![Ольга Ермаченко: «Настоящий “левша” из сказки мог родиться только в России» Ольга Ермаченко: «Настоящий “левша” из сказки мог родиться только в России»](/upload/resize_cache/webp/iblock/86e/86e436f6ce73a276d33cec83b574a086.webp)
Сегодня компания «Сад Радости» имеет шесть патентов. Фото предоставлено экспертом
Поделиться
Свое дело она с членами семьи начинала на маленькой кухне. Так появились первые гипсовые ежики и котята. Сегодня световые фигуры компании украшают известные парки мира и крупные торговые центры, а декоративные шары, созданные на волгоградском заводе, стали главным элементом Кремлевской елки.
— В вашем бизнесе задействованы почти все члены семьи. Кто выполняет какие задачи?
— Да, так и есть. Моя дочь Таня работает руководителем экспортного направления. Она знает несколько языков. Благодаря ей мы ведем переговоры с иностранными партнерами, как, например, сейчас с Дубаем. Она выступает и переводчиком, и посредником, и арт-директором.
Моя сестра Настя — исполнительный директор, она занимается производством. Мой муж выступает в роли главного технолога. Благодаря его идеям мы получили 6 патентов.
— Вы же начинали свой бизнес в 2009 году? Тогда вы стали изготавливать свои первые гипсовые фигурки?
— У нас тогда родился сын Артем. Я помню этот ноябрь 2009 года, когда есть было нечего. Мы стали искать выход из этой ситуации. Надо было как-то выживать. Тогда пришла идея продавать гипсовые фигурки.
Мы купили первые формы. На новогодних каникулах отливали эти фигурки дома, на кухне. Затем муж отвозил их в гараж, где покрывал изделия лаком. Машина на тот момент была только у моей сестры, и мы вдвоем с ней заворачивали в газеты первых гипсовых ежиков и развозили их по волгоградским магазинам.
— А почему вы решили начать именно с гипсовых фигурок?
— У нас на тот момент был опыт продаж в магазинах, в том числе мы продавали и гипсовые фигурки. Я сама не большой любитель такой продукции, но мы заметили, что эти изделия пользуются спросом: раз привезли партию — раскупили, второй раз привезли — то же самое.
![Ермаченко3.jpg Ермаченко3.jpg](/upload/medialibrary/e76/e7649672a41442350edfa1094e289b36.jpg)
Поделиться
История компании «Сад Радости» начиналась с производства гипсовых фигурок. Фото предоставлено экспертом
— Как понять, что пора выходить на новый уровень и начать привлекать более крупных клиентов? Как это происходило у вас?
— Как гласит пословица: «Смелость города берет». А как иначе? У меня все складывалось именно так: методом проб и ошибок. Были магазины, которые нас тогда вообще не восприняли всерьез. К примеру, год назад мы подписали договор с Леруа Мерлен. А за три года до этого я пыталась наладить взаимодействие с байером. Он приехал из Краснодара, посмотрел и сказал: «Вы слишком маленькие, мы с такими не работаем». Нас «послали», а мы все равно продолжили пробивать эту стену.
Сначала у нас появлялись магазины в области, потом нами заинтересовались астраханцы, следом ростовчане и компании из других регионов.
Потом мы поняли, что выставки - это наша тема, и нам обязательно нужно в них участвовать. Первое время мы принимали участие только в волгоградских выставках, поскольку по деньгам еще не тянули мероприятия в других регионах.
— Когда вы решили изготавливать световые фигуры? С чего все началось?
— Как раз в дальнейшем, на одной из выставок, к нам подошла девушка-дизайнер с предложением изготовить черепаху из металлической проволоки. Я обратилась с этим вопросом к мужу, он заинтересовался этой темой, сказал, что найдет сварщика. Но я — человек, который сразу подписывает договор, берет на себя обязательства, а потом ставит задачу коллективу. Муж, конечно, был в шоке. В итоге все сложилось, черепаха клиентам понравилась.
Затем я сделала сайт отдельный, где было сказано, что мы производим топиарные фигуры из металла. Как-то мне позвонила маркетолог одной из сети автоцентров, она увидела нашу черепаху. Но им нужен был олень, да еще и с огоньками. Я снова эту идею озвучила мужу, на что он ответил: «В принципе это можно сделать, давай попробуем». Ну а я, как обычно, услышала «можно», решила, что этот заказ мы выполним. Раз главный инженер сказал, что задача выполнима, я, как продажник, иду и заключаю договор.
Потом у нас заказали светодиодного Деда Мороза на санях, с оленями. Я подошла к мужу и сказала: «Все, заказ оплачен». Деваться некуда, надо изготавливать эту фигуру. И такие ситуации были не раз.
