61 63

Цели устойчивого развития позволяют бизнесу играть вдолгую

4290
12 минут

В отличие от транснациональных компаний, часто использующих ESG-повестку как щит от возможных последствий развития вредного производства, для регионального бизнеса это образ жизни и работы, считает заместитель директора по маркетингу издательства «Феникс» Ольга Домрачева

Цели устойчивого развития позволяют бизнесу играть вдолгую

Поделиться

Издательство «Феникс», основанное Леонидом Вальдманом в 1991 году Ростове-на-Дону, за исторический срок в 30 лет выросло в одного из лидеров издательского бизнеса России. Сегодня эта группа компаний, которая включает в себя еще три направления. Это компания «Феникс+», специализирующийся на производстве канцелярской продукции — один из крупнейших производителей канцтоваров на рынке России. «Феникс Презент» занимается сувенирной продукцией. Еще одно направление — строительство жилых домов в Батайске и Ростове («Феникс-Инвест»).

По данным ИАС Seldon.Basis, совокупная выручка четырех основных компаний группы «Феникс» в 2020 году составила 2,3 млрд рублей. Из этих сумм, выручка издательства (ООО «Феникс») за 2020 год составила 406,3 млн рублей (рост 28%), а чистая прибыль — 50,9 млн рублей (+34%).

Издательский бизнес в пандемию получил новый импульс к развитию — особенно актуальными оказались книги по психологии и юридический нон-фикшн. Растет спрос и на художественную литературу, особенно фэнтези и по мотивам компьютерных игр.

Беседа с Ольгой Домрачевой состоялась в рамках проекта «Эксперта Юг», посвященного изучению вовлеченности бизнеса на Юге в повестку целей устойчивого развития (ЦУР), провозглашенной ООН. «Феникс», как и в целом южный бизнес, по-своему ориентируется в своей деятельности на эти цели.

Ольга Домрачева2.jpg

Поделиться

Ольга Домрачева//Фото: ГК "Феникс"

— С какой динамикой развивается ГК «Феникс» и какие ожидания от 2021 года?

— В период пандемии в издательстве стал расти сегмент художественной литературы, выросли продажи электронных книг, активно развивается сотрудничество с маркетплейсами, у детской аудитории становится востребованным жанр «детский детектив». Прирост продаж в первой половине 2021 года составил 7% по сравнению с аналогичным периодом 2020 года. Доля художественной литературы в ассортименте издательства в первой половине 2020 года составляла 6%, а в аналогичный период 2021 г. — уже 11%.

Активно растут продажи электронных книг. Рост за полугодие составляет 85% по отношению к аналогичному периоду 2020 года, по отношению к 2019 году — 295%. В этом сегменте продаж наблюдается интересная статистика: литература по психологии — выросла почти на 50%, юридический non-fiction — на 10%. В период кризисов (в данном случае пандемия) возрастает постребность литературы по темам “Психология”, “Ментальное здоровье”, “Здоровье”. Между собой, с коллегами, мы отмечаем, что в кризис всегда растут продажи книг психотерапевта Михаила Литвака.

«Феникс» также фиксирует, что в последнее время у общества возрастает потребность в литературе по темам «личные границы», «сопротивление насилию», «буллинг», причем независимо от возраста. Так, в издательстве буквально «выстрелили» книги авторов Ольги Бочковой «Не дам себя в обиду!», Светланы Морозовой «Со мной так нельзя!», Стефани Саркис «Газлайтинг».

Прирост наименований, уже выпущенных издательством в 2021 году, по отношению к 2020 году составил: в сегменте нехудожественной литературы — 89%, в сегменте художественной литературы — 144%.

— Как на сегодня сформулирована стратегическая цель компании?

— Поиск и привлечение авторов «на взлете», авторов, которые понимают интересы и потребности на опережение. Это авторы будущего. У них есть интуитивное понимание того, что будет нужно завтра.

Развитие онлайн-каналов и электронной книги. Стать открытым к запросам читателя, то есть, отрегулировать настройки чуткости в издательстве.

