97 105 14

300 аксайцев: что происходит с предпринимателями с закрытых рынков

7577
6 минут

Скандальная ситуация с закрытием в Ростовской области аксайских рынков вызвала мощный общественный резонанс, но потом быстро сошла на нет. Предприниматели так и не выступили единым фронтом, разбившись на группы и диаспоры, которые отстаивают свои интересы

300 аксайцев: что происходит с предпринимателями с закрытых рынков

//Фото: Александр Хуруджи
Поделиться
Около 300 предпринимателей с закрытого в конце апреля рынка «Атлант» решили объединиться в профессиональное торговое сообщество и самостоятельно создать новую торговую площадку, аналогов которой в Ростовской области еще не было. Об это «Эксперту Юг» рассказал уполномоченный по правам предпринимателей в Ростовской области Олег Дереза. Впрочем, перспективы еще до конца не определены — торговцы ищут инвесторов. Большая часть группы – это мелкая розничная торговля.

В ходе очередного визита в Ростовскую область бизнес-омбудсмена Бориса Титова, который был на Дону 19 августа, история закрытых ранее аксайских рынков считается закрытой. Присутствующие на встрече предприниматели, которых пригласили посетить строящийся в 20 км от Ростова новый рынок «Южный», поняли, что обратного пути нет. Ситуация благотворно повлияла на политический климат, так как накануне выборов предпринимательское сообщество с закрытых площадок стало представлять собой реальный фактор политической борьбы. По крайней мере, сами предприниматели стали объектом политики накануне выборов в Госдуму в сентябре.

Фото РО тудей.jpeg
Поделиться

Встреча Бориса Титова с предпринимателями на ОРТК «Южный»// Фото: RO.TODAY

Торговцы с «Атланта» устраивали митинги, проявляли недоверие не только к региональным властям, но и к крупным общественникам, таким как сам Борис Титов, в то же время они пытались привлечь внимание федеральных властей, обращаясь непосредственно к полпреду президента в ЮФО. Но их борьба длилась недолго, и у уже к грядущим думским выборам лозунг «Спасем "Атлант"» оказался неактуален. С другой стороны, конечным результатом «кризиса аксайских рынков» может стать выход на качественно новый уровень торговой инфраструктуры в регионе.

Предприниматели объединяются в «Южный кластер»

«Настоящие трудности испытывают предприниматели, занимавшиеся розничной торговлей. Из-за территориальной удаленности новых строящихся рынков рентабельность их бизнеса под угрозой. Люди просто не поедут за город за розничными товарами. Все-таки в Аксайском районе торговые площадки находились в черте города. Что касается части предпринимателей, изъявивших желание объединиться и при поддержке инвесторов создать собственную площадку, то это еще не до конца определенная перспектива. Аппарат уполномоченного по правам предпринимателей в Ростовской области взаимодействует с этой группой. Они заявили, что для представления собственного проекта им нужно около месяца», — рассказал «Эксперту Юг» Олег Дереза.

Более подробно об этой группе предпринимателей рассказал руководитель регионального отделения «Партии роста» и помощник уполномоченного по правам предпринимателей в Ростовской области Игорь Симаков.

«Они объединились под названием «Южный кластер» и сейчас налаживают сотрудничество с уполномоченным по правам предпринимателей в Ростовской области и другими крупными организациями, в том числе Институтом имени Столыпина. Их целью является организация нового пространства с иным механизмом работы, с привлечением информационных технологий, маркетплейсов. Это решение может дать нам качественно новый уровень развития отрасли в Ростовской области», — сообщил Симаков.

Почему проблема аксайских рынков не решалась 

Рынки «Алмаз», «Атлант» и «Овощной» закрылись по решению суда в апреле текущего года. Активные действия работников этих площадок продолжались на протяжении последовавших трех месяцев. Дальнейшие суды и разбирательства доказали незаконность размещения рынков на прежнем месте и у предпринимателей, боровшихся за возврат к прежнему режиму, не осталось аргументов.

Олег Дереза рассказал, как сложно было взаимодействовать с группой аксайских предпринимателей. По его словам, люди не готовы были идти на компромиссы с властью.

«Представители этой большой группы пытались отстаивать свою позицию до последнего. В Ростове проводились акции, митинги, подавались обращения к полномочному представителю президента по ЮФО. И на компромиссы с властью сообщество не хотело идти. Так инициативная группа из числа предпринимателей, взаимодействуя с правительством и администрацией, напрямую заявляла о том, что никаких решений принимать не будет. «Мы не будем принимать решения, мы будем только слушать ваши предложения.

