выше — 63% или 218 тыс. тонн. Однако в прошлом сезоне они занимали гораздо большую долю: соответственно 88% и 94% (190 тыс. тонн).
На эту тему
Крупнейшие экспортеры гороха и семян льна: что поставляют на внешние рынки регионы Юга
Поделиться

Такое падение объясняется тем, что для продуктов переработки этот сезон был особенно сложным. Во-первых, с августа по ноябрь 2023 года наблюдался локальный кризис, вызванный значительным сокращением их потребления в Турции. Во-вторых, были введены новые пошлины, которые также начали распространяться на продукты переработки и другие товары. В результате прибыль и маржинальность в этом сезоне снизились.

Бобовые и масличные культуры составили менее трети отгруженных продуктов — 29% (99 тыс. тонн), но принесли компании 42% выручки за тот же период. В отгрузках прошлого сельхозгода доля бобовых и масличных культур занимала всего 6%, в выручке — 12% соответственно.

Маржинальность масличных культур в первом и втором кварталах 2024 года также падала из-за проблем с фрахтом и логистикой. Красное море было закрыто, что вынуждало судоходные компании обходить Суэцкий канал, значительно увеличивая стоимость фрахта контейнеров. Это негативно сказалось на доходности масличных культур, поставляемых в страны Юго-Восточной Азии. Тем не менее, благодаря диверсификации бизнеса AGS, мы можем гибко реагировать на изменения рынка и компенсировать падение маржинальности перераспределением ресурсов в более прибыльные направления.

Есть спрос на кукурузу для попкорна

Самыми распространёнными продуктами в нашей торговле являются пшеничные отруби, а среди зернобобово-масличных — горох и лен. Среди более редких продуктов переработки сложно выделить конкретный. Но, например, побочные продукты производства кукурузного крахмала могут считаться достаточно редкими.

Что касается зерновых и зернобобовых, мы изредка отгружали специальные сорта кукурузы для попкорна, а также черную чечевицу. Эти культуры нечасто встречаются, но спрос на них за рубежом, безусловно, существует.

Проблема в том, что многие производители не выращивают эти культуры, так как не знают, как с ними работать и куда их сбывать. Кроме того, многие из этих культур не потребляются в России, что делает их исключительно экспортно-ориентированными, что также несёт определённые риски. Тем не менее, потенциал для их производства есть, поскольку на международных рынках спрос сохраняется.

Главный конкурент — внутренний рынок Турции

В тройку лидеров среди стран-экспортеров вошли Турция, Китай и Индия. Последняя сменила в тройке лидеров Пакистан, так как в 2024 году компания зарегистрировала свое представительство в Индии, где планирует сосредоточиться на поставках сельскохозяйственной продукции из Африки и налаживании локальной дистрибуции. Откроются новые возможности для экспорта семян кунжута, сырых орехов кешью, соевых бобов, голубиного гороха и  имбиря.

На развивающиеся для компании направления, такие как страны Восточной Африки, пришлось порядка 10% выручки в денежном выражении и 4% (13 тыс. тонн) в объеме отгрузок. На данный момент через закупочные офисы AGS в Танзании и Мозамбике поставки осуществляются преимущественно в Индию и Китай. 
На эту тему
Как вырасти на экспорте отрубей в 300 раз
Поделиться

Если говорить о продуктах переработки, то основная их часть из России направляется в Турцию, где основным конкурентом является местное турецкое производство. 

Вторыми по значимости конкурентами выступают Украина и Италия. Поставки из Украины достаточно нестабильные, поэтому сильно влиять на тенденцию рынка эти предложения не могут. Как и из Италии, которой ещё и логистически выгодно поставлять продукцию только в определенные порты Турции, такие как Измир и Мерсин. Поэтому турецкий спрос они могут закрывать только очень точечно, оставляя Мармару и Самсун без предложений. Поэтому, можно сказать, что в текущих реалиях основной и главный конкурент – это внутренний рынок Турции.

Что касается зернобобовых культур, одним из ключевых конкурентов является внутреннее производство в основных странах-потребителях, таких как Китай и Индия. Когда эти государства хотят поддержать своих производителей, часто вводятся ограничения на импорт, что сужает возможности для внешних поставщиков. Среди экспортных конкурентов выделяются Австралия и Канада – крупные агропроизводители, которые благодаря удобному расположению и конкурентным ценам успешно поставляют продукцию на эти рынки.

Чтобы выиграть в конкурентной борьбе, нужно развивать экспорт – всё просто. Необходимо создавать больше экспортной инфраструктуры, так как стратегические и ключевые проекты, такие как крупные хабы вроде Новороссийска, куда заходят все контейнерные линии, сложно реализовать частным компаниям в одиночку. Лучше, чтобы это было задачей государства. Также важно обеспечить равный доступ к этой инфраструктуре для всех участников рынка, а не только для избранных компаний.

Новый сельхозсезон удвоит прибыль

По прогнозу на 2024/2025 сезон тоннаж AGS должен составить более 700 тыс тонн, то есть в два раза больше, соответственно, удвоится и выручка — она должна составить свыше 200 млн долларов.

Неблагоприятные погодные условия, с которыми столкнулся юг России летом 2024 года, больше повлияли на психологию сельхозпроизводителей. Мы оказались в сложной ситуации: производители говорят, что были заморозки и засуха, урожай ниже, и цены должны быть выше, чем в прошлом году.
На эту тему
Садоводам Кубани нужен запрет на ввоз иностранных яблок, а не режим ЧС
Поделиться

Однако на международном рынке ситуация обратная. В Австралии хороший урожай, по всему миру наблюдается кризис спроса. Китай, как один из крупнейших потребителей, стремится защищать своих внутренних производителей, что создает сложности для иностранных поставщиков. Это происходит на фоне увеличения предложения на мировом рынке, что усиливает конкуренцию и усложняет экспорт в страну. В результате мировые цены оказались ниже, чем в прошлом году.

Из-за этого дисбаланса наши фермеры ожидают высоких цен и отказываются продавать продукцию, в то время как на мировом рынке цены продолжают падать. Фермеры ждут, когда ситуация изменится, но изменений не происходит.
0
0
0
0
0
Подпишитесь на каналы «Эксперта Юг», в которых Вам удобнее нас находить и проще общаться: наше сообщество ВКонтакте, каналы в Telegram и на YouTube, наша группа в Одноклассниках .