89 96 12

Выбор для Ростова-на-Дону: новый дизайн табличек или бренд для целого города?

2598
8 минут

Ростову-на-Дону нужно определить баланс между развитием города и сохранением исторически значимой среды. Сейчас просматриваются три перспективных направления развития городского бренда: туристический центр, связанный с авангардом; город, подчеркивающий южное происхождение, и «Ростов творческий».

Выбор для Ростова-на-Дону: новый дизайн табличек или бренд для целого города?

Юлия Горгорова презентует три варианта развития бренда Ростова на форуме «Устойчивое развитие здесь и сейчас» // Фото: «Эксперт Юг».
Поделиться
* автор - профессор кафедры архитектурного и средового проектирования ЮФУ, кандидат архитектуры, член Союза архитекторов России

Эти тезисы профессора ЮФУ Юлии Горгоровой прозвучали на форуме «Устойчивое развитие здесь и сейчас», который прошел в Ростове-на-Дону 14 апреля 2023 года. На основе этих тезисов автор написал статью для «Эксперт Юг». Ранее мы рассказали о дискуссии в рамках пленарного заседания форума, а также дискуссии на сессии об условиях для ведения бизнеса в историческом центре города.

Разработчики норм, регулирующих дизайн-код города, часто слепо копируют эти регламенты, не вникая в специфику конкретного города. Доходит до того, что в южном городе для набережной предлагают использовать скамьи, на которых половина отдыхающих будет сидеть спиной к морю. Не хотелось бы, чтобы так случилось и с Ростовом. Больше того, для Ростова видится иной путь, который бы предусматривал не просто смену табличек и вывесок на разрушающихся исторических зданиях, а продуманную стратегию развития. Стратегию, направленную на сохранение облика города и создание новых уникальных архитектурных объектов, комплексных градостроительных решений, а визуальная навигация и дизайн-код должны быть частью этой единой стратегии.

В настоящий момент в Ростове-на-Дону нужно определить баланс между развитием города и сохранением исторически значимой среды. Как это сделать? Нужно посмотреть на город со стороны. Что видят туристы, когда подъезжают к городу, выходят из зданий вокзалов? Нужно определить значимые структурные элементы, формирующие городской силуэт, перспективы улиц, которые необходимо сохранить, определить возможность развитие инфраструктуры за счет нового строительства или реконструкции зданий, освоения подземного пространства. Такое развитие невозможно без общей стратегии. Формирование узнаваемости, определение позиционирования и способов продвижения – эти важные задачи развития города можно решить при помощи территориального брендинга. Для Ростова-на-Дону просматриваются три потенциальных направления развития городского бренда.

Бренд первый: Ростов в Авангарде

Концепция «Ростов в Авангарде» опирается на существующий официальный туристический бренд России, визуальный образ которого вдохновлен авангардом - глобальным явлением, которое стало визитной карточкой России. Тема современной интерпретации русского авангарда актуальна и продолжает вдохновлять творческих людей всего мира.

Illustration 1 The logo of the official tourist brand of Russia.jpg
Поделиться
Логотип официального туристического бренда России и два варианта его применения в городской среде. Брендинговое агентство «Супрематика». Источник: https://suprematika.ru/portfolio/russia/

В Ростове-на-Дону эта концепция может быть воплощена не только за счет активации уникального исторического наследия стиля конструктивизм. Бренд позиционируется шире, включая в себя понятие «быть в Авангарде», то есть, выявляя лидерство и первенство города в таких областях как музыка, искусство, спорт, гастрономия, наука и других. Затем за этими лидерами постепенно подтянутся и остальные.

Illustration 2 The collage.jpg
Поделиться


Illustration 2 The map.jpg
Поделиться
Коллаж, представляющий одну из возможных концепций туристического бренда города Ростова-на-Дону. Определение знаковых зданий и мест первого контакта туристов с брендом города. Авторы: А.Малакаева, Ю.Горгорова

Реализовывать концепцию бренда города Ростова-на-Дону «Ростов в Авангарде» необходимо комплексно, на всех архитектурных и градостроительных уровнях. Для реализации данной концепции необходимо определить ценные архитектурные объекты, значимые градостроительные ансамбли, элементы городской среды и т. д. Затем нужно разработать регламент и определить этапы воплощения концепции бренда города. Несомненно, что для привлечения туристов необходимо создание и расширение инфраструктуры, формирование комфортной и доступной городской среды, построенной на принципах универсального дизайна и урбанистики.