— Кстати, издательство выстраивают работу с авторами: как оценивает произведения и сколько платит авторам?

встречи с авторами.jpg

Поделиться

Старший редактор издательства "Феникс" Юлия Шевченко проводит встречу с читателями и авторами//Фото: ГК "Феникс"

Если говорить о финансовой стороне писательства, то зачастую авторов привлекает возможность пассивного дохода. Гонорары за допечатки — это сотни тысяч и миллионы рублей. Написать книгу — это как построить дом. Издать книгу — это как сдать его в аренду. Что касается литературы "нон-фикшн" — это в основном книги, подразумевающие, что автор уже состоялся как эксперт, и то, насколько он настроил монетизацию своей «экспертности», является как раз одним из критериев отбора на книжном редсовете. Могу по опыту нашей юридической серии сказать, что сам автор пишет в своей книге — о том, как юрист может "диверсифицировать риски" своей достаточно узкой и специфической в России профессии. Один из таких способов — стать автором. Было бы неправильно раскрывать какие-либо цифры, но на примере того же юриста — книги дают в среднем +15-20% к его годовому доходу.

— Каких ресурсов сегодня не хватает компании?

— Профессионалов: редакторов, корректоров. 

встречи с читателями в ДГПБ.jpg

Поделиться

Встреча автора Юрия Костина (слева) с читателями в Донской государственной публичной библиотеке. Справа на фото —  главный редактор издательства "Феникс" Алексей Боровиков//Фото: ГК "Феникс"

В пандемию книжный рынок подрос на фантастике и фэнтези

— Как бы вы в целом оценили издательский рынок России сегодня и вашу долю на нем?

— Издательский рынок в России очень разнообразен, по данным последнего аналитического обзора книжного рынка в России действует около 4 тысяч издательств. Наше издательство традиционно входит в ТОП-10. Мы одно из немногих универсальных издательств: выпускаем широкий спектр литературы. Это художественная литература, учебники и учебные пособия для вузов и колледжей. Нон-фикшн: книги по психологии, юриспруденции и экономике, социальными естественным наукам. Это также ноты, музыкальная литература, детская и педагогическая литература, учебники по шахматам и многое другое.

— Стали ли люди больше читать в пандемию? На какую литературу повысился спрос сегодня? 

— Мы наблюдаем интерес к жанрам фантастики, фэнтези, в частности литературное РПГ – жанр в литературе, основанный на сюжетах игр, а также детективы, триллеры, романтические комедии. Эти жанры востребованы рынком и издательство «Феникс» направляет на них свой фокус.

Да, на наш взгляд – люди стали больше читать в пандемию, если под "читать" мы понимаем все виды восприятия текста: на бумаге, в электронном виде, в аудиоформате.

Растет сегмент электронных книг, аудио. При этом мы не видим у себя падения спроса на бумажную книгу. Каналы дистрибуции перераспределились в сторону онлайн-розницы. И это не только наши ощущения, наши цифры. Данные по рынку говорят о том же. По данным исследовательского агентства Ipsos в 2020 году читать в крупных городах стали на 20% больше, правда, покупать всего лишь на 10% больше.

Благодаря развитию онлайн-продаж нам удалось избежать убытков в период пандемии. Мы не уволили ни одного сотрудника, наоборот, расширили свой штат на 6%. В 2019 году наша доля в сегменте онлайн-магазинов книг составляла 40%, тогда как сам сегмент составлял 20% от общего рынка. С приходом пандемии многие издательства расширили объемы продаж в интернете, а наша доля выросла до 50%.

— Какие тенденции в издательском бизнесе сегодня превалируют?

— Что касается издательского бизнеса, то это смена каналов дистрибуции в пользу онлайн. Что касается общественного интереса к литературе, то он направлен на изучение вопроса равенства полов, домашнее насилие, комфортную среду жизни, особенных детей и, конечно, глобальную цифровизацию.

Цели глобального развития диктуют перемены

— Ориентируется ли издательство «Феникс» в своей деятельности на ценности устойчивого развития?