Люди, конечно, хотели слышать то, что было созвучно их интересам о необходимости сохранения рынков. А «гонцов с дурными вестями» они воспринимали в штыки. Судить о том, могла ли на предпринимателей воздействовать прежняя администрация, связанная с бывшими владельцами земли, на которых находились рынки, судить сложно. Это не доказанный факт. Однако очевидно то, что попытки сохранить прежнее положение вещей спровоцировало конфликты в среде людей, объединенных общей проблемой», — отметил Дереза.

Игорь Симаков коротко описал следующее распределение аксайских предпринимателей по группам. 

«Среди предпринимателей с закрытых аксайских рынков можно выделить две основных группы. Первые – это те, кто сразу понял, что пути назад нет, и согласился перейти на новые площадки. Для данной группы были организованы места работы на территории бывшего аэропорта и на других рынках города. Конечно, предприниматели были вынуждены искать новые места самостоятельно. Для тех, у кого был крупный бизнес просто не находилось соответствующих пространств. За время прошедшее с момента прекращения работы рынков эта группа росла. 

Вторая группа представлена теми, кто готов был бороться до конца. Среди них были и представители торговых диаспор – китайцы, казахи, афганцы. Но внутри афганской диаспоры был раскол. Прежний лидер их быстро понял, что к прежнему образу работы возврата нет, и ушел на новую площадку, за что члены его диаспоры стали считать его «предателем». Однако чем ближе осень, тем меньше членов этой группы становилось. Из этой второй группы предпринимателей, наиболее долго сопротивлявшихся закрытию «Атланта»,  выделилась третья группа. Это сообщество из трехсот человек, занимавшихся розничной торговлей, которые решили организовать собственную площадку».

Во время первого визита Бориса Титова в Ростов обговаривалась перспектива временного открытия рынков до октября – времени, когда заработают первые площадки, например, ОРТК «Южный» ГСК «Дон». Однако рынки так и не открыли. Титов во время второго визита в августе объяснил сложившуюся ситуацию нежеланием предпринимателей переходить на новые площадки.

Кнышев и Титов.jpeg
Поделиться

Встреча Алексея Кнышова и Бориса Титова (справа) на ОРТК «Южный» //Фото: ГСК «ДОН»

«Я очень жалею, что несколько месяцев, прошедшие с нашей предыдущей встречи прошли даром. Мы договорились с властями, что если предприниматели выразят намерение искать другую площадку, если подтвердят, что не будут цепляться за старое […], то тогда прокуратура найдет юридический вариант временного продолжения работы аксайских рынков. Мы рабочую группу сделали, но, к сожалению, ни одного заявления так и не получили. Предприниматели решили по этому пути не идти и просто не работать», — сказал Титов журналистам после встречи с предпринимателями на ОРТК «Южный».

В свою очередь, одной из претензий, высказанной предпринимателями во время этой встречи стало недоверие властям региона.

«Мы просили, чтобы правительство дало гарантии и подтвердило [намерения инвесторов]. Но правительство отвечало, что не может дать никаких гарантий. Как предприниматели мы боимся, что случится то же самое через пять лет, и нас снова выгонят отсюда», — заявил один из присутствующих.

Заместитель губернатора Виктор Гончаров ответил, что правительство не в праве давать какие-либо гарантии в сложившейся ситуации. Давать гарантии за инвесторов также невозможно, отметил член правления ГСК «Дон» Алексей Кнышов.

По мнению главы комитета по правозащите партии «Новые люди» Александра Хуруджи, предприниматели были разрозненны, рассчитывали на то, что кто-то займется их заботами. Они рассчитывали на визит Бориса Титова, но когда он предложил им задуматься о переезде, это создало ощущение давления и не встретило поддержки в предпринимательской среде, говорит Хуруджи. «Думаю, что история аксайских рынков еще не закончилась, — считает Хуруджи. — Те 300 человек, которые отказались переезжать на предложенные площадки, не будут послушно соглашаться с решениями властей».
0
0
0
0
0
Подпишитесь на каналы «Эксперта Юг», в которых Вам удобнее нас находить и проще общаться: наше сообщество ВКонтакте, каналы в Telegram и на YouTube, наша группа в Одноклассниках .
ссылка1