Покупка франшизы как рабство

1807
4 минуты

Вопреки популярному мнению покупка франшизы – предприятие едва ли не более рискованное, чем развитие собственного бизнеса. Об этом красноречиво говорит кейс нашего эксперта

Покупка франшизы как рабство

Поделиться

Андрей Тучков, основатель Национальной инвестиционной платформы и сервиса для путешественников TravelsSharing.club 

Приобретая франшизу, многие считают, что жизнь сейчас наладиться. Логика обычно такая: «Я же купил готовый бизнес, и теперь остается только приглядывать за новой вотчиной и получать доход». А вот и не так. В первую очередь вы покупаете обязательства, ответственность и головную боль.

Я могу отметить только два возможных преимущества франшизы:

1) Бренд. Пожалуй, самое ценное, что может быть во франшизе. Он дает узнаваемость товара и соответственно должен упрощать путь покупателя от желания купить до непосредственно покупки, что дает определенное преимущество перед другими аналогичными товарами. Но надо учесть, что мощный бренд сам по себе ведет к удорожанию цены товара.

2) Технологии. Уникальная технология, предлагаемая франшизой, может помочь выйти на более специализированные рынки или стать сильным конкурентным преимуществом. Например, условная франшиза медицинских центров – ее можно рассматривать к приобретению, поскольку сильная сеть даст доступ к дорогостоящему медицинскому оборудованию и специалистам. Но такие предложения в каталогах франшиз найти трудно.

Таким образом, франшиза без супербренда, уникального продукта или собственной технологии не предполагает ничего такого, к чему предприниматель не может прийти самостоятельными усилиями. Например, совсем не понятно, зачем покупать франшизу банкротств физических лиц – там нужны либо собственный хороший опыт в данной сфере, либо профессиональные сотрудники. Или, скажем, в чем ценность франшизы автомойки? Помочь приобрести оборудование и правильно расставить его вам может любой поставщик. А оценку локации вам вряд ли хорошо сделают издалека. Локация – это вообще отдельный вопрос, с ней часто промахиваются и большие компании.

К сожалению, вся эта теория является результатом собственной практики. Думаю, многим будет полезно почитать о моем неудачном опыте покупки франшизы и выявленных ошибках, допущенных со стороны франчайзи (покупателя франшизы).

Кейс покупки франшизы магазина белья

В 2004 мы купили франшизу магазина, торгующего премиальным женским бельем. Замечу, что мы были одними из первых – всего потом было открыто по франшизе 16 таких магазинов. Забегая вперед, скажу, что сейчас этой сети уже не существует.

По расчетам франзайчера этот магазин должен был иметь 100% доходность. Это был мой первый промах – я доверился чужим показателям продаж. А как их проверить?

Покупка сильного бренда позволила мне найти помещение в лучшем торговом центре города, поскольку сам торговый центр был заинтересован в привлечении подобных магазинов. Промах два – я не проверил показатели торгового центра по посещаемости и не сразу понял, что посещаемость не равна продажам. Плюс неверно оценил масштабы предстоящих ремонтных работ.

Дальше этап подписывания договоров. На этом моменте вы принимаете на себя обязательства не только перед торговым центром по оплате аренды, но и перед франчайзером.

Продавцу франшизы вы теперь должны:

— Оплатить закупку товара.

— Отремонтировать магазин по его дизайну, причем согласовать этот дизайн с торговым центром. В моем случае оказалось, что дизайн делали в Лондоне и не учли требования РФ по пожарным нормам, а также не учли, что наши технологии монтажа витрин отличаются. Это привело к переделке проекта и соответственно задержке ремонта (арендная плата торгового центра не волнует франчайзера).

— Выкупить форму продавцов и оборудование. Причем оборудование вышло раза в три дороже, чем если бы я купил его в Ростове.

— Сделать рекламную съемку и тратить бюджет на рекламу ежемесячно. Бюджет рассчитывается в процентах от суммы закупки (не от суммы реализации).

— Подобрать персонал соответствующей квалификации и количества.

— Выкупать товар на определенную сумму постоянно.

— И, конечно, платить роялти (у меня это было заменено выкупом товара).

Что мы в итоге получили:

— красивый магазин после пяти месяцев трудов – заслуги франчайзера в этом нет;

— нормальную реализацию только в первый месяц;

— резко выросшие через четыре месяца цены, связанные с изменением курса фунта стерлингов.

Что я в итоге не получил от франчайзера:

— обещанного объема продаж;

— обещанного постоянно расширяющегося ассортимента;

— обещанной рекламной поддержки;

— обещанных сроков поставки.

Таким образом, приобретенная франшиза полностью лишила меня самостоятельности в принятии решений. Без согласия головной компании я не смог даже сменить локацию. Была гипотеза, что место неудачное, но франчайзеру было важнее присутствовать в ТЦ за мой счет.

Мой пример совсем не уникальный. Подобных историй можно найти массу.

Вспомним разгоревшийся скандал «Додо Пиццы» со своим франчайзи в Ярославле. До этого я считал эту франшизу одной из лучших, ведь тут как раз преимущества франшизы были очевидны: технологическая компания с сильным брендом (не зря «Додо» часто называют IT-компанией, а не фаст-фудом).

Я не буду оценивать вину каждой стороны, лишь отмечу главное. У франчайзи было четыре пиццерии (открытие каждой обошлось от 12 до 25 млн руб). После трех месяцев взаимных претензий франчайзер отключил его от своей ИТ-системы, фактически парализовав работу. Соответственно многомиллионные вложения в одну секунду превратились в чистый убыток. Это яркий пример полного рабства от франчайзера.

Франшиза может превратиться в прибыльный бизнес, но никогда не влечет уменьшения вашего объема работы, а также влечет зависимость от головной структуры и отсутствие самостоятельности в принятии решений. Таким образом, ваш капитал подвержен еще большим рискам, чем при своем бизнесе!

Подпишитесь на каналы «Эксперта Юг», в которых Вам удобнее нас находить и проще общаться: наше сообщество ВКонтакте, каналы в Telegram и на YouTube, наша группа в Одноклассниках .