101 106 14

Почему Краснодар должен увидеть себя в туризме

ЭКСПЕРТ ЮГ №4 (5) 2023
2068
7 минут

На фоне растущей конкуренции агломераций за ресурсы, именно транзитный и событийный туризм должен стать для Краснодара дополнительным источником роста и развития транспортно-логистической инфраструктуры на десятилетия вперед.

Почему Краснодар должен увидеть себя в туризме

Поделиться
* автор – доктор экономических наук, профессор КубГАУ, бизнес-консультант, партнер консалтинговой компании «Арка групп»

Безусловно, хорошим и знаковым событием в экономической жизни страны стало возвращение России по статистическим итогам 2022 года в десятку крупнейших экономик мира и сразу на 8-е место – между Францией и Канадой. Но, согласно национальным целям развития образца 2018 года, страна должна войти в пятерку крупнейших экономик мира к 2030 году. Это амбициозная и трудновыполнимая задача, она требует роста экономики темпами никак не ниже 3,5% в год. Сейчас эта цифра кажется фантастической, поскольку, по всем прогнозам, консенсус на 2023 год сходится в лучшем случае на уровне 2%. Следовательно, необходим поиск и реализация абсолютно новых зон опережающего роста – как в отраслевом, так и в региональном и даже местном масштабах.

Идея источников роста приводит к теме туризма

Очевидно, что для российской экономики одним их главных сдерживающих факторов развития является дефицит трудовых ресурсов и устойчивая тенденция к их сокращению. Из этого следует, что поиск идей и проектов для формирования новых точек и зон роста необходимо вести в привязке к высокопроизводительным отраслям, где уровень производительности труда высок за счет солидного уровня добавленной стоимости. Это путь, по которому идут многие страны торгово-индустриального типа экономического роста с явно выраженной сырьевой составляющей – ОАЭ, Турция, Саудовская Аравия, Индонезия, Аргентина, Бразилия и другие. Достаточно сказать, около четверти ВВП ОАЭ сегодня формируется за счет туризма.

На эту тему
Плюс 25% в ЮФО и 45% в СКФО: Росстат посчитал доходы от туризма на Юге России
Поделиться
Для краснодарской агломерации – самой быстрорастущей в стране - проблема повышения производительности труда и включения в экономику новых высокопроизводительных отраслей более чем актуальна: исторически сложившаяся структура экономики объективно растет за счет миграционного притока (лидеры роста – ритейл, строительный и транспортно-логистический комплексы), но при этом по уровню производительности труда (72%) и ожидаемо по доходам населения (76%) уступает средним показателям пяти растущих агломераций страны (Краснодарской, Московской, Петербургской, Казанской, Красноярской). 

Быстрый рост населения плюс огромный возрастающий поток туристов (пока в основном транзитных и гораздо в меньшей степени деловых) заставляет всерьез задуматься над туристическим будущим Краснодара. В стране не так много городов, в которых все факторы успеха для потенциально прибыльной туристической индустрии сошлись бы вместе: экономико-географическое положение, климатические условия, интерес к городу как деловой столице Юга, сложившиеся транспортные узлы и возможности коммерциализации гарантированного транзитного трафика на курорты Краснодарского края. Более того, необходимость развития делового, событийного и транзитного туризма в городе определены принятой в 2019 году Стратегией социально-экономического развития Краснодара до 2030 года. Хотя, здравый экономический смысл и расчеты куда лучше любой стратегии показывают перспективность туризма как новой сферы социально-экономического прогресса города.

Самые грубые расчеты показывают, что транзитный наземный трафик, проходящий через город, можно оценить в 7-8 млн человек с потенциалом роста до 10-12 млн в течение 10 лет. Этому будет способствовать реализация на базе Международного аэропорта Краснодар проекта крупного транспортно-логистического хаба национального масштаба. Проект развития Краснодарского аэропорта, с 2006 года существовавший в виде презентаций и макетов на различных форумах и выставках, перешел в активную строительную фазу. Идея, заложенная в транспортно-логистический хаб на базе аэропорта, заключается в синергии авиационного, железнодорожного и автомобильного транспорта (крупный транспортно-пересадочный узел и грузовой логистический центр), конгрессно-выставочной и производственной инфраструктуры на достаточно локальной территории. Потенциально, по замыслу разработчиков, проект может создать до 40 тысяч рабочих мест в течение 15 лет. Разумеется, такую инвестиционную емкость необходимо коммерциализировать из множества точек входа доходов, одной из которых гарантированно является транзитный туристический поток.
Самый грубый расчет показывает, что транзитный туризм может увеличить валовой городской продукт на 60-90 млрд рублей в год, а это 4-5%. Надо сказать, что по своей смысловой емкости, множеству синергетических взаимодействий и, самое главное, по доходному потенциалу развитие транзитного туризма в Краснодаре находится в одном ряду с наиболее значимыми точками роста (включая промышленность и креативные индустрии). Самый грубый расчет показывает, что транзитный туризм может увеличить валовой городской продукт на 60-90 млрд рублей в год, а это 4-5% (исходя из предположения количества транзитных туристов 2-3 млн человек в год и «среднего чека» в 30 тысяч рублей). Причем, это прямой вклад: как известно, туризм генерирует сопряженные эффекты в экономике в пропорции как минимум 1:10 (рост спроса в строительстве, сервисе, АПК, на транспорте и т.д.).

