105 110 14

Черная икра из Кулешовки: почему главный фактор победы при выращивании осетровых — время

6384
10 минут

В Ростовской области создана ферма по производству икры осетровых рыб, в нее вложено около 250 млн рублей. В этом году и следующие годы объемы выпускаемой продукции планируется многократно увеличить. Ключевой инвестор проекта — Владимир Козлов, профессиональный финансист федерального уровня

Черная икра из Кулешовки: почему главный фактор победы при выращивании осетровых — время

Владимир Козлов (слева), основной учредитель ООО «ОФИ» Organic Foods Investment//Фото: "Эксперт Юг"
Поделиться

Владимиру Козлову я был представлен как его полный тезка. Но оказалось, что не полный: он — Николаевич, а я — Иванович. Владимир Николаевич — основной учредитель ООО «ОФИ» — Organic Foods Investment. Он пришел в реальный сектор, проведя двадцать лет за мониторами с биржевыми сводками. Козлов связан с инвесткомпанией «Фридом Финанс», входящей в американский холдинг Freedom Holding Corp. Региональный партнер Владимира Николаевича по «ОФИ» — директор филиала «Фридом Финанс» в Ростове-на-Дону Вячеслав Барштейн. Два года назад они создали предприятие, которое стало развивать два направления — производство черной икры и гидропонику — круглогодичное производство овощей и зелени в закрытых условиях. Мощности предприятия по выращиванию осетровых располагаются в районе поселка Кулешовка Азовского района, куда в начале июля были приглашены гости на так называемый Beluga Day — гости своими глазами могли увидеть молодых особей белуги весов около 50 килограммов и попробовать блюда из этой рыбы.

На предприятии уже начали получать икру. Счет пока идет на килограммы, но нужно напомнить об уровне цен на этот продукт. Низкая оптовая цена килограмма забойной икры — 140-150 тыс. рублей, в рознице она может доходить до 600 тыс. рублей. Владимир Николаевич считает, что за три года предприятие вполне могло бы выйти на объемы 300-500 килограмм в месяц — основные инвестиции для этого уже сделаны. Осталось только дооборудовать цех доращивания и поставить цех по переработке. А потом ждать и еще раз ждать — осетровые очень долго растут. Высокое качество икры белуга дает с 24 лет.

Как устроен рынок черной икры

— Нам сказали, что в прошлом году хозяйство выпустило 120 килограммов черной икры. В этом году ожидается увеличение?

— В этом году мы подписали контракт на 100 килограмм элитной белужьей и еще на 300 осетровой. У нас есть шанс к этому Новому году получить около 500 килограмм своей игры. А самое главное — к этому времени заработает наш цех переработки, и мы можем официально указывать местный адрес производителя: пос. Кулешовка, Азовский район Ростовской области. Мы же до сих пор свою икру получаем так: выращиваем рыбу, привозим ее в разные точки производства, и там при нас получают икру, а дальше сами ее делаем.

— Что дает производство с точки зрения экономики предприятия?

— Мы уже окунулись в продажи – и у нас в этой сфере сложилась странная история: мы везем элитную белужью икру и продаем с минимально накруткой примерно по 200 тысяч за килограмм. Это уже на самом деле безумная цена. Но текущая сеть магазинов вынуждена выставлять ее в продажу по 600 тысяч за килограммы. Стограммовая баночка стоит 62 тысячи рублей. Конечно, это не устраивает ни нас, ни покупателя. Мы хотели бы развивать узнаваемость нашего места, нашего бренда, нашего интернет-магазина. С другой стороны, мы хотели бы организовывать бизнес так, чтобы цена конечного продукта была все же на уровне 250 тысяч — не 600. Мы движемся в этом направлении: за полтора года нам удалось сделать высочайшее качество икры не по 200 тысяч за килограмм — сейчас мы уже продаем по 140. Мы сами научились делать хорошую икру с низкой себестоимостью. При этом норма доходности у нас там даже повыше, чем была в начале. Мало того, мы сейчас понимаем, как устроен рынок икры в России, и я думаю, что в октябре мы предложим лучшую цену на осетровую икру.

— Кто ваши основные конкуренты?