— Ольга Вадимовна, волгоградцы долго не могли поверить, что в их городе создают декоративные элементы для Кремлевской елки. Как ваша продукция попала на главную елку страны?
— Позже мы получили приглашение на выставку в Москву. Постепенно мы поняли, что наша “световая тема” более востребована. Тогда мы решили присутствовать на всех профильных выставках. На одном из мероприятий мы познакомились с дизайнером, которая занималась отбором проектов для Кремлевской елки.
Мы ведь не сразу узнали, что наш проект победил в конкурсе. Здесь стоит пояснить, что мы в тот период уже отгружали шары для других проектов этого дизайнера. А потом она позвонила и сказала. что мы выиграли, и нашими шарами украшают главную елку. Дизайнер тогда спросила, может ли к нам приехать телевидение, чтобы снять процесс изготовления декоративных элементов. Федеральный телеканал предупредил, что пришлет к нам волгоградскую съемочную группу. После этого нам позвонила журналистка, она несколько раз переспросила, действительно ли мы делаем шары для Кремлевской елки в Красноармейском районе Волгограда, и правда ли, что мы делаем их сами. Журналистка нам тогда не поверила и попросила прислать фото, подтверждающее эту информацию. И даже после получения фотографий человек перезвонил нам со словами: «Что, реально?! У нас в Красноармейском делают эти шары?»
![Ермаченко 2.jpg Ермаченко 2.jpg](/upload/medialibrary/f1f/f1f6f871a6bb5b3ae6062155a4283c4d.jpg)
Поделиться
В работе компании задействованы почти все члены семьи. Фото предоставлено экспертом
Мы рассказали ей, что наши фигуры представлены в световом парке ZooLights в Хьюстоне, в Техасе, где установлены более 40 фигур.
Теперь наши фигуры можно увидеть также под Франкфуртом, в Германии. Там есть огромный световой парк.
— Кто ваши самые требовательные клиенты?
— Часто нашими клиентами становятся торговые центры. Это очень требовательная аудитория, с большими претензиями. Они раньше часто ездили по Европе, перенимали там лучшие идеи. К нам один раз обратилось дизайнерское агентство, которое работает напрямую с Cartier. Агентство подготовило эскизы пантер — символа компании. Нам нужно было изготовить металлическую фигуру пантеры в прыжке. Мы делаем-делаем, отдаем на согласование — нам говорят, что у пантеры взгляд не тот: слишком грустный. В итоге мы все-таки смогли создать пантеру с подходящим взглядом.
Ко мне недавно приезжали представители сети аутлетов из Подмосковья. Они сразу сказали, что олени им не интересны, а нужно что-то особенное, что в России мы еще не делали. Мы тогда предложили им идеи французов. Иногда мы опираемся на их опыт. Что-то берут они у нас. Происходит такое взаимодействие. Мы работаем с самыми непростыми заказами. Это одно из наших конкурентных преимуществ.
Когда звонят представители городских администраций, то там мы видим совсем другой подход. Им нужно уложиться в определенный бюджет, необходимо, чтобы световая композиция занимала определенную площадь и была вандалоустойчивой. Но в плане цен на нашу продукцию мы выгодно отличаемся от наших коллег из Питера и Москвы.
— Как часто вы сталкиваетесь с актами вандализма по отношению к вашим изделиям? Как с этим боретесь?
— Опрос среди наших клиентов показал, что критерий вандалоустойчивости для них очень важен. У нас есть фотография, где на световой фигуре коня сидят три наших грузчика. Когда в администрациях начинают спрашивать, насколько устойчивые и крепкие наши изделия, мы отправляем им в ответ это фото.
Эта история началась несколько лет назад, когда Волгоград должны были посетить высокопоставленные гости во главе с президентом, и мэрия заказала нам композицию: кони - семья и лебеди. Всем наша работа тогда понравилась, но через какое-то время поступил звонок из администрации. Нам сообщили, что у коня ноги «подогнулись». Мы недоумевали: «Как это, подогнулись металлические ноги?!». Запись с камер видеонаблюдения показала, что в День ВДВ три здоровых мужчины захотели сделать эффектную фотографию и оседлали нашу фигуру. С тех пор наши изделия проходят испытания тремя грузчиками, а в процессе изготовления композиций для таких проектов мы используем достаточно толстый металлический прут №8.
