Поделиться
Три направления для получения знаний
«Сегодня нужно постоянно учиться» — такой совет мы слышим каждый день из разных источников. Несмотря на его очевидность и оправданность скоростью изменений в жизни, он может вводить в ступор. Возникают вопросы: А меня это касается? Чему именно нужно учиться? Какое образовательное учреждение мне подходит? Какой формат выбрать, чтобы был эффективный результат и в то же время, чтобы мне не пришлось выпасть из рабочих процессов?При этом некоторые люди и так пребывают в состоянии постоянного ученика, все еще недостаточно готового действовать. Они никак не могут решиться приступить к реализации, и этот совет легализует их позицию вечного ученичества.
Другие, услышав эту рекомендацию, ощутив этот тренд, записываются на все «востребованные» курсы, скупают пачками онлайн инфопродукты. В результате деньги потрачены, не пройденные уроки лежат грузом вины, а прироста навыков и знаний на деле так и нет.
Перед третьими возникает соблазн овладеть всеми компетенциями самому: и финансовым учетом, и маркетингом, и smm. В результате такие люди сами умеют все делать, а вот времени на замещение всех этих «должностей» не хватает, и, как оказалось, проще (и эффективнее) было нанять соответствующих узких специалистов.
От суеты к четкой стратегии
Как перейти от суеты, погони за трендами и «широкопрофильности» в своем образовании к формированию четкой образовательной стратегии?Для начала надо определить причину: почему мне нужно учиться? Как правило, существует три типовые ситуации. В первом случае происходит трансформация профессии или отдельных операций внутри нее (мы можем видеть это на примере профессии бухгалтера, банковского работника, водителя), которая требует догнать необходимый функционал. Чаще всего этот функционал сосредоточен в поле владения современными технологиями, диджитал разработками, но может быть связан и с так называемыми soft skills (умением коммуницировать, предоставлять сервис, вести win-win переговоры). Сюда же отнесем и желание расти в профессии, становиться профессионалом, нарабатывать более сложный опыт.
Во втором случае человек хочет карьерного развития и осознает необходимость «доучиться» для занятия следующей должности.
В третьем случае вы решаете поменять профессию. Это может быть связано с тем, что вы изначально не сами выбирали, чем вам заниматься, и сейчас осознали свои интересы и способности; тем, что ваша профессия стала исчезающей, и падает спрос на услуги; тем, что вы заинтересовались другим направлением в этой сфере деятельности, возможно более узким или трендовым (из юриста в биоэтики, медицинский маркетолог, педагогический дизайнер и т.д.).
Список «дефицитов»
Как только вы определите, в какой из этих ситуаций находитесь, вы сразу сможете составить список своих «дефицитов» - недостающих навыков, знаний, компетенций. В ситуации первого типа вам важно определить, что нужно уметь делать в профессии, чтобы оставаться актуальным специалистом на рынке или отличным специалистом на рынке.В ситуации второго типа необходимо удерживать в голове и цели компании, и ее стратегию, и требования к следующей должности. Как правило, здесь дефициты сосредоточены в поле управления процессами разного типа (финансы, производство, HR).
Если вы находитесь в ситуации третьего типа, принимаете решение менять профессию, то вам необходимо, с одной стороны, реконструировать весь свой профессиональный опыт и собрать понятное портфолио, с другой стороны, осознанно сделать ставку на следующий профессиональный шаг.
«Пересобрав» себя в условиях современного рынка труда, вы сможете получить необходимые навыки, повысить спрос на свои услуги и свой доход, не обесценивая предыдущих достижений.
Далее, ранжируя и приоритезируя данные дефициты, вы конструируете свою образовательную стратегию, отвечая на вопросы: Где можно этому научиться? Сколько времени, денег, усилий я готов посвятить обучению? Как я буду интегрировать обучение в свою жизнедеятельность? На каком уровне и какими навыками я в итоге буду владеть?
Август – время стратегирования образования, желаю успехов на этом пути и новых полезных, применимых знаний!