92 99 13

Парфюмер Янина Якушева: «Российские покупатели предпочитают зарубежные бренды»

3009
6 минут

Краснодарский парфюмер Янина Якушева создала франко-русский бренд, который сегодня востребован в разных частях мира. Она рассказала о том, как в России относятся к отечественной парфюмерной продукции, и возможно ли полное импортозамещение в этой отрасли.

Парфюмер Янина Якушева: «Российские покупатели предпочитают зарубежные бренды»

Янина Якушева - парфюмер из Краснодара, создатель бренда Yanina Yakusheva Perfumes. Фото: предоставлено собеседником
Поделиться
Янина Якушева – краснодарский парфюмер, основатель собственного франко-русского бренда Yanina Yakusheva Perfumes, включающего в себя линейку из четырех ароматов. Разработка формул, дизайна и концепции происходит в России, однако производство организовано во Франции. На протяжении последних лет Янина Якушева представляла свою продукцию на многих художественных и парфюмерных международных выставках, а также имеет персональную выставку Idol Gallery в Париже. В 2022 году ее аромат William победил в премии FiFi Russian Fragrance Awards 2020 в номинации Local Niche.

Янина Якушева рассказала «Эксперт Юг», почему парфюмерию сегодня проще производить за рубежом, об отношении к отечественным брендам внутри страны, а также о перспективах развития отрасли в России.

- Почему вы выбрали именно это направление производства. В чем увидели здесь перспективу?

- Интерес к парфюмерии начался с творческих проектов. Изначально в это направление я пришла из медицины. Сперва делала ароматы для постановок краснодарских театральных деятелей. Было интересно придумать аромат, который станет частью спектакля, чтобы зрители могли бы ощущать его как часть происходящего на сцене. Такую идею мы реализовали совместно с танцевальным коллективом «Никогде» в «Один театр». Похожие вещи я делала и для выставок художников. Позже была персональная выставка в Париже и участие в профессиональной парфюмерной выставке The Scent в Дубае, где удалось познакомиться с представителями индустрии из Франции. Так и появилась идея создать собственное производство в этой стране. Разумеется, все это было до ухудшения отношений с Европой.


«Мы импортируем свою же продукцию»


- Почему проще было организовать производство там, а не в России?

- В нашей стране сегодня просто не производятся многие ключевые составляющие продукции. Во Франции есть завод, изготавливающий концентрат, основу, из которой затем делают духи – в том числе в России. То есть отечественным производителям приходится его импортировать.
Другая причина заключается в том, что мы изначально не были ориентированы на российский рынок. Через партнеров были налажены продажи в Европе, Азии и США. У нас есть дистрибьюторы в Италии, Испании, Венгрии, Вьетнаме и т.д. Иначе говоря, это изначально был французский бренд с русскими корнями и историей. В то время «русское» происхождение добавляло интереса к продукции. Сегодня, конечно, публичной поддержки чего-то российского там нет, и это, скорее, мешает реализовывать продукцию.
На эту тему

В Краснодарском крае производство парфюмерии выросло на 166%

Поделиться

- Возникли ли сложности с производством после событий февраля 2022 года?

- С самим производством и доставкой продукции – нет. Изменился порядок платежей. Мы теперь не можем оплачивать производство на французском заводе напрямую из России. Но, как и во всех остальных отраслях, нашлись другие варианты того, как это можно делать.


«Покупатель уходит от люксовых брендов»


- Зимой 2023 года вы все-таки начали поставлять свою продукцию в Россию. Куда именно и насколько успешно?