Однажды мы по заказу «Лукойла» установили красивых медведей (топиарий). Через какое-то время нам сообщили, что газон отвалился. Мы удивились, предположили, что клей мог быть некачественным. Забрали, отремонтировали, посадили еще и на металлические скобы. Через две недели снова такая же ситуация. Мы закрепили, как могли. Наш сотрудник пошел проверить, как там стоят эти медведи, и увидел, что две девочки-подростка со специальным канцелярским ножом пытаются снять скобы у наших фигур. Потом они объясняли это тем, что хотели посмотреть содержимое фигур.
![Ермаченко 6.jpg Ермаченко 6.jpg](/upload/medialibrary/13a/13a934e9128ae7b01acef8b1c53af8b7.jpg)
Поделиться
Продукцию компании «Сад Радости» можно увидеть во многих регионах России. Фото предоставлено экспертом
Вандалоустойчивости мы уделяем особое внимание. У нас даже есть соответствующие патенты. Клиенты из муниципалитетов разных регионов говорят, что наши изделия выдерживают не один праздник и не один сезон.
— Как вы сегодня можете охарактеризовать основные принципы в вашей работе?
— Мы строим нашу компанию, чтобы оставить ее своим детям. Имя, бренд и репутация — это то, что можно один раз испортить, а потом очень тяжело исправить положение. Я еще из 90-х запомнила, что «за базар надо отвечать». Я часто говорю это в ходе своих выступлений, и кому-то это режет слух. Но на деле все так и есть. Если мы даем кому-то слово, то его держим. Если мы понимаем, что не успеем по срокам, то не берем этот заказ. К каждому заказу мы подходим индивидуально. Мы не хотим краснеть ни за нашу фирму, ни за нашу родину, когда поставляем свои фигуры за рубеж.
Мы первые стали создавать металлические фигуры с ажурным рисунком. Это выглядит эстетично. Мы получили патент, и теперь световые фигуры животных с ажурным узором в России можем делать только мы.
— Как введение антироссийских санкций повлияло на ваш бизнес?
— Мне кажется, у русских выработался своего рода иммунитет на всякие кризисные ситуации. Мы помним кризис 2020 года, когда мы общались с итальянскими партнерами, и они думали, что бизнесу пришел конец.
Сейчас у нас есть крупный оптовый клиент за рубежом, который поставил работу с нами на паузу. Есть бизнесмены в Европе, которые хотят с нами работать, но им запретили сотрудничать с российскими компаниями на государственном уровне. А вот немцы продолжают делать у нас заказы. Возникли трудности в плане логистики, но многие вопросы можно решить.
В связи с событиями прошлого года мы, конечно, провалились в продажах. Сначала это нас подкосило, но потом мы взяли себя в руки: начали продавать больше изделий для частников, вышли на маркетплейсы. Даже в тяжелые времена у людей есть потребность в красоте и уюте.
Что касается оборудования, основная часть у нас — отечественного производства, материалы — тоже, кроме светодиодов. Их мы закупаем в Китае, с поставками в этом направлении проблем нет.
— К каким выводам вы пришли в этот период?
— Мы поняли, что надо больше внимания уделять маркетинговой стратегии. У нас сейчас 22 канала продаж. Бюджет на эти цели мы увеличили на 10% и расширили отдел маркетинга.
![композитные материалы.jpg композитные материалы.jpg](/upload/medialibrary/6ab/6ab17f67869d00875ff07178d32e75f0.jpg)
Поделиться
Шары из композитных материалов украсили Кремлевскую елку. Фото предоставлено экспертом
Мы поняли, как важно вкладываться в развитие бренда: начали снимать видео для YouTube, которые формируют у нашей целевой аудитории желание работать с нами. Мы рассказываем подписчикам канала про наше семейное предприятие, показываем, как выбираем светодиоды, как мы их проверяем: замораживаем, замачиваем под водой и т.д. Показывать закулисье — крайне важно для формирования доверия покупателей. Все это помогает создавать свой бренд. А когда у тебя уже есть раскрученный бренд, ты можешь продавать много и дорого.
— Сегодня вы являетесь бизнес-наставником. Когда вы поняли, что пришло время делиться опытом и учить других?
— В моей жизни это случилось лет 5-7 назад. У кого-то это приходит с возрастом, у кого-то с опытом. Я начинала выступать перед студентами, потом перед предпринимателями. В этом году я стала амбассадором волгоградского филиала «Мой бизнес». На меня очень сильно повлияла программа в Сколково, два года назад я прошла там обучение. Мне запомнилась лекция, в которой говорилось о том, как в конце XIX века Англия стала сильной экономической державой, мировым лидером. Тогда примерно 15% населения там были предпринимателями, МСБ вытянул всю экономику страны. А у нас сегодня МСБ составляет 2-3% от всего населения.
