Екатерина Пучкова и Мария Рябова (на фото справа), основательницы проекта BABUSHKA // Здесь и далее фото: BABUSHKA
Поделиться
Это интервью выходит в рамках проекта «Молодые журналисты для молодых лидеров», который реализуется АНО «ИНГУП» при поддержке Агентства гражданских инициатив Ростовской области и делового медиа «Эксперт Юг». Напомним, что в рамках проекта проводится опрос молодых предпринимателей, в котором можно принять участие, заполнив электронную анкету.
Бабушки как средство производства
- На какой стадии находится ваш бизнес на данный момент?Мария Рябова: Бизнес на стадии роста: сначала у нас была одна бабушка, сейчас десять. Мы с ними постоянно сотрудничаем. В начале пути у нас была только шапка, а сейчас, если всё посчитать, то больше двадцати видов продукции в ассортименте. Выпустили уже три коллекции. Нам уже два года, мы сейчас работаем вдвоём с Катей. Всё своими силами без привлечения других людей. Но это, не считая наших бабушек, конечно. С бабушками мы контактируем как лично, так и через знакомых, родственников. Отправляем им технологические карты изделий и видео-уроки, доставляем пряжу либо почтой, либо привозим сами, либо передаём через знакомых или внучек, дочек. Как доставляется им всё домой, так и забирается всё непосредственно из дома, а они получают деньги. Разным бабушкам мы даём производить разные товары.
- Как выглядит ассортимент вашей продукции?
Мария Рябова: Это вязаные шапочки, варежки, балаклавы, чепчики, носочки, повязки, митенки. У нас постоянно каждый сезон что-то новое. У нас была летняя коллекция, в которую входили два вида топов, авоська и шоппер. Каждый сезон у нас какие-то новые штучки. Также работаем и над индивидуальными заказами. Нам клиент отправляет фото, мы отдаём его бабушкам, и они воплощают.
Поделиться
Шапки - самая продаваемая позиция в ассортименте- На какую продукцию приходятся основные продажи?
Мария Рябова: Скорее всего, это шапки. У нас ко Дню Влюблённых были митенки – они очень хорошо зашли. Но всё равно, я считаю, что шапки, потому что это самое основное для носки.
Екатерина Пучкова: И, конечно, шапку обычно берут с варежками. Если брать такой товар, то их обычно приобретают вместе.
- Каким способом вы ищете бабушек для своего бизнеса?
Мария Рябова: Во Вконтакте у нас есть закреп, где указаны возможности для связи. Они нам пишут, или даже дочки, внучки. Потом мы отправляем им условия сотрудничества. Также о нас писали в таганрогской газете, из-за чего к нам тоже пришло большое количество мастериц.
- В результате каких действий растёт ваш бизнес?
Екатерина Пучкова: У нас есть миссия, которой мы придерживаемся. Она идёт от нашей личной истории, потому что в детстве у нас не было бабушек, и вот нам не хватало той заботы, той теплоты, которая бывает у бабушек. Поэтому сейчас у нас сформировалась миссия: подарить людям, которые покупают наш товар, вот эту теплоту бабушек через продукт, который мы производим. Говоря об уникальном предложении на рынке, которое и продвигает наш проект, хочется выделить то, что мы создаём индивидуальные заказы, то есть нам каждый клиент может прислать любое фото того, что он хочет. Даже если этого нет у нас в коллекции, мы сами разрабатываем технологические карты и отправляем их бабушкам, а они вяжут то, что хочет клиент. Это может быть всё, что угодно. Нашим лучшим кейсом был свитер по фильму «Брат». Когда у тебя есть какой-то концепт, это и помогает развиваться.
- Как вы прошли период трансформаций 2022 года? Какие управленческие решения принимали?
Мария Рябова: Основной проблемой были соцсети, которые перестали быть доступны. Но мы просто оперативно создали канал в Телеграмм и сообщество во Вконтакте. И, в целом, это больше никак нас не коснулось.
- Какие задачи ставите перед собой на ближайшие 3-5 лет? Что нужно сделать, чтобы это осуществилось?
Мария Рябова: Хочется повысить продажи, чтобы появились оптовые продажи, коммерческие заказы. И хочется увеличить количество наших бабушек. Ещё есть желание, чтобы появился какой-нибудь станок, чтобы были большие производства товаров. Для этого нам и нужна большая узнаваемость в социальных сетях, реклама блогеров.
- Какую работу нужно провести над собой, чтобы эти цели можно было достигнуть? Какого рода эта работа?
Мария Рябова: Нужна дисциплина и больше времени для этого выделять, так как мы сейчас активные студентки, то у нас и учёба, и внеучебная деятельность, очень много всего. И наш проект был создан в рамках внеучебной деятельности. Хочется, чтобы было больше времени, и это стало основной работой. И тогда и продаж будет больше. В целом, если уделять этому делу больше сил и времени, то всё будет лучше, чем сейчас.
