Конгресс «Компании-«газели» — скрытый драйвер кубанской экономики»

4 минуты
Конгресс «Компании-«газели» — скрытый драйвер кубанской экономики»

Дата проведения: 23.03.2012
Место проведения: г. Краснодар, ул. Московская, 59/1, бизнес-центр «Девелопмент-Юг»

Южных "газелей" наградили в Краснодаре

В середине марта в Краснодаре состоялся Конгресс динамично растущих предприятий «Компании-“газели” — скрытый драйвер региональной экономики». Консультантом проекта выступила компания PwC, партнёрами — банки «Уралсиб», «Интеза», Промсвязьбанк, компания «Русский Азов». В рамках конгресса были награждены победители рейтинга «Южные “газели”-2012» (см. «Эксперт ЮГ» № 9–10 за 2012 год). Самой рентабельной «газелью» юга России было признано ЗАО «Фирма “Сочинеруд”», самой крупной — ЗАО «Тандер», а наиболее динамичной по результатам рейтинга оказалась компания «Сады Придонья», которая также стала лауреатом специальной номинации «Формула успеха-2012», учреждённой компанией PwC.
Мероприятие проводилось на Кубани в связи с тем, что 35 из 65 компаний-«газелей», вошедших в рейтинг «Эксперта ЮГ», прописаны именно там. Впрочем, собрать такие компании непросто — они работают в разных отраслях и не идентифицируют себя в качестве «газелей». Поэтому организаторы прежде всего попытались раскрыть своё видение роли сверхдинамичных компаний в экономике. Как отметил профессор МГИМО МИД России, ведущий аналитик журнала «Эксперт» Юрий Полунин, функция «газелей» в том, что они формируют новые ниши, выстраивают рынок, приоткрывая двери для других игроков. При этом они показывают и другую эффективность: «Берём выручку типичной российской компании — во время кризиса такие предприятия упали с траектории, которая вела их с 1999 года, и провалились, — говорит г-н Полунин. — А у “газелей” падения вообще не было. А что было с чистой прибылью? Типичные компании сейчас на уровне 2006–2007 года. А “газели” по прибыли в 2003 году отставали от типичных компаний, но после кризиса они рванули вверх и убежали далеко».
Своё исследование российских «газелей», а также типовых рисков растущего бизнеса подготовил банк «Уралсиб». Как рассказал заместитель руководителя дирекции кредитования корпоративных клиентов Южной региональной дирекции банка «Уралсиб» Георгий Шелесный, аналитическая служба банка выявила в целом по стране 512 компаний-«газелей», из которых на ЮФО и СКФО приходится порядка 8%. «Интересно распределились “газели” по роду деятельности, — говорит г-н Шелесный. — Более 40 процентов списка формируют торговые компании, этот тренд силён не только на Юге. На втором месте с показателем в 21 процент — производственники, ещё 15 процентов — это компании, занимающиеся строительством и недвижимостью».
«Такие компании в огне не горят и в воде не тонут, — отмечает Георгий Шелесный, — однако для них тоже существуют риски и подводные камни». Риски эти вытекают из высоких темпов роста. Самый распространённый риск — отставание в развитии внутренних систем менеджмента. «“Газели” находятся в стадии быстрого роста, но именно на этой стадии компании часто сталкиваются с низкой эффективностью управления. Рост выручки иногда приводит к такого рода нестыковкам: меняется масштаб организации, появляются новые задачи, и существующие стратегии, созданные под организацию другого уровня, начинают давать сбой», — поясняет г-н Шелесный. Чтобы минимизировать риски быстрого роста, эксперт предлагает максимально формализовать процесс разработки комплексной стратегии компании, чётко сформулировать видение желаемого результата и создать сценарий для его достижения, что сегодня делают далеко не все компании.
На конгрессе выступили топ-менеджеры компаний «Русский стиль-97», «Монокристалл», «Сады Придонья», «Техада», комбината «Кубань» и др. Если рассматривать участников с точки зрения секторов экономики, то в этом году отмечено усиление позиций компаний, которые в той или иной степени задействованы в промышленности. «Газели», будучи своего рода усилителями КПД региональной экономики, перестраивают её под себя. Так, в 2011 году зафиксировано мощное развитие сферы сельхозпереработки в связке с АПК — это хорошо видно на примере компаний «Техада» и «Сады Придонья», которые не только выпускают конечный продукт, но и располагают собственной сырьевой базой и перерабатывающими мощностями. Традиционно сильна сфера высокопрофессиональной торговли, но теперь это уже епархия сложных структур, которые очень грамотно управляются с форматами и продуктами и сами в итоге превращаются в производителей. Также всё большее значение приобретают различные инновации как технологического, так и управленческого характера.
Анна Филатова
  • Комментарии
Загрузка комментариев...