Мероприятия проекта «Маяк» разрабатываются лекторами и проводятся в онлайне и на городских площадках города в бодрой и нескучной манере. Среди спикеров лектория: экскурсовод Марина Натальян, доцент кафедры эстрадно-джазовой музыки РГК им. С. В. Рахманинова Адам Терацуян, заместитель директора по научной работе Ростовского областного музея изобразительных искусств Антонина Нарыжная, арт-директор галереи современного искусства PS Gallery Яна Кириллова, преподаватель школы рисования «Пикча» Ольга Бондарева, организатор фестиваля «Дни Архитектуры» в Ростове Даниил Алексеев, совладелец Leo Wine & Kitchen Сергей Подпорин и многие другие.
Задача каждой лекции — составить целостное впечатление по заданной теме и вдохновить слушателей на дальнейшее изучение темы. Наиболее популярные темы лекций «Маяка» (ростовская компания-организатор публичных лекций о культуре и науке. ): искусство, музыка, литература и архитектура старого Ростова. «Эксперт Юг» выяснил у создателя проекта, предпринимателя Екатерины Семеновой, как в условиях пандемии ей удалось создать успешный мультиформатный лекторий и привлечь лояльную зрительскую аудиторию, заинтересованную в культурном досуге.
«Эксперт ЮГ» продолжает публиковать интервью в рамках проекта о лидерах культурных индустрий.
Проект «Маяк» стал масштабнее благодаря экскурсиям
— Какой свой проект, реализованный за последние два года, вы считаете главным?
— Это, конечно, лекторий «Маяк». Я основала его перед самой пандемией, буквально за месяц. Проект задумывался как организация нескучных лекций по культуре и науке. Но сейчас мы выросли в нечто большее. Мы проводим экскурсии — пешеходные, теплоходные, автобусные. Организуем литературный клуб и детские квест-экскурсии. Находимся в состоянии постоянного поиска новых форматов интеллектуального отдыха.
— Каких ресурсов и партнерств потребовало создание лектория?
— Мы плотно взаимодействовали с различными коммерческими организациями по аренде, потому что наши мероприятия проводятся на сторонних площадках. У нас нет своего помещения. За последние четыре месяца мы наладили сотрудничество с министерством культуры — подключились к программе «Пушкинская карта». Если двигаться в сторону продолжения сотрудничества с бюджетными организациями, то мы рассматриваем возможность получения гранта Фонда культурных инициатив для создания аудиоэкскурсий.
— Что для вас является показателем результативности проектов? Каких успехов достигли ваши проекты?
— С первых дней существования лектория мы старались оцифровывать то, что мы делаем. Если говорить о показателях, которыми измеряется успешность проекта, то это, конечно, количество слушателей, которые посетили наши лекции, а также качество самих лекций. И если по количеству слушателей вопросов нет (сколько билетов продано, столько человек прошло), то по качеству... После каждого нашего мероприятия мы собираем обратную связь от слушателей. Мы отправляем ссылку на «Яндекс.Отзывы» или «Гугл», где просим оценить мероприятие по 10-балльной шкале. Причем там дается не только общий отзыв о мероприятии, но и оценка лектор: насколько даваемые им знания были новыми, насколько лектор донес информацию, насколько лектора было комфортно слушать. По 10-балльной шкале мы просим оценить и условия организации мероприятия, насколько слушатели готовы рекомендовать событие лектория своим знакомым.
С 2020-го по уже почти 2022-й годы у нас было не больше 10 негативных оценок — то есть набравших меньше 7 баллов. В основном были оценки выше 7 баллов. Даже если смотреть на Яндекс.Отзывы, то там никто меньше 5 звезд никто не поставил. Мы с командой уверенно держим ту планку, которая была задана нами в самом начале, и пока не планируем сбавлять оборотов.
На пути к созданию сообщества
— Как вы ищете ресурсы для реализации мероприятий лектория?
— В лектории «Маяк» несколько направлений, в рамках которых мы взаимодействуем с разными организациями. Одно из последних направлений — аудиоэкскурсии, которые мы создали совместно с сетью пекарен «Кекс». Проект заключается в том, что мы совместно с одним из ведущих экскурсоводов Ростова-на-Дону Мариной Натальян разработали 15-минутные экскурсии, которые опубликованы в закрытом чат-боте. Гости пекарен при покупке продукции могут отсканировать QR-код, получить доступ к чат-боту и провести 15 минут в полном погружении в Ростов 100-летней давности.