Екатерина Пучкова: Идей очень много, а времени бывает очень не хватает. Даже сам процесс работы с бабушками очень сложный, ведь к каждой нужен индивидуальный подход. Очень сложно привлекать бабушек на долгосрочную перспективу, чтобы они продолжали работать.
Мария Рябова: У нас есть бабушки, с которыми мы работаем всё время – уже третий год. А были случаи, что бабушка далеко живёт, и терялась пряжа, которую мы ей отправляли. Индивидуальный подход как раз и связан с их местом жительства. К каждой бабушке мы ищем индивидуальный подход - так, чтобы и ей, и нам было удобно получать пряжу и отдавать изделия. Также хочется выделить, что бабушки, с которыми мы сотрудничаем, в основном из Ростова и области. Раньше у нас были бабушки из Тольятти, КБР, Воронежской области, но сейчас – больше из Ростова. Это связано с тем, что пряжа кому-то не доходила, кому-то не приходило что-то ещё, это было неудобно.
- Кто основные конкуренты вашего бизнеса? За счёт чего вы переигрываете конкурентов?
Мария Рябова: Мы, когда только начали, изучали конкурентов, и по ходу работы появляются новые похожие проекты. Но мы переигрываем за счёт индивидуальных заказов. Я думаю, что это основное конкурентное преимущество для нас. Но и плюс в нашей области мы такие одни. Мы можем быть даже сувенирной продукцией для приезжающих в Ростов.
Поделиться
А есть еще балаклавы, варежки, митенки и т.д.- Как развивается ваш рынок в целом? Какие там основные тренды и вызовы?
Мария Рябова: Наверное, он следует трендам и моде, уделяется большое внимание чему-то милому и такому уютному. И в то же время изделия выглядят стильно - не как от бабушек. И при этом у этого всего есть какая-то идея и концепция. Самым таким трендом являются балаклавы, какие-то милые чепчики с завязками.
Екатерина Пучкова: Это всегда какие-то необычные и интересные сезонные вещи, которые каждый год проявляются и становятся трендом. Впоследствии это становится неким трендом в вязании. На самом деле, людей, занимающимися похожим делом, очень много. Но они как будто не суперпопулярны, потому что они развиваются локально и у них какого-то позиционирования.
Роль комьюнити в развитии молодого предпринимателя
- Как случилось, что вы стали предпринимателями?Мария Рябова: На самом деле нас с Катей свела судьба. Мы – активные студентки. Я была на первом курсе, Катя – на втором. Мы пришли в Проектную школу нашего университета. Нас определили в одну команду. Основная цель была – создать проект, чтобы он был не простой, а социальный. Именно мы акцентировали внимание на бабушках, на этой целевой аудитории. Как только мы анонсировали проект, у нас сразу пошли клиенты, сразу же возник ажиотаж. Сразу же в первый месяц, наверное, даже в первый день пошли продажи шапок.
- Кто помогал на первом этапе? Были ли такие люди?
Мария Рябова: Да, были. Мы находились в команде нашего вуза, это огромное комьюнити со всех курсов. И самый главный наш куратор – у неё тоже свой бизнес, гончарная мастерская. Поэтому на её опыте, на опыте приглашённых экспертов мы развивали свой бизнес.
- Как относились окружающие к идее предпринимательства?
Мария Рябова: Близкие к этому относились хорошо, но окружение… Кто-то не понимал, как так: в 18-19 лет мы уже что-то делаем. Но близкое окружение, наша семья, наши родители - все поддерживали нас, поэтому всё получилось.
Екатерина Пучкова: А вот я даже не знаю. На первых порах помню, как мне брат и мама говорили: «Ты собираешься этим заниматься, ты серьёзно?». Мне до сих пор мама иногда говорит: «Кать, когда ты уже с бабушками закончишь. Сколько можно?»
- Каким был ваш первый запоминающийся урок?
Мария Рябова: Сложно работать в большой команде, когда 6 человек отвечают и работают над таким небольшим бизнесом и, наверное, было сложно отказываться от людей, кого-то условно увольнять, говорить: «Извини, но нам не по пути».
Или у нас был клиент, оптовый заказ на много-много шапок. У нас был рассчитан оборот на 2 млн рублей. Мы уже готовились, всё продумывали, и по итогу клиент решил работать не с нами, а с другой компанией, вот тоже как такой урок. И сложно, и неприятно.
- Нам часто говорят о страхе риска при создании своего бизнеса. Был ли у вас такой страх?