— Осетровую икру продают не только известные торговые дома, но и множество частников. Например, к нам сюда на мероприятие приехал молодой человек, у которого есть база из ста вип-клиентов в Москве — он им лично продает икру и другие деликатесы. Пришла свежая партия — он отправляет смс, принимает заказы и затем развозит. Таких людей довольно много. Когда мы их спрашиваем, где вы берете продукцию, ответы бывают очень разные: кто-то с Дальнего Востока возит, кто-то возит серыми путями из Китая. Вот на этот Новый год в Москве появляется шикарная белужья икра по цене в рознице в два раза ниже, чем у нас. Мы начали выяснять, что это за продукт. По идее, такая икра, если вы хоть как-то платите налоги, должна была бы быть гораздо дороже. Оказалось, что это овулированная икра, но ее сумели сделать так, будто она забойная — и продавали ее как забойную. А овулированная сразу в три раза дешевле.

— Какой планируется динамика выручки в этом году?

— Если мы продадим тонну икры за год по средней цене 45 тысяч, то получим выручку 45 млн, а заработаем при этом около 10 млн до уплаты налогов. При нынешних вложениях это не работа в ноль, это минус. Но сейчас нам важно другое — мы продолжаем расширять рынок сбыта, формируем долгосрочные отношения в сфере продаж. У нас были крупные потенциальные покупатели, от которых мы были вынуждены отказаться потому, что не можем поставлять необходимые объемы.

— А к какому уровню продаж вы стремитесь? Какие мощности закладываете?

— То, с чем надо работать, — это 300-500 килограмм черной икры в месяц. В принципе за три года мы могли бы выйти на заявленные объемы. У нас просто технически все есть для того, чтобы производить до тысячи килограмм в месяц. Основные инвестиции уже сделаны, стались небольшие вложения на этот год — мальковый цех и цех переработки. После этого можно будет говорить, что проект уже устойчив, и можно будет потихоньку подращивать белугу, калугу, осетра, стерлядь. Но знаете, я сам как учредитель иногда затягиваю процессы и мозгами не успеваю.

— Осетры выращиваются здесь же?

— Да, мы недавно купили первое наше стадо осетров — 25 тонн. Это в основном отборные самки, они вырастут до 40 тонн, и с ноября ожидаем получить от них около тонны икры.

Черная Икра.jpeg

Поделиться

Бассейн для белуги/Фото "Эксперт Юг"

Все, что связано с едой, будет оставаться в тренде

— Если не секрет, как вы вышли на эту тему, будучи финансистом?

— Я потратил года три на то, что просто думал: если бы я хотел заниматься реальным сектором в России, чем бы я хотел заниматься? Я двадцать лет цифрах: мониторы, котировки, движения цен акций на фондовом рынке… С какого-то периоды ты просто начинаешь на цифры смотреть, как Нео из «Матрицы». И хочется, чтобы был какой-то жизненный якорь из реального мира, чтобы тебя не уносило в цифровой мир. Поэтому я искал направления в реальном секторе. И мы выбрали тему, связанную с едой. Потому что есть глобальная проблема, которая ближайшие тридцать лет не будет решена, — человечество будет стараться накормить весь мир. То есть все, что связано с едой, будет оставаться в тренде. И у нас было две идеи — осетровые и гидропоника — разведение овощей и зелени в закрытых помещениях при контролируемом климате. Эти два направления мы запустили одновременно, под них создали компанию Organic Foods Investment.

Ключевым являлось понимание, что единственный фактор, который позволит победить в сфере осетровых — это время. Поясню: белуга до того, как вы сможете определить, самец это или самка, должна расти хотя бы восемь лет. То есть восемь лет ее надо кормить, чтобы понять, она под нож пойдет или в стадо самок. Для того, чтобы она дала первую икру, надо будет еще лет шесть. Потом она будет давать икру каждые четыре года. Высокое качество икры начнется с 24 лет. Когда, например, мы говорим о ГОСТе СССР — сливочный калибр четыре с половиной миллиметра с мускатным привкусом — то он достижим только после 22-24 лет. Вот этот срок — это очень важный барьер для конкурентов.