— Безусловно. Эти ценности во многом определяют миссию нашего бизнеса. У нас нет как таковой стратегии по целям устойчивого развития, но мы понимаем социальную ответственность. Издательский бизнес – достаточно специфическая сфера. Мы производим интеллектуальный продукт, который является социально значимым. Можно выпускать разную литературу, но мы сторонники гуманного подхода, и стараемся, чтобы все, что мы производим, приносило пользу обществу.

— Какие цели устойчивого развития, принятые ООН, наиболее близки стратегии вашего бизнеса?

— Среди 17 целей устойчивого развития, приоритетными для нас являются: обеспечение всеохватного и справедливого качественного образования, содействие устойчивому экономическому росту, обеспечение рациональных моделей потребления и производства, а также гендерное равенство.

— Каким образом издательство «Феникс» действует, чтобы достичь устойчивого развития?

— Мы ответственно относимся к книгам, которые издаем и принципы устойчивого развития мы стремимся транслировать и через литературу, которую выпускаем. Например, вопреки коммерческим соображениям, издательство не выпускает литературу эротического содержания. В то же время, мы издаем научно-популярные книги, медицинские учебные пособия (медицинский нон фикшн), которые дают обывателям доступную информацию о простых правилах здоровой жизни, помогают развиваться и следить за своим здоровьем. Недавно издательство получило премию «Здравомыслие» за книгу «Смертельные спутники» за авторством профессора Оксфорда Дороти Кроуфорд. Для нас это стало большим успехом, потому что нас признали в медицинских кругах. От общего объема производимых книг, образовательная литература занимает 30%. Еще около 10% занимают пособия по логопедии и дефектологии.   

Книга про особенных детей.jpeg

Поделиться

«Феникс» выпускает серию «Особенные книги для особенных детей» - книги для деток с особенностями развития, для родителей таких деток и педагогов, специалистов, которые с ними работают. Это важно, так как это не чисто коммерческий проект. Для нас это вклад в развитие толерантного отношения общества к детям с особенностями развития, возможность информационной помощи родителям и педагогам – как своевременно распознать, принять и начать работать с проблемой. Полтора года назад для нас стало очевидно, что в обществе есть запрос на обсуждение этой темы, и мы постарались ее осветить. В малых городах часто нет даже специалистов, которые помогли бы родителям и детям. Поэтому мы стремимся заполнить этот пробел качественной и безопасной литературой. 

Также в рамках реализации цели гендерного равенства, мы выпустили учебник английского языка в историях знаменитых женщин Use your girl power под авторством Анастасии Ивановой. Еще нами издана книга «Не нарушай мои границы», посвященная тому, как противостоять абьюзу в отношениях с людьми. Отметим, что эта литература пользуется большой популярностью. Учебник Анастасии Ивановой входит в пятерку самых продаваемых книг нашего издательства.

Кроме литературы, в своей деятельности мы ответственно относимся к вопросам рационального использования ресурсов. Например, очень трепетно относимся к бумаге, которую используем в производстве. При появлении бракованных партий продукции, мы отправляем их на вторичную переработку. Также мы тщательно следим за качеством работы типографий, с которыми заключаем контракты на печать книг. Это принципиальный момент. Мы следим, чтобы в производстве использовалось качественное сырье и безопасные материалы.

— Какие программы в области социальных инвестиций реализует издательство «Феникс» с внешними партнерами?

— Проект по выпуску литературы про особенных детей мы реализуем совместно с Детской государственной публичной библиотекой и Русфондом. У нас есть специальный протокол о намерениях, который в долгосрочной перспективе предусматривает сотрудничество в данной теме. Также наши редакторы являются действующими преподавателями Института филологии, журналистики и межкультурной коммуникации ЮФУ, и ежегодно реализуют специальные образовательные программы. Так, главный редактор издательства Алексей Боровиков ведет Школу книжного продюсера – то есть, знакомит студентов с особенностями работы в издательском деле. Кроме того, молодые таланты могут попробовать себя в качестве редактора издательства и под руководством наставника издать книгу. Сейчас мы стремимся наладить сотрудничество и с другими вузами, которые выпускают филологов и журналистов.