Я подумала, как мы можем повлиять на увеличение числа предпринимателей. У меня есть большой опыт, большой бэкграунд. Я знаю, как продвигать товары, как масштабировать бизнес, и могу поделиться этим опытом с другими.
— Кто сегодня ваша целевая аудитория?
— 50% нашей целевой аудитории — администрации. Примерно 25-28% наших клиентов — крупные корпорации. Это 80% нашего годового оборота. Остальное — частники. Сегодня сложно найти регионы, особенно на Юге России, где нет наших фигур. Иногда к нам обращаются муниципалитеты, названия которых мы ранее даже не слышали.
— Как происходил выход вашей компании на зарубежный рынок?
— Здесь стоит сказать спасибо Волгоградскому центру поддержки экспорта. Благодаря им мы впервые попали на выставку в дальнем зарубежье — в 2020 году представляли наши изделия во Франкфурте-на-Майне. Это довольно смешная история.
Как нам сказали, на эту выставку запись из претендентов-участников составляют на три года вперед, но, спустя время мы узнали, что все-таки попадаем на это мероприятие. Мы были неимоверно рады: мы будем стоять на выставке рядом с крупнейшими компаниями мира, занимающимися этим направлением десятки лет!
Мы прилетаем туда с сестрой, смотрим на стенды с образцами и видим, что нам выделили 6 квадратных метров в углу, рядом с туалетом. У нас сразу опустились руки. Но, как говорится, где наша не пропадала. Как показала практика, место оказалось шикарным! Народ залетает в туалет, ничего не замечая, а на выходе попадает в красоту. Мы там заключили 3 контракта и привезли оттуда 115 целевых контактов. Потом мы сказали организаторам, что хотим постоянно занимать именно это место на выставке. Тогда мы громко заявили о себе аудитории из дальнего зарубежья. У нас появились первые оптовики из самых разных мест: Техас, Берлин, Дубай и многие другие.
Мы начали изучать этот новый для нас рынок, продвигали себя в Instagram (проект Meta Platforms Inc., деятельность которой в России запрещена – ред. ), сделали рассылку по подписчикам конкурентов.
![Ермаченко4.jpg Ермаченко4.jpg](/upload/medialibrary/5c3/5c36a194f95eb4070a3d7a1d41a78c3d.jpg)
Поделиться
Для выхода на рынок Ближнего Востока компания «Сад Радости» подготовила новый каталог. Фото предоставлено экспертом
— Вы сейчас выходите на рынок ОАЭ. Там ведь совсем другая аудитория. Как у вас идет этот процесс?
— Да, этот рынок сильно отличается. С немцами и американцами работать проще, поскольку они во многом похожи на нас. Восточных людей понять сложнее. Они неспешны во всем: долго принимают решения, могут месяц отвечать на письмо, откладывают дела в связи с тем или иным праздником. Мы сейчас ведем переговоры с крупным застройщиком в Дубае, они нас приглашают в разные проекты. В январе мы уже будем иметь представление, срастется там или нет. Если все получится, для нас это будет прорывом. Пока мы думаем поставлять туда продукцию из композитных материалов.
— Вы вносили изменения в ваш каталог для этой аудитории?
— Для них мы создали отдельный новый каталог. Там представлено много композиций с полумесяцами, световой декор для праздника Ураза-байрам и т.д. Christmas и все эти световые олени им непонятны и неинтересны. А вот фигуры тигра, верблюда или музыкальных инструментов, которые мы готовили для выставки там, их покорили.
— Вы замечаете разницу в плане качества между декором, произведенным в России и в Европе?
— У нас часто любят говорить, что продукция из Европы — это всегда знак качества. А когда мы впервые попали на выставку за пределами РФ, я была неприятно удивлена. Я запомнила металлического дерево итальянского производства с кусками белой изоленты. А мы стараемся все прятать, чтобы не было видно, куда идут провода, сделать аккуратные швы и т.д.
Европейские мастера редко заморачиваются с деталями. Анализируя все увиденное там, я пришла к выводу, что “левша” из того самого произведения Лескова мог родиться только в России, потому что наши мужчины и с мозгами, и с руками. Они все делают качественно.
Производственная компания «Сад Радости» — малое предприятие, которое занимается изготовлением арт-объектов и других элементов декора, а также садовой мебели.
Выручка компании за 2022 год составила 130 млн рублей, прибыль за этот период — 42,9 млн рублей. Ежемесячно предприятие тратит на рекламу 250 тыс. рублей. В штате сегодня числятся примерно 80 сотрудников, часть из них работает удаленно.