Автор — генеральный директор Аналитического центра «Эксперт Юг»
На второй неделе 2022 года глава администрации Ростова-на-Дону Алексей Логвиненко подписал разрешение на проектировку трамвайных линий, которой займётся «Синара-ГТР». Главное, что мы знаем о новой трамвайной сети на данный момент, — что она обойдётся в 51 млрд рублей и что делается она с намерением решить проблемы общественного транспорта города. Новость — лучше некуда. Почему-то никто не спешит начинать говорить о том, какие проблемы могут возникнуть с этой работой. Между тем, делиться опасениями самое время — есть шанс, что проектировщики могут как-то их учесть.
Всякий, кто пытался читать Программу комплексного развития транспортной инфраструктуры (ПКРТИ) Ростова-на-Дону, выполненную на 416 страницах, понимает, что в прописанные в ней три сценария развития при желании уложится вообще всё, что может произойти с городом. Не факт при этом, что городские проблемы, ради решения которых она писалась, будут решены. Например, на картах трамвайной сети хорошо видно, что основные линии трамвая нарисованы по магистралям, которые на данный момент максимально загружены — проспекты Ворошиловский, Михаила Нагибина, Космонавтов, улица Вавилова, проспект Стачки и др. Когда я читаю о том, что «в рамках межевания разработчики уточнят коридоры трамвайных путей по улицам города», я понимаю, что эта фраза не передаёт остроты вопроса. Потому что сегодня почти на всех улицах Ростова, по которым ходят трамваи, они стоят в пробках наряду с другим общественным транспортом. Между тем, планируется, что через несколько лет ежедневно трамваем будут пользоваться до 240 тысяч человек.
То есть главный вопрос, связанный с ростовским трамваем, — как его сделать скоростным. При этом очевидно, что на большинстве существующих отрезков в центре — на улицах Станиславского, Горького и даже на Ворошиловском — скоростным его будет сделать либо сложно, либо невозможно. Потому что скоростной режим работы трамвая требует создания зоны, в которую вообще не может заехать автомобиль, ибо, если может, то обязательно заедет. Тесная городская среда ростовского центра — одна из причин, по которой так широко и долго обсуждалась мечта о создании в Ростове метро. Позднее эта мечта преобразилась в идею так называемого метротрама – своеобразного гибрида подземки и трамвая. Теперь у нас появилась система скоростного трамвая. Разработчики из связанной с «Синарой» компании Simetra, люди, конечно, подкованные. Они говорят о трамвае только как о скоростном, а также формулируют главную задачу — снизить привлекательность поездок в центр города на индивидуальном транспорте. Мы согласны, но сделать это можно только за счёт явного скоростного преимущества трамвая по сравнению с личным транспортом. Но в том-то и дело, что понять, каким образом трамвай станет скоростным, сейчас совершенно невозможно. Разработчики пока определили основные направления движения. На данном этапе развития транспортной системы даже внедрение на этих маршрутах выделенной линии для автобусов сделано не на всём протяжении. Надо ли говорить о том, что выделенная линия, которая то появляется, то исчезает, не обеспечивает необходимой скорости движения общественного транспорта, то есть его привлекательности. А теперь фактически заявляется, что в рамках тех же перегруженных линий будет создана выделенная линия скоростного трамвая. Представить себе это решительно невозможно. Как, например, технически возможно сделать выделенную линию на узком путепроводе, который связывает центр и проспект Стачки? Каким образом организовать выделенную линию для трамвая на вечно стоящем в пробке проспекте Нагибина? Или на столь же забитом Ворошиловском? Может быть, нам не говорят о каких-то революционных решениях, которые будут использованы? Самое время было бы о них узнать. А пока крайне трудно понять, как можно в рамках существующих направлений движения сделать трамвай скоростным. А если он скоростным не будет, то зачем заключён контракт с «Синарой»?
Может быть, здесь другая логика — за счёт новых выделенных линий для трамвая создать совершенно невыносимые условия для владельцев личного транспорта? Движение в эту сторону, надо сказать, скорее всего неизбежно. Задача разгрузка центра обычно решается за счёт перехватывающих парковок, введения системы платных парковок в центре и создания особых условий для общественного транспорта. Как мы помним, попытка внедрения системы платных парковок в центре Ростова несколько лет назад наткнулась на несогласованность среди ключевых исполнителей. Рассказывают, что город не смог договориться с ГИБДД, и система так и не заработала. Проблема в том, что обозначенную задачу пересадить существенную часть горожан одним строительством не решить. Эта задача требует координации, принятия непопулярных мер, для которых не бывает подходящих политических сезонов. Это действительно сложная работа, которая пока ростовчанам представлена только с самой благолепной стороны. И если этой картинке бездумно верить, значит, придётся прийти к выводу, что либо трамвай сделают, но скоростным он почему-то быть не сможет, либо автовладельцев в недалёком будущем ожидают очень неприятные новости. Поневоле иной раз подумаешь, что проект метро был не так уж плох — тем, например, что он предполагал создание альтернативной и уж точно скоростной системы.
Впрочем, разработчики говорят, что конкретные маршруты для скоростного трамвая только предстоит определить. После чего станет ясно, нужно ли пускаться в выкуп земель под дорожное строительство. А это, в свою очередь, определит реальные сроки реализации проекта. У нас есть от четырёх до шести лет.