Транзитный и событийный туризм требуют партнерства

До сих пор Краснодар не был заметным игроком на туристическом рынке страны, за исключением, пожалуй, делового туризма. До 2016 года «КраснодарЭКСПО», а сейчас – «Экспоград-Юг» без преувеличения можно назвать игроками федерального масштаба. За исключением нескольких выставочно-конгрессных мероприятий в год, центром делового туризма Юга является, безусловно, Сочи с его мощным инфраструктурным олимпийским наследием. Тем не менее, Краснодар был и несомненно останется деловым центром Юга, куда лучше «заточенным» под конгрессно-выставочный туризм в смысловом плане. Но ни архитектурный облик, ни качество городской среды, ни дорожно-транспортная инфраструктура города даже отдаленно не подходят на эту роль города.

С транзитным туризмом и того сложнее. Реально в городе есть два достойных и раскрученных в информационном поле объекта – парк со стадионом Галицкого и в недавнем прошлом пешеходная в праздничные и выходные дни улица Красная. Правда, добираться до них от федеральных трасс, аэропорта и вокзала лучше с закрытыми глазами (из-за картинки за окном) и олимпийским спокойствием (из-за ставших национальным мемом пробок). Все другие объекты туристического показа и тем более развлечений весьма стандартны и типичны для любого крупного российского города, поэтому не могут быть «магнитами» для туристов. 

На эту тему
Выбор для Ростова-на-Дону: новый дизайн табличек или бренд для целого города?
Поделиться
Однако, даже эти два безусловно уникальные объекта вполне могут стать стартовыми площадками для двух-трехдневного транзитного туризма. Именно стартовыми, потому что мировой туристический рынок демонстрирует тренд на активный отдых и «поглощение» эмоций в путешествиях. 

В этом смысле для развития туризма в Краснодаре и постепенного увеличения «среднего чека» как за счет количества дней пребывания, так и за счет набора развлечений принципиально необходимо развивать события, выходящие по значимости за рамки города и региона. И, надо сказать, такие пробные запуски были и даже весьма успешные. Достаточно вспомнить два самых ярких: ресторанно-развлекательный «Стереопикник», несколько лет подряд (до пандемии) проводимый Ангелиной Стипиди, и «Гик-пикник» про науку и креативные индустрии от Серафимы Чичевой. И, конечно, спортивные забеги и марафонские истории от Алексея Пшеничного. Пожалуй, на этом все. И этого безнадежно мало.

Тем не менее, есть опыт городов, сравнимых с Краснодаром, построившие целую индустрию вокруг возможной роли транзитного и событийного туризма: израильские Тель-Авив и Хайфа, итальянские Римини и Милан, турецкий Трабзон. Новые туристические центры нашей страны типа Калининграда и Казани строят свою привлекательность на основе исторического наследия и вновь построенной мощной инфраструктуры в связи с событиями мирового масштаба (Чемпионат мира по футболу-2018, Универсиада), поэтому несравнимы с Краснодаром. Но вот Ростов-на-Дону и Иркутск вполне могут быть бенчмарками: развивать транзитный туризм они начали раньше. И тут есть за что «зацепиться»: пешеходные зоны и архитектурные достопримечательности, ресторанно-развлекательный Левый берег Дона в Ростове; активно возрождаемый центр Иркутска со знаковой деревянной архитектурой, вполне достойная туристическая инфраструктура «ворот к Байкалу».

Обобщая этот опыт, можно уверенно констатировать, что транзитный и событийный туризм требуют синергии – той самой силы взаимодействия, взаимодополнения и партнерства разных бизнесов, государства и муниципалитета. Попытки создать в Краснодаре реально востребованные объекты туристической инфраструктуры были заложены еще в далеком 2006 году в тогдашней целевой программе «Краснодару – столичный облик», возникшей на гребне эйфории от олимпийской стройки и начавшегося роста города.  Однако, за прошедшие 15 лет туристический кластер города так и не обрел своего лица (кроме выросшей из ничего отельно-ресторанной индустрии, упомянутых выше стадиона и парка, и пикников с забегами) и коммерческого смысла. 

Анализ «клиентского пути» транзитного туриста показывает, что в городе как последней точке перед конечной курортной целью путешественников (или первой точке при возвращении с курортов) гарантирован спрос на парки развлечений мирового уровня (это принципиально важно исходя из портрета целевого клиента), гастрономический и познавательный туризм. Для этого многое нужно создавать «с нуля»: за обозначенными выше исключениями, возникшими по счастливому стечению обстоятельств, город не интересен и не способен принять транзитный туристический поток.

Тем не менее, на фоне растущей конкуренции крупных городов и агломераций за ресурсы развития и, самое главное, за все более дефицитный человеческий капитал, именно транзитный и событийный туризм могут и должны стать для Краснодара дополнительным источником роста и коммерческого освоения новой транспортно-логистической инфраструктуры на десятилетия вперед.
0
0
0
0
0
Подпишитесь на каналы «Эксперта Юг», в которых Вам удобнее нас находить и проще общаться: наше сообщество ВКонтакте, каналы в Telegram и на YouTube, наша группа в Одноклассниках .