Автор — общественный представитель Агентства стратегических инициатив в Ростовской области по направлению «туризм» и член рабочей группы по комплексному развитию города Таганрога как туристического центра, член комитета РСТ по гастрономическому туризму
Другую (менее оптимистичную) колонку о будущем туризма и нацпроекте читайте здесь
В апреле прошлого года был запущен национальный проект «Туризм и индустрия гостеприимства». Начальный этап его реализации будем оценивать осенью, но уже есть основания для оптимизма. В нацпроект заложено много разумных решений, есть там и такие меры, которые никогда не применялись в отрасли.
Создание туристических мастер-планов территорий
В этом документе обязательно есть и маркетинговая часть: кто туда приедет и зачем, как доберется, сколько это будет стоить, на что они будут тратить деньги и т. д. Важно, что там сразу заложен и дизайн-код, и код культурного наследия. Готовится даже проект туристического мастер-плана всей страны – такого уровня документа в России для туризма никогда не делалось! Концептуальный документ, в котором должны быть взаимоувязаны ключевые существующие и новые точки развития, маршруты, все виды транспорта, максимально допустимая загрузка гостиниц и курортов и многое другое – одна из ближайших задач нацпроекта, ее Ростуризм представит в конце года. В итоге обычному туристу будет обеспечен не только доступ к информации о путешествиях по стране, но и удобная логистика до места отдыха и основных точек показа, комфортная туристическая среда на всем протяжении его путешествия – это и комфортный отель, и развлечения, и культурно-познавательные, эко-, этно-, эно-гастро- и другие возможности. В общем – туриста будет окружать современное целостное пространство, где он получит массу впечатлений и захочет вернуться вновь.
С туризмом связаны 50 отраслей
Национальный проект охватывает три больших блока: развитие тур инфраструктуры, повышение ценовой доступности отдыха и работу над правовым регулированием отрасли. 50 отраслей собрались для работы вокруг туризма! Представители госструктур и экспертного сообщества активно синхронизируются в своем видении развития туротрасли в России по всем этим направлениям. Такое единодушие в последние годы возникало нечасто, поэтому есть шанс, что туризм в России выйдет на принципиально новый уровень. Теперь все зависит от того, чьими головами, руками и сердцами будет реализовываться проект.
Инструментарий для привлечения инвесторов
Кризис привлек внимание к кредитованию туризма и его налоговой системе, и это отлично. Стало понятно, что система стимулирования инвестиций в туристическую инфраструктуру неконкурентоспособна и демотивирует инвесторов создавать что-либо, кроме очередных мини-отелей и перелицованных пансионатов. Льготные кредиты на создание качественной тур-инфраструктуры – совершенно новая мера, которой у нас никогда раньше не было. В экспертной среде всерьез обсуждается внедрение собственной отраслевой налоговой системы, как в сфере IT и сельского хозяйства.
Наш региональный тур бизнес – это даже не малый бизнес, а микро-бизнес в подавляющем большинстве своем, если говорить про отели и турфирмы. Казалось бы, это же хорошо? Но малый бизнес не создаёт критически важную инфраструктуру туризма, которая могла бы конкурировать с зарубежными локациями по соотношению цена – качество – польза, которая притягивает промышленные объемы потоков туристов. Малый бизнес не создаст впечатляющую архитектуру, «не вывезет» ни огромный конгресс-центр, интегрированный с отелем, ни большой торговый центр в туристическом квартале, ни мега-парк развлечений. Малый бизнес не сможет гарантировать государству строительство инфраструктуры, которая способна генерировать пассажиропоток, достаточный для строительства нового аэропорта. У него даже нет ресурсов для того, чтобы кредитоваться под оборотные средства.
И вот готовится инструментарий для привлечения частного капитала в тур инфраструктуру, создаются условия для создания инфраструктуры, сравнимой с зарубежной. Ростуризм на ПМЭФ подписал соглашения с крупнейшими банками страны. Формируются лоты с финансово-экономическими моделями и земельными участками. Инвестор любой категории может прийти и по своим возможностям выкупить на конкурсе этот лот, развивать его и работать.
У нас пару месяцев назад на депозитах в банковской системе население и юридические лица суммарно имели около 50 триллионов рублей. Это в 1,5 раза больше, чем бюджет страны: региональный и федеральный. На эти деньги можно трижды построить с нуля Дубай. Почему эти деньги лежат на депозитах? Потому что некуда вложить с бОльшей рентабельностью и приемлемыми рисками, а значит – лучше держать под 8% годовых. Туризм может сейчас стать такой отраслью, новым полем для крупных инвестиций с хорошей рентабельностью на перспективу 15-20 лет. Даже не нужно просить денег у государства, достаточно просто создать условия, чтобы было выгодно мобилизовать инвестиционный капитал, накопленный внутри страны.
Кадровый вопрос и инфраструктура: главный вызов
Новая экономическая и политическая реальность, санкции, даже ограниченное авиа-сообщение – все это отрасли на руку, несмотря на то, что большинству участников рынка сейчас очень трудно. Слишком много проблем накопилось. Пора ими заниматься.
Не хватает дорог. Пока мы смотрим на сформированную логистику как на данность. А нужно, чтобы транспорт шел навстречу турпотокам, подстраивался под туризм. Тут много работы. В экотуризме и автотуризме – поле непаханное для законодательных инициатив, в речном туризме тоже задачи непростые - создание флота, инфраструктуры, портов, причалов.
Кадровый вопрос в отрасли стоит очень остро. Туризм нельзя роботизировать. Точнее, возможно, но пока не имеет экономического смысла нигде, не только в России. И эта сфера очень ресурсоемкая по количеству рабочих мест, причем с не сильно высокой квалификацией. Примерно 80% кадров требуется переквалификация, около 30% кадров в принципе не хватает. И современной методики в сфере туристического образования тоже нет. От слова совсем.
Напоследок: самое время для инвестиций в туризм
Сейчас самое время начинать инвестиции в туризм, только делать это надо осмысленно, не повторяя уже сделанных ошибок, не распыляя ресурсы и не изобретая особый путь. У нас есть спрос на объекты, аналогичные турецким, греческим, арабским, которые работали бы по системе «все включено» с аналогичной ценой и качеством. Когда мы это осознаем и просчитаем математический эффект от предлагаемых мер стимулирования отрасли, то, как говорят экономисты, на экспорте смогли бы в десятилетний период сорвать джекпот. Как показывает история экономических кризисов – на выходе из кризиса выигрывают те, кто строил или покупал промышленную инфраструктуру во время него. Потому что все стоит дешево, все готовы работать даже в минус, лишь бы оборот себе обеспечить: по работам, товарам и по стройматериалам.