Мария Рябова: Лично у меня не было страха, потому что всё было очень плавно, под кураторством университета. Конечно, были и сомнения о том, нужно ли вкладываться. Но в целом, страха не было.
Екатерина Пучкова: Наоборот, нам очень сильно хотелось, и мы не боялись этого. Мы горели этой идей. Мне кажется, из-за этого и пошёл рост, мы горели идей и хотели её реализовать, посмотреть, как это будет, а потом пошло, и была какая-то обратная связь от клиентов, от СМИ, что каждый раз нас мотивировало продолжать дальше и не останавливаться, поэтому страшно как будто бы не было.
- Как, по вашему мнению, тогда помогать людям, у которых есть этот страх рисковать?
Екатерина Пучкова: Мне как-то советовали писать, что будет, если ты это сделаешь или не сделаешь. То есть прописать, что ты получишь и что ты потеряешь. Потом ты просто смотришь и видишь, что нет ничего криминального, нет причин, по которым ты не можешь это сделать.
Поделиться
- Где и как вы учились предпринимательству? Как учиться предпринимательству?
Мария Рябова: Наверное, от наставников, от кураторов, от приглашённых экспертов, потому что у нас очень развитое комьюнити. И просто на личном опыте знакомых, кураторов и экспертов учились.
Екатерина Пучкова: В основном, на опыте других, но иногда я проходила всякие лекции, например Акселератор социального предпринимательства от «Моего бизнеса». Но у каждого свой путь. Полностью скопировать путь кого-нибудь предпринимателя, и чтобы у тебя получилось так же круто и классно – никогда такого не бывает.
Готовность к переменам и лояльность – черты нового поколения в бизнесе
- Как, на ваш взгляд, ваше поколение в бизнесе отличается от предыдущего на уровне ценностей и подхода и к делу?Мария Рябова: Мне кажется, все, у кого сейчас есть бизнес, обязательно имеют социальные сети. И огромный упор и акцент делается на тренды, на какие-то модные виде, товары. Именно тренды сейчас основной двигатель любого бизнеса.
Екатерина Пучкова: Ну и мне кажется, что у молодых предпринимателей появилось больше любви к клиенту, они ценят больше своих клиентов. Поэтому люди приходят постоянно, им нравится любовь и теплота, которая даётся от этого тренда. Мне кажется, это тоже отличает молодых предпринимателей. Мы – более лояльные.
Ну и, возможно, предыдущее поколение боится перемен, а мы готовы к переменам, потому что росли в них постоянно, и поэтому мы к этому готовы и не так сильно переживаем.
- Какие изменения на уровне ценностей в своём поколении вы наблюдали за последние два года?
Екатерина Пучкова: Как будто люди больше начали ценить время, и сейчас предпринимателям нужно нацеливаться на быстрое предоставление услуг, чтобы человек не убежал к другому бренду, потому что конкуренция огромная. Ведь сейчас у каждого всё расписано по минутке, и нужно успеть удержать клиента у себя.
- С каким опытом, на ваш взгляд, ваше поколение выходит из периода трансформаций?
Мария Рябова: Опыт быстрых управленческих решений, которым способствовал уход Инстаграм с русских площадок.
Екатерина Пучкова: И гибкость. Ведь перемены - постоянные.
- Оцените, насколько в вашем регионе комфортная среда для ведения бизнеса?
Екатерина Пучкова: Я думаю, что у нас всё супер: появляются программы, где ты можешь поучаствовать бесплатно. Появляется куча проектов, где ты как предприниматель можешь влететь на безвозмездной основе.
Мария Рябова: За последний год – два появились новые организации: например, Центр истинных ценностей, где постоянно проходят бесплатные лекции, треннинги, мастер-классы. Есть «Новый Ростов», где бесплатно можно оставить заявку и найти место для работы, и, конечно, «Мой Бизнес» - основной двигатель поддержки для бизнесов.
- Как помогать новому поколению в бизнесе?
Мария Рябова: Бесплатные акселераторы, лекции и мастер-классы у нас есть. Я считаю, что нужно делать бесплатные программы для бизнесов, которые наталкивают и дают идеи для бизнеса.
- Как тиражировать, популяризировать предпринимательство?
Мария Рябова: На собственном опыте показывать, что это не трудно, что не всегда нужно брать кредит. Это может быть не рисковая история. Нужны вот такие, как мы с Катей, личные примеры, которые не рисковали, ничего не делали в ущерб себе. На плавном, на спокойном состоянии делали бизнес. о не трудно, это только круто.
Екатерина Пучкова: На самом деле предпринимательство – это также огромнейший труд, чем работа в найме, потому что предприниматель должен 24/7 быть в бизнесе, в потоке, в работе. Но нужно показывать людям, что это не так сложно, как они думают.