- Да, фактически мы импортируем собственную продукцию в Россию из Франции. И сами себя представляем на этом рынке. Сейчас продажи в основном налажены в Москве – в частности, в ГУМе. И в целом мы видим интерес к нашему бренду. Однако здесь вернусь к его российско-французскому происхождению. На мой взгляд, покупателям в России сегодня неинтересно приобретать парфюмерию отечественного производства. В этом смысле мы сами себе неинтересны. Люди хотят видеть продукцию из других стран – Франции, Кореи, откуда угодно, но только не из России. К сожалению, это устойчивая потребительская особенность, от которой пока не удается избавиться.

ac68ca01-0a74-4b2d-905a-0cbe5fb75829.jpg
Поделиться
В данный момент ароматы под брендом Янины Якушевой поставляются в страны Европы, Азии и Северной Америки. Фото: предоставлено собеседником

- Насколько российский рынок парфюмерии конкурентный?

- Игроков на нем достаточно много. К примеру, он всегда был интересен европейским производителям. Потому что в нашей стране люди готовы тратить на ароматы немалые деньги, а в странах Европы – это не всегда так. Так что емкость у российского рынка большая. Люди привыкли, они могут себе это позволить. О главной проблеме я уже сказала – россияне очень любят все иностранное, особенно если говорить про средний и высокий ценовые сегменты.
читайте также

Ольга Ермаченко: «Настоящий “левша” из сказки мог родиться только в России»

Поделиться

Одним из ключевых трендов является снижение интереса к люксовым брендам. Если раньше в стране парфюмерию покупали в основном в крупных дорогих магазинах, то сейчас появляется множество небольших брендов, которые продвигаются блогерами в социальных сетях. Растет интерес к авторским ароматам, при этом стали доступны варианты покупки по 1-2 миллилитра продукции. Разнообразия стало больше.

- Какова маржинальность этого бизнеса?

- Трудно назвать конкретные цифры, так как сама себестоимость не очень велика, особенно если речь идет про большие тиражи. Многое зависит от условий сотрудничества с дистрибьюторами. Иногда нашу цену приходится делить на пять – и только в этом случае дистрибьютор возьмется распространять партию продукции. Но, если тираж большой, то даже на таких условиях это часто имеет смысл. Также нужно учитывать маркетинговые затраты, которые могут быть очень разными, в зависимости от вида продукции.

- В Краснодарском крае за последний год объем производства парфюмерии вырос на 166 процентов. С чем по вашему мнению это может быть связано? И какие перспективы имеет это направление на Юге России?

- Парфюмерное производство можно наладить в регионе, где есть завод с лицензией на работу со спиртом. В Краснодарском крае, насколько мне известно, такие мощности есть. Другой причиной может являться появление большого количества локальных производителей.

Кроме того, с российского рынка ушли известные бренды – Chanel, Dior и другие. Крупным российским сетевым компаниям, таким как «Иль де Боте», пришлось быстро искать им замену на полках – в том числе производить недорогую парфюмерию. Так что речь преимущественно идет про недорогой сегмент. Дело в том, что в России всего один завод производит «стекло» для парфюмерии. И его продукция тоже не очень подходит для более дорогих брендов. Многим производителям проще закупать его у китайских поставщиков, с чем и связан уход в массовое направление.

При этом глобально речи про полноценное производство парфюмерной продукции в России пока не идет. Слишком многие компоненты приходится закупать за рубежом, и в нашей стране просто «собирают» аромат. Однако можно повысить интерес к специальности парфюмера, начать выращивать у нас на Юге некоторые природные компоненты и популяризовать техническое и творческое образование в этой сфере.

Сегодня ни у кого не вызывает сомнений качество российского вина, которое полностью производится на территории России. Думаю, со временем этот путь пройдет и парфюмерная индустрия.

- Планируете ли вы расширять линейку своей продукции в ближайшем будущем?

- Планируем, но сперва нужно определиться, в какую сторону двигаться. У нас остается европейский рынок, которому по-прежнему интересен наш бренд – хотя и уже без привязки к России. С другой стороны, можно организовать производство в России. Главной проблемой сейчас является упаковка продукции – у нас сейчас сложно найти подходящих поставщиков.
0
0
0
0
0
Подпишитесь на каналы «Эксперта Юг», в которых Вам удобнее нас находить и проще общаться: наше сообщество ВКонтакте, каналы в Telegram и на YouTube, наша группа в Одноклассниках .