— А есть игроки с таким стадом в России?

— Крайне мало. По моим субъективным оценкам, на сегодняшний день по всей России белуги в возрасте 40 лет — от 700 до 1000 голов. Я считаю и официальные данные, и неофициальные. На Каспий мы приезжали — там чуть ли не каждый десятый у себя во дворе выращивает белугу. Вот они вырыли какой-то канал, там плавает рыба. И я спрашиваю: сколько весит? Отвечают: 400-450 килограмм — и я понимаю, что это уже тридцатилетка. Но промышленного стада такого возраста нет ни у кого.

— А насколько масштабное направление по гидропонике?

— На мой взгляд, оно очень перспективное. Сначала мы заказали первичную установку, чтобы вообще посмотреть, что это вообще такое. Потом построили свою собственную установку больших размеров, и уже получаем примерно 30 наименований продуктов. Но в этой области очень мало специалистов, и заполучить хорошего специалиста — это проблема. Мы уже построили производственную линию с хорошей мощностью — это гидропонная установка пятном застройки 300 кв. метров и 800 кв. метров пятно выращивания. Уже год продаем продукцию — и продается даже дорогая клубника. Казалось бы, невозможно в Ростове продавать клубнику по 1,5-2 тыс. рублей за килограмм, но она продается.

— Почему она такая дорогая?

— Разница в том, что мы можем поставлять клубнику с октября по апрель, когда у большинства участников рынка продукта нет. Так же и с зеленью. Все ребята, которые выращивают зелень в теплицах, как правило, делают это хорошо — и с их ценой конкурировать бессмысленно. А мы можем помочь тогда, когда нужны стабильные поставки при высоком качестве.

— Система сбыта по рыбе и зелени одна и та же?

— Да, это один канал. Если мы заключаем договор с рестораном, то, конечно, мы предлагаем ему весь тот спектр, который у нас есть. Если мы туда поставляем рыбу, игру, свежеохлажденное филе белуги, нарезки холодного, горячего копчения, то мы туда предложим и гидропонику. Очень популярны, например, зеленый базилик, руккола, горчица, помидоры черри, порядка десяти видов съедобных цветов, которые идут на украшения, микрозелень.

— А там какой потенциал масштабирования?

— По нашим оценкам, та установка, которую мы поставили, будет обслуживать около 30 процентов всего возможного спроса в Ростове. Это значит, что вторая установка здесь уже будет не нужна. Если опыт будет удачным, то следующие мощности надо будет создавать поближе к Москве или Санкт-Петербургу. Нам надо бизнес по гидропонике опробовать на крупном городе, который находится рядом, — это Ростов-на-Дону.

— События последних месяцев как на вас повлияли?

— Если бы у нас активно шли продажи, события бы однозначно повлияли негативно. Небольшой пример: рынок жилья Санкт-Петербурга на вторичном рынке просел в апреле на 60 процентов. Это говорит о том, что во всех отраслях большой спад и неопределенность — он бы коснулся и нас. Слава богу, что мы в этот момент занимаемся инфраструктурными задачами. Прошлый год прошел очень сложно. Пока мы решали инфраструктурные задачи, мы почти пропустили сезон. Нам пришлось переносить садки с арендованного водоема на свой собственный — это заняло почти три месяца.

— Какие задачи вы решаете за счет мероприятия Beluga Day? 

— Есть около восемнадцати четких причин для его проведения. Назову самый важные. Мы хотим научиться проводить такие мероприятия достаточно хорошо, чтобы, когда мы приглашаем представителей власти, это было ими правильно воспринято. Мы хотели бы, чтобы на такие мероприятия могли приезжать люди уровня губернатора или его заместителей. В то же время мы на этом празднике отмечаем день компании — в данном случае нам исполнилось два года. Стараемся также популяризировать среди профессиональных участников свой бренд и продукцию, а также изменить представления людей о дорогой осетрине и белуге.

0
0
0
0
0
Подпишитесь на каналы «Эксперта Юг», в которых Вам удобнее нас находить и проще общаться: наше сообщество ВКонтакте, каналы в Telegram и на YouTube, наша группа в Одноклассниках .