В чат-бот мы подгружаем фотографии, на которых видно, как старые ростовские здания выглядели в прошлом, а также фотографии знаменитых владельцев или жильцов этих зданий. Например, на Соборном, 21 есть пекарня «Кекс», а прямо напротив — здание, в котором бывал Александр Солженицын. Именно здесь писателю поставили шрам на лбу: в 9 классе его одноклассник финским ножом поставил ему этот шрам во время драки. И таких классных моментов, которые в нашей повседневной жизни в быстром ритме города сложно почерпнуть, очень много. Поэтому мы разработали для жителей нашего города и выпустили в жизнь такие быстрые 15-минутные экскурсии, которые кажутся нам комфортными по времени и формату. Мы уже видим, что они пользуются популярностью.
Поиск ресурсов для реализации проекта — это всегда поиск партнеров. Правда, сейчас мы планируем получить президентский грант на развитие нашего лектория.
— Какие творческие задачи вы ставите перед собой? Есть ли в Ростовской области творческое сообщество, к которому вы принадлежите?
— Миссия нашего лектория — создание сообщества любителей интеллектуального отдыха в нашем родном городе, Ростове-на-Дону. Мы достигаем этого путем создания новых форматов мероприятий. Очень активно мы поддерживаем наши соцсети. Мы стараемся создавать проекты, которые даже с точки зрения коммерции не очень успешны, но интересны для поддержания нашей глобальной миссии — создания сообщества.
— Оцените культурный потенциал в регионе.
— Я придерживаюсь мысли, что в Ростове много «подпольных интеллектуалов», которые много читают, смотрят хорошие фильмы, готовы поддержать разговор или обсуждение какой-то картины, творчества художника. Но почему-то здесь не принято про это говорить. Общаясь с гостями наших лекций и мероприятий, я все больше убеждаюсь в этой мысли. И судя по обратной связи, по той благодарности, которую мы получаем, я понимаю, что подобный проект в Ростове нужен был уже давно. Людям нужны единомышленники, с которыми им было бы комфортно обсудить прочитанную книгу, творчество Малевича, фильм Триера... Нужен какой-то повод, который позволит им не только вместе поужинать, пообедать или посмотреть фильм. Я надеюсь, что мероприятия нашего лектория стали как раз таким поводом.
Как привлекать новую аудиторию с помощью господдержки
— Какую форму поддержки своей культурной индустрии вы считаете наиболее перспективной?
— Я считаю наиболее перспективной форму поддержки через гранты. Например, через Президентский фонд культурных инициатив: все понятно, все предельно четко прописано на сайте, есть самоучители, четкий чек-лист... Что нужно сделать, чтобы получить грант, на какие вопросы ответить. Это прекрасная возможность получить грант на развитие своего проекта.
— Что нужно для развития культурных мероприятий в Ростове-на-Дону?
— Развитие культурной индустрии — это всегда двустороннее движение. Это те, для кого мы это делаем, и те, кто это делает. Если говорить о потребителях культурного контента, то следует вспомнить про проект «Пушкинская карта». Сейчас идет пилотная версия этого проекта. По моей оценке, она очень успешная. Я вижу, что на наши мероприятия приходит много слушателей по «Пушкинской карте».
Я общалась с представителями многих бюджетных организаций: на многих мероприятиях количество слушателей, прошедших по этой карте, достигает 70%. Очевидно, что интерес молодежи к культурным событиям города вырос благодаря этому проекту. Мне кажется, было бы здорово продолжить идею и выпустить похожую карту для лиц пенсионного возраста. Это очень благодарные слушатели, у такой аудитории большой потенциал: есть интерес к культурным мероприятиям, но не у всех есть финансовая возможность посещать эти события.
Если же говорить о тех, кто проводит культурные мероприятия, то нужно смотреть в сторону объединения и проводить совместные активности. Возможно, объединяться бюджетным и коммерческим организациям. Было бы здорово организовать какие-то крупные мероприятия на территории Ростовской области. Например, фестиваль современного джаза или фестиваль современного искусства — событие федерального масштаба, которое привлечет внимание лидеров мнения, блогеров и туристов.