100 106 14

Как ростовский бухгалтер открыла производство крафтового шоколада

ЭКСПЕРТ ЮГ №1-2 2024
2494
7 минут

Оксана Понарьина начала готовить веганский шоколад для своей дочери, параллельно работая бухгалтером. Десерты обрели популярность, в конечном итоге, девушка оставила основное место работы и занялась собственным бизнесом. Так появился ростовский дом крафтового шоколада и десертов «ШокоМанифиКо».

Как ростовский бухгалтер открыла производство крафтового шоколада

Оксана Понарьина начала развивать хобби ради дочки. Фото предоставлено собеседником
Поделиться
Ростовская компания выпускает десерты из редких видов какао, которых в мире всего 10%. Полтора года назад, когда «ШокоМанифиКо» только начинал свою работу, объем продукции составлял примерно 1 300 пряников в глазури на палочке, 100 плиток шоколада и 100 конфет в месяц. Сейчас компания ежемесячно производит 4 000 пряников, 300 шоколадок и 500 конфет. В команде вместе с директором – восемь сотрудников: четверо в цехе и трое в заведении «Шокобар». В планах – открыть свою шоколатерию, наладить поставки в магазины по всей России и получить главную премию для производителей шоколада.

Это — очередной материал в рамках проекта «Молодые журналисты для молодых лидеров», которое реализует АНО «ИНГУП» при поддержке Агентства гражданских инициатив Ростовской области и «Эксперта Юг». Ранее мы публиковали итоги опроса молодых предпринимателей.

«Мечтаем о шоколатерии»

– С какой динамикой развивается бизнес? Где основные точки роста?

– Рост выручки в среднем – 5% в месяц. Конечно, как и во многих кондитерских направлениях, присутствует сезонность – активизация обычно связана с Новым годом, гендерными праздниками, Пасхой. Рост идет за счет сотрудничества с новыми точками продаж и притока клиентов через гастрономические фестивали и ярмарки.

– Как выглядит ассортимент и на какую продукцию приходятся основные продажи?

– Ассортимент у нас достаточно широкий: линейка ремесленного шоколада, трюфели разных вкусов, конфеты, батончики, дикий шоколад для приготовления какао, пирожные-макарон «Гурмэ», а также низкоуглеводная линейка десертов. Помимо этого, у нас есть пряничная мастерская – это самый легкий в продаже товар ввиду относительно невысокой стоимости.

Также мы проводим выездные мастер-классы для детей и взрослых по росписи пряников и созданию полезного шоколада с нуля. А недавно появилась новая услуга – профессиональная дегустация шоколада из какао-бобов с различными вкусовыми профилями, выращенных в разных странах.

– Как вы прошли период трансформаций 2022 года? Какие управленческие решения принимали?

– Пришлось несколько изменить свои принципы, которые касались использования дорогостоящих ингредиентов, и поменять рецептуры, чтобы стать более интересными для магазинов и заведений. В прошлом году поняли, что нам необходима своя точка продаж – и успешно открыли ее.

– Зачем понадобилась точка розничных продаж?

– В связи с тем, что закрылись некоторые социальные сети, и люди начали уходить с этих интернет-площадок, мы поняли, что нам необходимо свое заведение, чтобы не терять клиентов. Ведь любая еда – это продукт, который человек хочет увидеть своими глазами.

– Какие задачи ставите перед собой на 3–5 лет? Что надо сделать, чтобы их достичь?

– Ставим целью вывести свою точку в стабильно прогрессирующую прибыль, запустить новые линейки шоколада и конфет, в том числе и более бюджетные, для поставок магазины по всей стране через дистрибьюторов. Мечтаем открыть свою шоколатерию с уютным залом и получить всероссийскую премию за шоколад, заявку уже подали. В целом хотим добиться роста выручки и чистой прибыли в семь раз.

шоколатье 1.jpg
Поделиться

Оксана Понарьина мечтает открыть свою шоколатерию. Фото предоставлено экспертом

– Что такое шоколатерия? В чем сложность задачи?

– Шоколатерия – это формат заведения общепита, основной упор в котором делается на изделия из шоколада. В ее открытии две сложности: финансы – необходимо не меньше 10 млн, и слаженная команда. Необходимо правильно подобрать сотрудников: от управляющего звена до персонала в зале.

– Какая из обозначенных целей самая амбициозная?

– Наверное, выход на дистрибьюторов, так как именно с их помощью получится расширить географию поставок, увеличить объем производства и, соответственно, объем прибыли. Это приблизит нас к открытию собственной шоколатерии.

– Кто основные конкуренты? За счет чего компания их переигрывает сейчас?

