Поделиться
Как писал ранее «Эксперт Юг», в 2020 году правительство Ростовской области инициировало разработку объединенной охранной зоны в центре донской столицы. Разработкой занялось ГАУ «Донское наследие» — бывшая государственная инспекция по памятникам. На работы было выделено 8,2 млн рублей, включая затраты на проведение государственной историко-культурной экспертизы — 589,4 тыс. рублей.
Когда проект был представлен, разгорелась дискуссия об эффективности этого документа. Общественные организации и архитекторы нашли множество проблемных мест. Например, проект объединенной охранной зоны вводил особый режим высотности, угрожавший старинным ростовским особнякам, устаревшие требования по строительству новых объектов, а также допускал возведение многоэтажек на береговой линии Дона, что серьезно угрожало ухудшением экологической ситуации в городе.
Ранее мы подробно рассказывали о том, как выстраивалось взаимодействие активистов с властями города и исполнителем заказа — ГАУ «Донское наследие». Несмотря на то, что власти прислушались к голосу общественности, и проект начали корректировать с учетом замечаний архитекторов и общественников, активисты отмечали, что процесс затягивался разработчиком, и не все предложения учитывались.
По итогам беседы со Светланой Мананкиной «Эксперт Юг» направил запрос в региональный комитет по охране культурного наследия о том, как будет решаться ситуация с проектом объединенной охранной зоны. На момент выхода интервью, ответ не был получен.
Ранее сити-менеджер Ростова Алексей Логвиненко заявил о необходимости сноса всех аварийных зданий в центре донской столицы. Чиновник пообещал, что уже в 2022 году снесут все аварийные дома в Ленинском районе Ростова. Против радикальных мер выступил глава региона Василий Голубев. Он призвал сохранить каждое здание, которое можно спасти.
Проект охранной зоны от «Донского наследия» оказался неактуальным
— На каком этапе сегодня находится разработка проекта объединенной охранной зоны?— Проект объединенной зоны охраны исторического наследия в центре Ростова требует корректировки. Для этого необходимы бюджетные средства, которые пока не выделены. Проект был в разработке в течение полутора лет, за это время в городе были выявлены новые памятники, которые должны быть отражены в проекте в виде реестра и на карте. Также представители профессионального сообщества архитекторов и общественников, специализирующихся на охране исторического наследия, высказали свои предложения к документу.
Для дальнейшей доработки проекта предстоит определить нового подрядчика через торги. Пока эта работа поставлена на паузу, в связи с отсутствием денег. Комитет по охране культурного наследия, курирующий разработку проекта объединённой зоны охраны, уже определил стоимость работы и обратился в правительство Ростовской области с просьбой выделить средства. Обратной связи комитет ещё не получил. Думаю, что, когда деньги выделят, работа будет завершена в течение года.
— Какие меры, помимо разработки проекта охранной зоны, предпринимает правительство области и администрация Ростова для сохранения исторического наследия?
— Сегодня в рамках работы по сохранению исторического наследия в Ростове-на-Дону создана комиссия, которая должна определить аварийные дома, обладающие исторической ценностью. Речь идет о многоквартирных аварийных домах, располагающихся в центре города. Задача комиссии состоит в том, чтобы определить какие из аварийных домов могут быть сохранены, и в каком статусе — как объект культурного наследия или как исторически ценный градоформирующий объект. Если аварийное здание не имеет такого статуса, его можно сносить, а землю на этом месте пускать в экономический оборот. Всего в центре Ростова более 200 многоквартирных аварийных домов, возможный статус которых должна определить комиссия.
На базе Законодательного собрания Ростовской области создана рабочая группа, которая должна доработать нормативную базу по сохранению исторической застройки. Кроме того, рабочая группа — это своеобразная площадка взаимодействия общественных организаций, профессионального сообщества и представителей власти. Эту рабочую группу возглавляю я.
Новый статус для памятников в историческом центре
— Какую работу успела провести комиссия и рабочая группа с момента создания?— Рабочая группа совместно с администрациями трех центральных районов Ростова создала реестр многоквартирных аварийных домов. По всем домам мы уточнили сроки расселения жильцов, потому что не все из них ещё расселены. Также мы отметили в реестре дома, по которым готовы документы на снос. Кроме этого, мы сравнили реестр со списком объектов культурного наследия и исторически ценных градоформирующих объектов, чтобы понять какие из аварийных домов уже обладают статусом, необходимым для защиты здания от сноса. Представители профессиональной общественности готовят дополнительные предложения о том, какие еще дома из реестра аварийных в центре необходимо наделить особым статусом, который позволит их сохранить. Сейчас с реестром работает администрация города — указывает те, по которым уже есть решение суда о сносе. Также с реестром работает комитет по охране культурного наследия, формирующий собственное профессиональное видение дальнейшей судьбы этих объектов.
— Какую часть проведенной работы вы считаете наиболее важной?
— Рабочая группа сформировала общий механизм по сохранению ценных исторических зданий. Просто так сохранить дома не получится, им необходимо присвоить защитный статус объекта культурного наследия (ОКН) либо исторически ценного градоформирующего объекта (ИЦГФО). Первый из них — более сложный с точки зрения дальнейшего восстановления и использования этих зданий. Федеральное законодательство жестко регулирует обращение с объектом культурного наследия. Чтобы приспособить такое здание к современному использованию, понадобится делать у специальной лицензированной организации проект, затем необходимо проводить реставрацию. Это сильно удорожает восстановление. Статус исторически ценного градоформирующего объекта более «мягкий» и позволяет дешевле и быстрее приспособить здание к эксплуатации в современных условиях, в тоже время, сохранив его исторический облик.
— А какие-то пробелы в законодательстве были выявлены?
— Работа межведомственной группы на базе областного парламента принесла еще один результат. Мы планируем инициировать внесение изменений в федеральное законодательство о приватизации объектов культурного наследия. Программа льготной приватизации объектов культурного наследия предусматривает наличие проекта восстановления объекта в пакете документов при проведении торгов. То есть, разработка проекта восстановления ведется без учета потребностей лица, которое получит здание в пользование. Также получается, что готовить проект должен прежний собственник - чаще всего это муниципалитет. Но такая разработка стоит денег.
В общем, существующий механизм льготной приватизации ОКН не очень эффективный. Процедуру можно изменить - проект восстановления готовит тот, кто покупает объект на торгах, уже после подписания договора, в течение двух лет, как это происходит при льготной аренде. Мы уже согласовали это предложение с профильным комитетом Госдумы, получили поддержку и планируем дальше вносить изменения в федеральный закон. Процесс не быстрый.
Сносить исторические дома экономически невыгодно
— Почему для Ростова так важно сохранить исторически ценные дома даже в аварийном состоянии?— Главный результат нашей работы — понимание всеми участниками процесса того, что сносить историческую застройку городу экономически невыгодно. Центр Ростова — это плотная квартальная застройка. В результате сноса отдельного здания появляется пятно, на котором с учетом действующих граднормативов ничего нового как правило построить нельзя. Поэтому ценные исторические здания необходимо восстанавливать и приспосабливать для современной эксплуатации. Консервация исторического центра также скорее крайность. Город должен развиваться и в экономическом, и в социальном, и в культурном плане. Ключевым шагом для сохранения центра станет принятие объединенной охранной зоны.