При реализации этой концепции бренда тема авангарда не должна быть навязчивой, но концепция должна быть зримо присутствующей и объединяющей все атрибуты бренда. Развивать городскую среду, окружающую значимые объекты, необходимо подчиняя и делая акцент на уникальных зданиях, например это важно учитывать в концепции развития Театрального спуска. Большая территория позволяет организовать под открытым небом парк «Авангард» по стилистике близкой к парку Ла Виллет, с размещением тематических арт-объектов, общественных пространств, проведением спектаклей, фестивалей, привлекательных для туристов.

Концепция театрального спуска.jpg
Поделиться
Фрагмент концепции развития Театрального спуска, подчинение уникальному сооружению театра им. М. Горького. Проект студентки ЮФУ Анны Приваловой, руководитель Юлия Горгорова.

На эту тему
Бизнес в историческом центре Ростова: как делать невозможное
Поделиться
Сама концепция территории парка может быть выстроена на игре с пространством и символами, позволяющими туристу взаимодействовать и познавать эту среду, совершая открытия. Например, видишь лестницу с большим количеством ступеней, спускающаяся к Дону в виде амфитеатра, затем ты подходишь ближе и видишь, как на эту лестницу накладывается силуэт женщины с ребенком на руках, и ты понимаешь, что это намек на знаменитое фото Александра Родченко и т.д.

Продвижение этой идеи возможно при помощи тематических событийных мероприятий в рамках этого бренда, фестивалей, выставок. Кроме того, перспективно создание зонтичного бренда для совместного продвижения этой концепции совместно с другими городами России, а возможно и Белоруссии, обладающими богатым культурным наследием этого периода: Москвой, Санкт-Петербургом, Самарой, Екатеринбургом, Витебском и другими. Для уточнения своего позиционирования среди городов такого зонтичного бренда необходимо параллельно работать над созданием брендов Ростова-на-Дону, описанных далее.

Бренд второй: Ростов-на-Дону – южный город

Для повышения узнаваемости города Ростова-на-Дону важно формировать комфортную устойчивую городскую среду, выявляя особенности, характерные для южного города. Улучшение экологии и микроклимата городской среды, организация открытых общественных пространств, применение характерных для южной архитектуры элементов: солнцезащиты, эксплуатируемых кровель – все это атрибуты, активирующие привлекательность территории в рамках концепции «Ростов - южный город». Ведь грамотно сделанные открытые кафе, которые появились в Ростове, сделали город намного интереснее.

Illustration 4 а.jpg
Поделиться
Включение в архитектуру элементов бренда южного города: солнцезащитные элементы и озеленение на эксплуатируемой кровле. Автор: Бондарева В., Евтушенко Н., руководитель Горгорова Ю.

Основной принцип развития, который следует применять для развития этой концепции - это экологизация и гуманизация городской среды. Создание городской среды, привлекательной для пользователей городского пространства и обладающей необходимой инфраструктурой. В рамках данной идеи целесообразно повышение энергоэфективности и зеленого строительства, внедрение элементов «умного города», создание экокварталов, развитие и использование водного транспорта и т.д.

Способы повышения социальной привлекательности территории в рамках концепции южного города 
Illustration 5.jpg
Поделиться
Автор: Юлия Горгорова 

Кроме того, необходимы реновация промышленных, в первую очередь, прибрежных территорий, появление открытых пешеходных спусков, ведущих к реке Дон, продление набережной, создание пешеходных связей с рекреационными зонами, увеличение зеленых насаждений и создание зеленого каркаса города, сохранение уникального ландшафтного кода города, в том числе за счет применения растений-эндемиков, требующих меньшего ухода.

