92 100 13

Вот это поворот: подводные камни закона о пенсионных накоплениях

2294
4 минуты

Новый закон о том, куда уходят накопленные средства пенсионных фондов после их банкротств, дополнен спорной статьей о «чрезвычайных правах» президента. Отсутствие диалога по этому вопросу порождает легкую панику в экспертной среде

Вот это поворот: подводные камни закона о пенсионных накоплениях

Автор — финансовый аналитик, член экспертного сообщества «Эксперт Юг»
Поделиться

В начале июня в третьем чтении Госдума РФ приняла закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части определения направления использования средств пенсионных накоплений, оставшихся после расчетов с кредиторами негосударственных пенсионных фондов». Сложное наименование могло усыпить бдительность даже бывалых экспертов и аналитиков. Однако, дочитав до пятой статьи, некоторые испытали состояние, близкое к шоку.

Разберемся с этим.

Верхний уровень смысла заложен в названии закона

Изначально закон об использовании средств пенсионных накоплений был задуман для выстраивания накопительной системы и создания стимулов для участия в ней населения. В числе таких стимулов предоставление налоговых вычетов, софинансирование от государства и страхование накоплений граждан по аналогии с банковскими вкладами.

Однако существующие правовые акты не устанавливали, куда надо направлять деньги из ликвидируемых негосударственных пенсионных фондов (НПФ), оставшихся после удовлетворения требований кредиторов.

Работа НПФ в соответствии с российским законодательством аналогична работе Пенсионного фонда РФ: аккумулирование средств пенсионных накоплений, организация их инвестирования, учет, назначение и выплата накопительной части пенсии. Процесс создания новых фондов развивался стихийно, правовая база была слабая. Ряд НПФ были организованы в частном порядке, прежде всего, коммерческими банками, в целях «налоговой оптимизации» и в качестве инструмента привлечения финансовых средств населения. В связи с этим государство постоянно вносит изменения в закон для защиты пенсионных накоплений.

В редакции первого чтения предполагалось направлять средства в Фонд гарантирования пенсионных накоплений (ФГПН), формируемый Агентством по страхованию вкладов (АСВ), чтобы затем выплачивать ими гарантийное возмещение застрахованным лицам в системе обязательного пенсионного страхования. Также их предполагалось направлять на финансирование расходов, связанных с функционированием «системы гарантирования прав застрахованных лиц».

Ко второму чтению поддержаны поправки, которые предусматривают передачу средств пенсионных накоплений, оставшихся после удовлетворения требований кредиторов НПФ, уже не в распоряжение АСВ, а Пенсионному фонду РФ – для учета на индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц, заключивших договор об обязательном пенсионном страховании с ликвидированным НПФ.

Также ПФР будет обязан зачислять в резерв по обязательному пенсионному страхованию средства пенсионных накоплений, оставшиеся после удовлетворения требований кредиторов ликвидируемого НПФ в случае, если в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица включены сведения о его смерти. В этой ситуации средства выплачиваются правопреемникам умершего застрахованного лица в случае их обращения за соответствующей выплатой в Пенсионный фонд РФ.

Вроде все достаточно логично и более четко регламентирует процессы, которые (в то же время) и ранее должны были обеспечиваться, так система негосударственного пенсионного страхования уже по сути своей застрахована государством.

С другой стороны, в условиях изоляции от внешних финансовых рынков, роль длинных пенсионных денег для российской экономики возрастает, в связи с чем принятие данного закона именно сейчас, выглядит актуальным решением.

Скрытый уровень смысла — пятая статья о «особом порядке»

Законопроект дополнен статьей №5, которая не соотносится напрямую со всем ранее сказанным, а определяет меры воздействия (противодействия), которые могут приниматься в особом порядке в целях обеспечения финансовой стабильности.

Тут самое интересное, что так переполошило экспертов-финансистов.

Здесь речь идет не про пенсионные накопления и не про банкротства НПФ. Она про новые права, которые даются президенту, чтобы ограничивать финансовую деятельность граждан и организаций, замораживать счета, отменять или запрещать операции с недвижимостью и другим имуществом.

Так, например, президенту РФ предоставляются дополнительные права для сохранения финансовой стабильности, в соответствии с которыми он может устанавливать на территории РФ:

— Особый порядок осуществления гражданами РФ и юридическими лицами РФ сделок с иностранными лицами, связанными с недружественными государствами.

— Особый порядок сделок с лицами, находящимися под контролем иностранных лиц, связанных с недружественными государствами, вне зависимости от места их регистрации и ведения хозяйственной деятельности.

Поправки закрепляют перечень мер, которые могут быть введены Президентом РФ для обеспечения финансовой стабильности страны, в их числе: установление лимита объемов проводимых валютных операций, необходимость обязательной продажи иностранной валюты на внутреннем валютном рынке, а также иные меры экономического характера, включая замораживание (блокирование) денежных средств и (или) иного имущества.

Особо острые комментарии экспертов говорят о том, что эта статья фактически отменила закон о валютном регулировании и валютном контроле, серьезно извратила законы о ЦБ, банках и бухучете, видоизменила ряд положений, подвесила полномочия ЦБ и т. д и т. п.

Дефицит информации рождает панику

Подобная реакция возникает, считаю, из-за дефицита информации. Лично я волноваться по поводу поправок не вижу причин. Текущая геополитическая и социально-экономическая ситуация очень и очень сложная. Ни у одного государства в мире нет опыта решения кризисных моментов такой степени сложности, когда в режиме реального времени ведется активный поиск антикризисных шагов. Мы уже в этом особом режиме живем, но законодательное закрепление такого рода «особых полномочий», конечно, повышает градус тревожности в обществе, ведь хочется надеяться и верить, что все это не вдолгую.

И вот здесь возникает другой вопрос уже не только в контексте данного закона. Это вопрос про качественное информирование людей, способное сформировать атмосферу открытости и доверия с обеспечением прозрачности процедур, эффективной обратной связи, диалога власти и общества. По моему мнению, это вопрос № 1 в текущей повестке, к решению которого необходимо активно подключать институты развития, СМИ и лидеров мнений. В противном случае это порождает только негатив и состояние, близкое к панике.

0
0
0
0
0
Подпишитесь на каналы «Эксперта Юг», в которых Вам удобнее нас находить и проще общаться: наше сообщество ВКонтакте, каналы в Telegram и на YouTube, наша группа в Одноклассниках .