61 63

Чего южный туризм ждет от нацпроекта?

639
6 минут

Национальный проект «Туризм и индустрия гостеприимства» предлагает совершенно новые меры поддержки отрасли, однако чтобы решить проблемы южного туризма, нужны дополнительные усилия

Чего южный туризм ждет от нацпроекта?

Автор – генеральный директор ООО «ТКФ «Рейна-Тур НТВ»
Поделиться

Интерес к внутреннему туризму растет, россияне стремятся «присвоить себе свою страну». Видна заинтересованность в нем и власти: если, например, в 2018 году финансирование отрасли из бюджета составляло 3,7 млрд рублей, то к 2022 году оно выросло до 64 млрд рублей. Много надежд сейчас возлагают на реализацию национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства», запущенного в апреле прошлого года. Он должен раскрыть туризм как стратегическую отрасль экономики и поспособствовать тому, чтобы инвесторы увидели в индустрии гостеприимства рынок, в который можно выгодно и удобно вкладывать средства.

Из хорошего: льготное кредитование на создание качественной туристической инфраструктуры (а в программе планируется минимум в два раза увеличить отельную емкость) – такой меры у нас раньше не было! Инвесторы смогут получить ставку по кредитам от 3% годовых на строительство новых и реконструкцию существующих отелей – на эту меру в нацпроекте заложено порядка 100 млрд руб на 10 лет. А с 1 июля 2022 года еще и вступил в силу закон о нулевой ставке НДС для гостиниц. В числе дополнительных стимулирующих для инвесторов факторов вижу уверенность в росте внутреннего туризма и большой объем рублевых капиталов, образовавшийся после закрытия зарубежных рынков.

В то же время, есть опасность, что некоторые проблемы так и останутся нерешенными. Для того, чтобы внутренний туризм стал таким, о котором мы все мечтаем, необходимо объединить усилия власти и бизнеса, выстроить эффективное и взаимовыгодное взаимодействие. Нужен пересмотр политики в отношении туризма на федеральном и региональном уровне. Необходима комплексная программа по развитию туризма и территорий, куда бы входило развитие инфраструктуры, маркетинговые задачи, налоговые преференции, льготное кредитование и др.

На эту тему
Фундамент для бума гостеприимства: инвестиции в туризм на Юге
Поделиться

В реализацию этой программы должны войти те профильные министерства, отвечающие каждый за свои задачи: дороги, благоустройство, экология, маркетинг и т. д.

При этом хотелось бы, чтобы учитывались особенности региона, его сильные и слабые стороны, а также логистика, аутентичность региона, его точки роста и риски.

Отели умирают в условиях изоляции

Последние два года пандемии и сегодняшняя ситуация в регионе с закрытым аэропортом и отсутствием мест на поезда обнажила массу отраслевых проблем. Для некоторых они стали нерешаемыми, много игроков ушло с рынка. Гостям региона сегодня трудно попасть в Ростов даже при желании, поэтому многие отели имеют проблемы с загрузкой. В нашей сфере работают в основном малые и средние предприятия с упрощенной системой налогообложения. При этом отельный бизнес очень турбулентный, зависимый от многих факторов, сезонных в том числе.

Средние отели с номерным фондом 80-120 мест имеют персонал примерно в количестве 60-80 человек. Их необходимо содержать, платить зарплату и налоги при любой загрузке (даже если в отеле проживают 2-3 гостя), добавим сюда же трату на коммунальные платежи, прачку, питание. При таких расходах отели не в состоянии вкладывать средства в развитие. Мы уже несколько лет просим субсидировать или предоставить льготный тариф отелям на возмещение коммунальных платежей, в месяц такие расходы  доходят у отелей в среднем до 500 тысяч рублей.

Также просто необходимо вернуть льготу на платежи налогов на зарплату в ПФР и ФСС, которую инициируют многие депутаты и омбудсмены,т к Зарплата и налоги на неё более 30% это очень серьезная налоговая нагрузка на любое предприятие.

Поддержка отрасли касается только крупных компаний

Разовые субсидии не решают глобальные проблемы. Чтобы туризм стал рентабельным, пора внедрять отраслевую налоговую систему, которая, кстати, раньше была.

Заявленные параметры нацпроекта касаются в большей степени крупных объектов и инвестиций. По моему представлению, надо снизить этот порог и дать возможность инвестировать в отели, в том числе, от 50 номеров. Надо поддержать активность  инвесторов  в сегменте небольших отелей. Также нужны льготные кредиты и на реновацию существующих отелей.