Способы повышения туристической привлекательности территории в рамках концепции южного города
Illustration 6.jpg
Поделиться
Автор: Юлия Горгорова

В старых живописных дворах Ростова-на-Дону, характерных для южного города, снимают кино, фотографируются, проводят экскурсии. Эти дворы также являются атрибутом бренда южного города. Создание сети общественных пространств в старых дворах города, сохранение их среды, как декораций, привлекательно для туристов. Реконструкция территории рынков придание им колорита южного базара также перспективно с точки зрения повышения туристической привлекательности города. Стоит также уделить внимание особенностям колористики южного города.

Бренд третий: Ростов-на-Дону – современный креативный город

Данная концепция предполагает активацию «Ростова творческого». Многообразие культур создаёт яркую мозаику бренда города, который необходимо демонстрировать в городской среде, создавать и расширять инфраструктуру для развития творческого потенциала жителей города. Для продвижения этого бренда важно проводить событийные мероприятия, подключать известных ростовчан.

Способы повышения культурной привлекательности города
Illustration 7.jpg
Поделиться
Автор: Юлия Горгорова

Перспективно предусматривать различные сценарии функционирования городской среды, наполнять городское пространство событийностью, интерактивностью, предусматривать различные сценарии освещения. Установка временных арт-объектов способствует повышению туристической привлекательности, когда туристы, возвращаясь, видят город динамичным и до конца непознанным. А при продаже арт-объектов на аукционе, особенно если они были сделаны с участием знаменитостей, можно получить доходы для развития городской среды.

Также в городской среде необходимо добавить идентичности, проявлений культурного кода города. Здесь может быть и включение топонимики места. Например, переулок Газетный с его лестницей выходящей на набережную. Чем это не среда для приложения потенциала творческих людей? Здесь на спуске могут появляться как современные интерактивные элементы, арт-объекты, так и цитаты из старых ростовских газет, буквицы в виде элементов городского оборудования и много чего еще. Кроме того, у нас недооценён потенциал присутствия двух городов в одном: Нахичевани и Ростова. Это тоже часть туристической привлекательности, которую необходимо развивать и усиливать, в том числе в городской среде.

Три бренда для одного города

Расстановка таких акцентов в брендинге вовсе не отрицает наличие «Ростова купеческого», и других особенностей территории, но создает определённые маяки, притягивающие туристов, чтобы затем, заинтересовавшись, они познали город глубже. В большим количестве брендов также нет противоречий: если для малого города может существовать один бренд, то для такого города, как Ростов-на-Дону, брендов может быть несколько. Каждая отдельная группа пользователей пространства может «считывать» свой бренд, созданный именно на них, но все эти бренды должны работать вместе, сплетаясь в единое полотно, общий имидж города.

На эту тему
Богатая ленивая столица
Поделиться
Для более детальной разработки и воплощения концепции бренда города должны быть привлечены специалисты разных уровней: градостроители, урбанисты, социологи, маркетологи и другие. Это позволит создать хорошо продуманную стратегию бренда, которая позволит Ростову–OFF–Дон сделаться Ростовом-ON-Дон.

Можно сказать, что хороший бренд - это как национальная идея, но для города и его жителей. Концепция городского бренда должна находить отклик в сердцах горожан, поддерживаться ими, тогда все, проникнувшись общей стратегией, стараются сделать город конкурентоспособнее и лучше. Многие активные ростовчане пытаются делать это и сегодня. Но когда во всех этих попытках не прослеживается общая стратегия, то город становится лоскутным. А еще часто срабатывает принцип лебедя, рака и щуки, когда организации, которые должны заниматься совместным развитием города противоборствуют друг с другом.

Основные идеи этой статьи были предложены автором для реализации в стратегии социально-экономического развития города Ростова-на-Дону на период до 2035 года. Будем надеяться, что это придаст новый виток развитию уникального южного города. 
0
0
0
0
0
Подпишитесь на каналы «Эксперта Юг», в которых Вам удобнее нас находить и проще общаться: наше сообщество ВКонтакте, каналы в Telegram и на YouTube, наша группа в Одноклассниках .
ссылка1