– Если мы говорим про шоколад, то основные конкуренты – известные бренды, к которым у большинства аудитории достаточно высокий уровень лояльности. Также к конкурентам можно отнести и небольшие локальные бренды, работающие на готовом шоколаде и порой демпингующие. Здесь наш главный плюс – это яркий вкус и ароматика, которых нет в массовом производстве шоколада, ведь мы делаем свою продукцию из редкого вида какао-бобов, которых всего 10% в мировом обороте. Ну и, конечно, акцент в рецептуре конфет не на сахар, а на переливы вкуса шоколада, фруктов, ягод и специй.

– Как развивается рынок крафтового шоколада в целом? Каковы основные тренды и вызовы?

– В целом рынок растет, особенно если брать во внимание интерес людей к более натуральным сладостям и тому, чем можно действительно удивить и себя, и близких. Наш шоколад и десерты идеально подходят к концепции здорового образа жизни, что тоже актуально. Конечно, основной вызов – рост цен на сырье на мировом и российском рынке. Особенно какао-продуктов: уже объявили о росте цен на шоколад более чем на 18%.

шоколатье3.jpg
Поделиться

Основными своими конкурентами шоколатье считает известные бренды. Фото предоставлено экспертом

«Главное – нырнуть в свой страх»

– Как вы стали предпринимателем? С первого ли раза получилось?

– Если честно, быть предпринимателем совсем не планировала. Все началось как хобби и вместе с тем ради дочки. Дочь – аллергик и поэтому она не ела никогда сладости из магазина, а хотелось все же чем-то побаловать ребенка. И вот, я пошла на курсы по созданию веганского шоколада и конфет. Параллельно работала бухгалтером в «ТНС энерго Ростов-на-Дону». Но постепенно увидела интерес людей к моему продукту и начала понемногу его продавать, а затем и участвовать в городских ярмарках. И когда стала спать буквально по три часа в сутки, потому что готовила по вечерам и ночам, приняла решение все же уйти в свое дело.

– Как отнеслись окружающие к идее предпринимательства? Кто помогал на первом этапе?

– Не помогал никто, поэтому развитие шло маленькими шагами. Даже больше скажу, на тот момент супруг достаточно скептически относился к моему делу и явно не верил в развитие. Родители не были против, но переживали, что я ухожу с официальной работы со стабильной зарплатой. Меня вдохновляли эмоции людей, которые покупали мой продукт, и слова поддержки тех, кто следил за моим развитием в социальных сетях.

– Каким был первый запоминающийся урок? Что было сложнее всего?

– Сложнее всего было, пожалуй, осознать, что надо быть более гибкой в бизнесе и уметь быстро подстраиваться под реалии. В том числе пересматривать свое позиционирование, менять ассортимент. Ну и лично мне было очень страшно открывать свое заведение – боялась, что мало кто придет без большого бюджета на маркетинг, что не найдем сотрудников и продаж будет совсем мало. Но тут, как и в любом деле, главное – начать, несмотря ни на что, нырнуть в свой страх. Но перед этим все же взвесить свои ресурсы ¬¬– и моральные, и финансовые.

«Надо показывать путь небольших компаний»

– Где и как вы учились предпринимательству и как вообще это делать? Чему стоит учить, а чему – нет?

– Многие базовые знания я вынесла из университета – у меня высшее экономическое образование. Очень помогло участие в бизнес-акселераторах, тренинги по маркетингу в ресторанном бизнесе, обучение в «Сколково» на программе бизнес-наставников. Но самое важное – нужно жадно впитывать опыт успешных предпринимателей.

– Как ваше поколение в бизнесе отличается от предыдущего на уровне ценностей или подхода к ведению дела, на ваш взгляд?
На эту тему
Как ростовский школьник вместо вуза выбрал производство мочалок
Поделиться

– Я вижу более гибкие подходы к ведению бизнеса, маркетинг через эмоции, акцент на развитие личного бренда руководителя и бренд-платформы компании. Из минусов, пожалуй, недостаток финансовой грамотности – многие начинают бизнес из позиции «я делаю классный продукт / услугу, и все пойдет», но всерьез не уделяют время расчетам. А потом идет выгорание и непонимание, где деньги, хотя вроде и продажи есть.

– Как помогать новому поколению в бизнесе? Какие меры поддержки эффективны, каких не хватает?

– Прежде всего, нужно развивать финансовую грамотность. Очень помогла бы поддержка, особенно молодых брендов, в выходе на дистрибьюторов, на новые рынки сбыта. И безусловно, было бы отлично, если в нашем регионе субсидировали не только сельское хозяйство, но и различные виды производства в плане закупки оборудования, упаковки, которые занимают в затратах львиную долю.

Чтобы популяризовать предпринимательство, нужно чаще показывать в СМИ путь реальных небольших компаний, не только успех, но и трудности. Дело в том, что люди видят и читают про крупные бренды и думают: «Ну куда уж мне до них? Не буду и начинать», – а это не совсем правильно.
0
0
0
0
0
Подпишитесь на каналы «Эксперта Юг», в которых Вам удобнее нас находить и проще общаться: наше сообщество ВКонтакте, каналы в Telegram и на YouTube, наша группа в Одноклассниках .