Генеральный директор ОАО «Гомсельмаш» Александр Новиков презентует вице-губернатору Краснодарского края Андрею Коробке возможности нового производства // Фото: Администрация Краснодарского края
Поделиться
Неполный цикл плюс сервисный центр
Генеральный директор ОАО «Гомсельмаш» Александр Новиков пояснил, что целью открытия мощностей по производству комбайнов является устранение дефицита сельхозтехники на Юге России. В рамках соглашения предполагается собрать около 100 единиц сельхозтехники уже до конца 2023 года. При этом пока речь идет именно о сборке, а не полной локализации. Объем инвестиций не называется, оперативно предоставить эти данные в «Гомсельмаш» не смогли.«До 2027 года на данной площадке создадим цех по сборке комбайнов, запчастей для них и склад. Также планируем запустить сервисный центр с мобильными ремонтными бригадами. Они будут на выезде обслуживать сельхозпредприятия, что позволит значительно сократить простой техники во время сезонных полевых работ», - приводит слова Александра Новикова пресс-служба Краснодарского края.
По данным системы «СПАРК», ООО «Комбайновый завод «Кубань» было зарегистрировано в Усть-Лабинске в феврале 2023 года. Основной вид деятельности – производство машин для уборки урожая. Генеральный директор – Дмитрий Еременко, он же указан в качестве учредителя.
Это уже не первое в России совместное российско-белорусское машиностроительное производство, и не первое для «Гомсельмаша». Еще в 2005 году это предприятие локализовало свое производство комбайнов в Брянске по схожей схеме – путем создания совместного предприятия «Брянсксельмаш». Согласно информации с сайта «Брянсксельмаша», в данный момент завод осуществляет сборку семи моделей комбайнов.
Дефицит и низкая конкуренция
Представитель машиностроительной отрасли юга России рассказал «Эксперт Юг» на условиях анонимности, что момент запуска производства в Краснодарском крае, а также сам выбор этого региона, не случайны.«Размещение на Кубани – это близость к конечному потребителю, здесь все в целом понятно. Что касается момента, то, с одной стороны, это связано с уходом с нашего рынка зарубежных производителей, с которыми раньше конкурировать было затруднительно. А с другой – положение завода «Клаас» в Краснодаре, который вряд ли будет наращивать объемы производства. Все-таки он входит в зарубежную структуру, собственники которой сегодня не слишком настроены масштабироваться в России».
Собеседник «Эксперта Юг» также отметил, что локализация «Гомсельмаша», о которой идет речь, пока ближе к дистрибуции, чем к настоящему производству, поскольку подразумевается не полный цикл, а только сборка.
«К тому же ассортимент у «Гомсельмаша» не слишком широкий, так что закрыть какой-то дефицит этой продукцией вряд ли удастся. Все это производится и в России, поэтому возможен рост конкуренции на рынке. Но только при условии, что производство на Кубани станет действительно крупным».
В «Ростсельмаше» официально не комментируют появление конкурента на Кубани. Неофициально источник в компании сообщил, что большой угрозы предприятие в этом не видит. По его словам, пока открытие сборки в Краснодарском крае больше похоже на пиар-акцию для привлечения внимания к продукции «Гомсельмаша», чем на реальное производство.
От локализации выигрывает регион
Исполнительный директор по растениеводству агрохолдинга «Степь» Андрей Ширай в разговоре с журналистом «Эксперт Юг» пояснил, что с точки зрения сельхозпроизводителя не так важно, где локализовано то или иное производство. И первостепенное значение имеют ценовые и качественные характеристики техники.«Мы уже достаточно давно работаем с белорусской сельхозтехникой, и намерены продолжать это делать, - рассказал Андрей Ширай. — И здесь речь не про то, хуже она или лучше западных аналогов. Ситуация сложилась такая, что западные компании от нас ушли. Теперь белорусские производители техники - одни из наших ключевых партнеров, такова реальность. Другой вопрос, что проблем с запчастями для их продукции сейчас и так нет, но, может, после локализации сборки все станет еще лучше».
Представители промышленной отрасли смотрят на ситуацию несколько иначе. По их мнению, размещение производства в Краснодарском крае в первую очередь выгодно самому этому региону.
«Я практически уверен, что решение о локализации было принято по настоянию краевых властей, - считает председатель Краснодарского регионального отделения Союза машиностроителей России Игорь Момотов. — Потому что это новые рабочие места, налоги и так далее. Такую политику власти региона ведут уже достаточно давно, и она приносит свои плоды».
По словам Игоря Момотова, усиление сотрудничества с белорусами, по сути, было вопросом времени. Конкуренция в сфере машиностроения Юга повысится, и предприятиям «Ростсельмаш» и «Клаас» придется более внимательно следить за ценообразованием. Однако в целом, как подчеркнул Игорь Момотов, с уходом западных производителей в отрасли образовалась слишком большая «дыра», которую нужно заполнять как можно быстрее.
«Более того, если качество и цена у продукции новых заводов будут приемлемыми, то со временем можно поставлять эту технику и в другие страны, например, африканского региона. Другого выхода теперь нет – необходимо производить технику, способную конкурировать с иностранными аналогами», - резюмировал Игорь Момотов.