92 100 13

Черноморская альтернатива

930
5 минут

Группа ОТЭКО будет развивать инфраструктуру порта Тамань на условиях ГЧП

Черноморская альтернатива

Поделиться

Один из крупнейших инвесторов Кубани, группа ОТЭКО (владелец Мишель Литвак), сделал значительный шаг в реализации своего основного проекта — строительства универсального порта на Таманском полуострове. Руководство группы подписало соглашение с ФГУП «Росморпорт» о строительстве нескольких специализированных терминалов. В перспективе к 2020 году они должны увеличить портовые мощности Азово-Черноморского бассейна почти на 60 млн тонн. В планах Мишеля Литвака к 2025 году — создание многопрофильного перевалочного комплекса общей мощностью более 100 млн тонн. Кроме того, ОТЭКО собирается строить портово-индустриальный парк, в котором появится сразу восемь промышленных предприятий.

К началу этого года компания уже вложила в свой мегапроект свыше 2 млрд долларов (общий заявленный объём инвестиций — до 8 млрд долларов). Это крупнейшие частные инвестиции в портовую инфраструктуру юга России. Реализация этих планов позволит компании г-на Литвака в начале следующего десятилетия вывести Тамань на второе место среди главных портов страны, создав серьёзную конкуренцию многолетнему лидеру Новороссийску.

У уроженца северной столицы (ныне — гражданин Бельгии) г-на Литвака самые разнообразные интересы — от транспорта и нефти до кинопродюсерства. Причём практически в каждой из этих сфер он добивался определённого успеха. До запуска трубопровода КТК в 2002 году его железнодорожная компания ЗАО «Русский мир» (после поглощения основного конкурента SFAT) входила в число крупнейших перевозчиков нефтеналивных грузов с парком цистерн почти в 15 тысяч вагонов.

Созданное в 2002 году АО «Объединённая транспортно-экспедиторская компания» (ОТЭКО) стало одним из главных игроков на отечественном рынке железнодорожных перевозок (25 млн тонн в год). А начало реализации дочерней компанией ОТЭКО ЗАО «Таманьнефтегаз» проекта строительства первого в России терминала по перевалке сжиженных углеводородных газов (СУГ) на мысе Железный Рог Таманского полуострова вывело г-на Литвака в число ведущих нефтетрейдеров России (20 млн тонн нефти, нефтепродуктов и СУГ в год).

Параллельно глава ОТЭКО является успешным голливудским продюсером (фильмы «Легион», «Второй фронт», «Тепловой удар», «Стрингер», «Одержимость» и др.).

В 2016 году Мишелю Литваку сопутствовал явный успех в реализации его основного проекта. На Сочинском форуме было заключено соглашение о строительстве в порту Тамань терминала навалочных грузов и зернового терминала мощностью до 14,5 млн тонн, а также перевалочной базы крупногабаритных и тяжеловесных грузов, нефтяного терминала и базы СУГ. «Таманьнефтегаз» совместно с РЖД займётся развитием железнодорожной инфраструктуры. Она будет крайне необходима для ещё одного замысла ОТЭКО — индустриальной зоны, в которой появятся заводы по производству аммиака, карбамида, метанола, нафты, СУГ и др.

«К 2018 году вся инфраструктура для него будет готова, то есть нам надо будет построить только сами заводы, — рассказал генеральный директор ОТЭКО Сергей Губинец. — В планах до 2021 года — завод по производству аммиака мощностью 2,5 миллиона тонн в год. Второй завод — это карбамид, 2 миллиона тонн в год. Третий — метанол, 3,5 миллиона тонн мощности. Следующий завод — это завод по переработке широкой фракции легких углеводородов мощностью порядка миллиона тонн в год. Затем завод по производству высокооктановых компонентов для бензина из нафты мощностью на один миллион тонн, и из СУГ с той же мощностью. Дальше мы планируем ещё переработку сои на миллион тонн и производство комбикормов на полмиллиона тонн».

На прошедшем в 2017 году ПМЭФ уже входящая в ОТЭКО компания «Таманьнефтегаз» заключила с Минтрансом РФ первое в России концессионное соглашение по развитию железнодорожной инфраструктуры в сухогрузном районе морского порта Тамань. Согласно соглашению, инвестор вложит свои средства в строительство железнодорожных объектов как для собственных нужд, так и для обеспечения перевозок в направлении Крыма. Речь идёт о строительстве железнодорожных путей, контактной сети и совокупности технических средств, используемых для регулирования и обеспечения безопасности движения поездов на примыкании к обгонному пункту 22-го км железнодорожной линии Вышестеблиевская — Тамань-Пассажирская; железнодорожных путей, путепровода тоннельного типа, контактной сети и совокупности технических средств, используемых для регулирования и обеспечения безопасности движения поездов на примыкании к железнодорожной линии Вышестеблиевская — Тамань-Пассажирская в районе 29-го км.

«Это первый в стране проект ГЧП в области развития железнодорожной инфраструктуры, и это также первый случай, когда инициатором проекта стал частный инвестор, — комментирует министр транспорта России Максим Соколов. — Соглашением предполагается строительство железнодорожных путей общего пользования к порту Тамань от строящейся железной дороги, которая идёт к Керченскому мосту, для транспортного обеспечения портовых мощностей в южной части Таманского полуострова, в том числе сооружение путеводной развязки для крымского направления, перегрузочных терминалов и сухогрузного района морского порта».

По мнению начальника СКЖД Владимира Пястолова, реализация этих проектов позволит снять дефицит пропускной способности портов юга России и транспортного перехода через Керченский пролив, обеспечив перевозку грузов в объёме, который, по оценкам Института экономики развития транспорта, может в ближайшие годы достигнуть 125 млн тонн в год.

Как сообщили в компании, в соответствии с условиями соглашения по Таманскому терминалу навалочных грузов (ТТНГ), за счёт инвестора будут построены подходной канал и операционная акватория, которые в перспективе позволят причалам ТТНГ принимать суда дедвейтом до 220 тысяч тонн для погрузки серы, угля, руды, минеральных удобрений. Первая отгрузка с ТТНГ состоится в феврале 2018 года.

Суда с таким дедвейтом пока могут заходить только в Новороссийск. Однако Тамань логистически расположена более выгодно для грузоотправителей, особенно для российских и казахстанских зерновиков и экспортёров углеводородов.

Общий объём инвестиций «Таманьнефтегаза» в проекты пока не называется, но с начала строительства порта инвестор уже вложил в него порядка 40 млрд рублей. Известно, что из федерального бюджета в нынешнем году на создание сухогрузного порта Тамань планируется выделить 8,7 млрд рублей.

После завершения строительства Тамань превратится в настоящий индустриальный центр Кубани, в котором будут созданы тысячи новых рабочих мест.

Строительство порта Тамань расширит к 2019 году перевалочные мощности страны по экспорту зерна почти на треть — с нынешних 30 млн тонн в год до 40 млн тонн.

Создание высокотехнологических мощностей с нуля экономически рентабельнее, чем модернизация украинских глубоководных портов, реконструкция которых проходила ещё при СССР. Таким образом, новый черноморский глубоководный порт может перетянуть на себя грузы из украинских портов и даже частично из Новороссийска. Это позволит достигнуть на Тамани заявленный ранее г-ном Литваком грузооборот в 100 млн тонн в год к 2025 году.

0
0
0
0
0
Подпишитесь на каналы «Эксперта Юг», в которых Вам удобнее нас находить и проще общаться: наше сообщество ВКонтакте, каналы в Telegram и на YouTube, наша группа в Одноклассниках .
ссылка1