Отмечу, что инвесторы в последнее время стали осознаннее подходить к проектам, чаще вкладываются в развитие туристической инфраструктуры. А это и развитие территории в том числе. Но многим инвесторам сложно просчитать экономику будущих отелей на фоне кризиса – отпугивает высокая неопределенность и низкая рентабельность при растущих расходах. И  даже вкладывая  деньги, они не всегда понимают, для какой целевой аудитории строят, какие инфраструктурные особенности и опции надо заложить в проект, какова будет окупаемость проекта. Здесь нужна информационная и маркетинговая помощь, грамотное сопровождение.

Крупным инвесторам нужно открыть туризм как рентабельную отрасль, продемонстрировать наличие ассортимента преференций – налоговые льготы на запуск и раскрутку проекта, например, преференции на развитие своего проекта, субсидирование части затрат на подключение сетей, на маркетинг и др. Ведь часто инвестор создает какой-то объект и рассматривает вопрос дальнейшего развития своего бизнеса , как например, отель «Атташе», который  открыл уже два объекта, и инвестирует сейчас в загородный объект.

На эту тему
Миллиард в древний город: как Азов превратят в центр туризма
Поделиться

Чек-лист для Агентства по туризму

Мы очень хотим, чтобы Агентство  по туризму, созданное с целью развития туризма в регионе, больше взаимодействовало со всеми участниками сферы гостеприимства: туркомпаниями, отельерами, рестораторами, музеями,профильными министерствами ,крупными федеральными компаниями. Также хотелось бы, чтобы агентство:

1. Формировало ежегодную программу своей деятельности с участием турбизнеса, отельеров, муниципалитетов, профильных министерств, т. к. зачастую инвестор строит объект, а подъездные пути к ним портят все впечатление даже от самого классного объекта, хочется понимать KPI нашей совместной работы, чтобы правильно планировать работу на перспективу. В России есть прекрасные практики государственно-частного партнерства, которые можно было использовать, как прекрасный опыт.

2. Активнее продвигало бренд через позиционирование семи уникальных туристских зон РО, что помогало бы участникам рынка создавать и предлагать  больше уникальных и нестандартных туров по Донскому краю, как в сфере туризма, так и сфере mice.

3. Изучало предпочтения туристов и корректировало продвижение, ориентируясь на их интересы на основании анализа big data турпотока в регионе. Турфирмы региона нуждаются  в исследовании тур спроса, его предпосылок и оценок гостей региона, по итогам которых мы ждем рекомендаций по созданию новых турпродуктов и ревизии уже существующих и эта совместная работа представляется нам очень важной.

Также нужны обучающие программы для нашей сферы , т. к. даже работая в сфере гостеприимства, многие не понимают, что такое сервис, клиентоориентированность, стандарты коммуникаций.

4. Сформировало программу бизнес-миссий в наш регион для турагентов и организаторов деловых мероприятий, чтобы была задействована та прекрасная инфраструктура, созданная в период чемпионата мира по футболу и в последние два года.

Но тут очень важно еще и сотрудничество с крупными государственными компаниями как в области спорта, так и в области конгрессно-выставочных мероприятий, чтобы они обязательно включали Ростов в график проведения именно у нас крупных федеральных профильных мероприятий.

5. Объединило маркетинговые усилия для продвижения за рубежом, так как иностранцы ,которых мы принимали, всегда сходятся во мнении, что получили здесь неожиданные впечатления и эмоции и мало знают о юге России.

6. В продвижении города и области объединило усилия с Департаментом по туризму Ростова-на-Дону, ТПП РО. Ведь только совместная работа всех структур власти и турбизнеса может дать синергетический эффект в достижении общих  целей — увеличении потока туристов в город и регион. В таком взаимодействии есть огромная заинтересованность всех участников сферы гостеприимства и наша цель.

Юг может многое предложить отдыхающим. У нас есть яркий бренд «Вольный Дон», разнообразные экологические, исторические, гастрономические и винодельческие туры. Конечно, сегодня Агентством по туризму РО и Департаментом по туризму города много делается в регионе для развития и продвижения  туризма, но туризм – это прежде  всего активные и влюбленные в свой край люди. Когда мы будем действовать сообща, результат будет налицо.

Подпишитесь на каналы «Эксперта Юг», в которых Вам удобнее нас находить и проще общаться: наше сообщество ВКонтакте, каналы в Telegram и на YouTube, наша группа в Одноклассниках .