— Что более всего мотивирует вашу организацию ориентироваться на повестку устойчивого развития?

— Издательство «Феникс» понимает, в том, что касается коммерческой успешности, играть надо «вдолгую». Мы можем получить быструю прибыль, максимально сократив издержки производства и выдав рынку партию доступного товара массового потребления. Но если эта продукция недостаточно качественная с точки зрения содержания, оформления, и безопасности для общества, то в дальнейшем к нам читатель не вернется. Репутационные издержки дороже производственных. Сегодня мы – самое старое издательство современной России, и мы планируем оставаться таковым как можно дольше.

— Работа с какими внешними партнерами для реализации ЦУР, на Ваш взгляд, имеет наибольший потенциал развития?

— В рамках проектов безопасности детей мы хотели бы сотрудничать с общественной организацией «ЛизаАлерт». Например, мы планируем проводить семинары в ряде городов России и будем рады, если откликнутся общественные организации, которые связаны с безопасностью и защитой детей и подростков.

Работа.jpg

Поделиться

Работа стенда издательства на книжной выставке//Фото: ГК "Феникс"

На таких семинарах мы сможем рассказать детям как вести себя в опасной ситуации, как распознать тревожные сигналы. Также нам хотелось бы получать больше информационной поддержки от госструктур. Мы обладаем уникальным ресурсом – нашими экспертами, авторами. И распространять важные и полезные знания можно было бы через учебные заведения, проводить встречи детей с авторами, специалистами.

— ESG-управление (Environmental, Social, and Corporate Governance) – производное от повестки устойчивого развития. Какие ESG-риски вас волнуют сильнее всего?

— Для нас, безусловно, важны все три направления. Мы внимательно следим за соблюдением прав работников, в том числе, являемся сторонниками гендерного равенства. Женщинам при приеме на работу не задают некорректных вопросов о наличии или отсутствии детей, возрасте, семьи. В первую очередь нас интересуют профессиональные компетенции и качества. Также актуально для нас направление социальной деятельности, как и было сказано ранее. Мы стремимся включать в работу молодых специалистов и готовы сотрудничать с ведущими вузами по поиску талантливых студентов.

Во внутренней работе бизнеса мы применяем механизмы, которые позволяют повысить качество выпускаемой продукции. Например, отдел технической редактуры, появившийся не так давно, строго отслеживает качество продукции. И в плане управления это подразделение отделено от общей редакции. Насколько нам известно, никто не применяет такой модели. В каком-то смысле редактор и технический редактор оппонируют друг другу.

— Кто сегодня, на ваш взгляд, является локомотивом распространения ценностей ЦУР?

— Крупные игроки рынка – транснациональные гиганты. Для таких компаний принципы устойчивого развития являются важной частью деятельности. То есть, это щит, которым крупные корпорации защищаются от возможных последствий развития опасного производства. Для нас же устойчивое развития – это образ жизни и работы. Мы обращаемся к этим принципам не ради собственного оправдания, а потому что для нас это часть общественной миссии.

— Останется ли, на ваш взгляд, ESG-ответственность добровольным вектором развития компаний или в этой сфере появятся требования?

— Тренд на применение целей устойчивого развития в региональном бизнесе растет. Финансовые институты также внедряют принципы ESG в своей работе. Полагаем, что со временем будут формироваться определенные требования к участникам рынка. Сейчас речь о внедрении обязательных ESG-сертификатов не идет. Но если такие требования появятся, то вряд ли стоит ожидать от местного бизнеса радости по этому поводу. На фоне пандемии, налоговых и экономических трудностей у бизнеса сейчас достаточно высокая нагрузка. ESG – ответственность сейчас – это, скорее, добрая воля бизнеса.

Подпишитесь на каналы «Эксперта Юг», в которых Вам удобнее нас находить и проще общаться: наше сообщество ВКонтакте, каналы в Telegram и на YouTube, наша группа в Одноклассниках .