76 85
«ЭКСПЕРТ ЮГ» в соцсетях:

«Донречфлот» уходит в банкротство

7652
7 минут

Принят в производство иск о банкротстве крупнейшей на Юге судоходной компании, который ранее подавала структура Сбербанка ООО «НРК Актив». Отрасль грузоперевозок судами «река-море» находится в затяжном кризисе, считают эксперты.

«Донречфлот» уходит в банкротство

Генеральный директор ОАО "Донречфлот" Михаил Швалев. Фото: сайт "Эксперт.ру"
Принят в производство иск о банкротстве крупнейшей на Юге судоходной компании, который ранее подавала структура Сбербанка ООО «НРК Актив». Отрасль грузоперевозок судами «река-море» находится в затяжном кризисе, считают эксперты.

Предварительное заседание по делу назначено на 10 декабря. Информация о деле опубликована в картотеке арбитражных дел. Поводом для банкротства стала задолженность «Донречфлота» перед Сбербанком в размере более 2,3 млрд рублей, сообщалось ранее в материалах дела. «Донречфлот» вместе с ООО «Ростовский универсальный порт», ОАО «Усть-Донецкий порт», OOO «Азово-Донская логистическая компания», OOO «Азово-Донская девелоперская компания» и ООО«Азово-Донская нерудная компания» входит в группу компаний «Азово-Донское пароходство».

«Донречфлот» поручался за девелоперскую структуру

«Компания и Сбербанк заключили в июне 2013 года — апреле 2014 года пять договоров об открытии невозобновляемых кредитных линий. В обеспечение обязательств «Донречфлота» были заключены договоры ипотеки судов. А в сентябре 2020 года Сбербанк уступил компании «НРК Актив» права требования к должнику», — рассказали «Эксперту Юг» в пресс-службе суда.

В дело о банкротстве вступил и национальный банк «Траст», который получил права требования к «Донречфлоту» от «Номос банка» и банка «Открытие» на общую сумму более 2,1 млрд рублей. В суде пояснили, что между «Номос банком» и судоходной компанией были заключены два договора об открытии возобновляемых кредитных линий, задолженность по которым в размере почти 1,8 млрд рублей была позднее уступлена банку «Траст».

«Донречфлот» являлся поручителем за «Азово-Донскую девелоперскую компанию», которая подписывала с банком «Открытие» кредитный договор. Последний уступил «Трасту» право требования по договору поручительства с судоходной компанией», — уточнили в пресс-службе суда.

«У ОАО «Донречфлот» возникли трудности в обслуживании долговых обязательств. Учитывая давние партнерские отношения и социально-экономическую значимость предприятия Сбербанк создал максимально лояльные условия для клиента и продолжает переговоры с предприятием по урегулированию задолженности», — прокомментировали «Эксперту Юг» в пресс-службе Сбербанка.

Компанию банкротят не первый раз

За последние пять лет это уже не первая попытка признать «Донречфлот» финансово несостоятельным. Так, в конце 2015-го и в 2016 годах два компании из Перми — «Барий» и «Арго»— подавали такие заявления из-за долгов по аренде судов в размере 500 тыс. долларов и 3,1 млн рублей соответственно.

Тогда юрист «Донречфлота» так прокомментировал ситуацию: «Реальной угрозы банкротства нет: такие заявления — распространенный ход в предпринимательской деятельности».

В 2017 году компания «Барий» снова подала иск о банкротстве «Донречфота», к нему присоединились страховая компания «Согласие», но до рассмотрения дела по существу не дошло. Правда, пермская компания до сих пор не отказалась от попыток вернуть долги и продолжает судиться, только теперь уже на своей территории.

На этот раз заявление о признании несостоятельным подала структура Сбербанка. Сам же банк в рамках других дел взыскивает с «Донречфлота» и «Азово-Донского пароходства» солидарно почти 4 млн долларов по договорам об открытии возобновляемых кредитных линий от 26 июня 2013 года, 6 сентября 2013 года, 8 апреля 2014 года. Эти кредитные линии были открыты
«Донречфлоту» в рамках генеральных соглашений со Сбербанком. «Азово-Донское пароходство» является поручителем.
морские суда.jpg
Фото: сайт «Морские вести России»

Кроме того, банк добивается обращения взыскания на залоговое имущество «Донречлофта» (19 судов), рыночная стоимость которых на март 2019 года составляла более 37 млн долларов. В рамках этого дела Сбербанк уже заявил ходатайство о процессуальном правопреемстве и замене его на компанию «НРК Актив» по договору цессии.

Более того, в Арбитражном суде Москвы находится иск банка «Траст» о взыскании с «Донречфлота» 1,5 млрд рублей.

Рост простоев и портовая изоляция

Генеральный директор ОАО «Донречфлот» Михаил Швалев отказался прокомментировать ситуацию для «Эксперт Юг».

В отчете компании за 2019 год отмечается, что в этом году в условиях стремительного распространения коронавирусной инфекции судоходные компании испытывают объективные сложности, «возник ряд факторов, которые вызывают резкое падение объемов законтрактованных грузов и рейсов». Это, в свою очередь, ведет к снижению объемов перевозок и получаемой выручки.

Среди таких факторов называются изоляция портов, рост простоев судов в ожидании санитарных служб, получения разрешительной документации для осуществления дальнейших погрузочно-разгрузочных операций и выполнения рейсов, увеличение спотового тоннажа в регионе.

Кроме того, действовавшая с апреля по июнь этого года квота на экспорт зерновых грузов и продуктов перемола привела к потере еще одной позиции в структуре перевозимых компанией грузов.

«Донречфлот» является действующим предприятием и специфика его деятельности — морские и речные перевозки, предполагает не только выплаты зарплаты, но и оплату различных обязательных платежей, связанных с жизнеобеспечением судна (коллективное питание экипажей судов, топливо для бункеровки, портовые сборы, страхование, расходы на техническую эксплуатацию судов, расходы по обязательным классификационным ремонтам). Такие обязательные расходы (платежи) ежемесячно составляют не менее 158,7 млн рублей.
MAndreev.jpg
Фото: сайт ОАО «Донречфлот»

В состоянии банкротства крупнейшие игроки рынка

В настоящее время в процедуре банкротства находится ростовское ООО «Палмали», которое являлось одним из крупнейших перевозчиков нефтеналивных грузов на юге России. Под управлением и в собственности компании находилось более 50 судов смешанного плавания под российскими и иностранными флагами. Ее основным кредитором являлся Сбербанк, требования которого в размере 12,8 млрд рублей были включены в реестр кредиторов как обеспеченные залогом. В октябре этого года ООО «СБК Долина» (входит в группу Сбербанка) купило 46 судов компании за 4 млрд рублей при начальной цене 4,3 млрд рублей.

Ранее Сбербанк инициировал банкротство еще одной судоходной компании — ООО «Палмали каспийские морские проекты» (входило в ГК «Палмали»), которое занималось заграничными морскими грузоперевозками. Требования банка в размере 13,2 млрд рублей также были включены в реестр кредиторов как обеспеченные залогом. Компания в 2013-2014 годах привлекали в Сбербанке кредиты на рефинансирование задолженности перед Райффайзенбанком, Альфа-банком и на покупку морских судов.

Старший юрист практики морского права ростовского офиса международной юридической компании «GRATA International» Андрей Лопатин отмечает, что даже столь крупный перевозчик, как «Донречфлот», может быть признан банкротом, невзирая на высокие социальные и налоговые обязательства компании.

«Законом предусмотрены различные варианты прекращения банкротства, в том числе и путем заключения мирового соглашения, однако, учитывая одновременное предъявление требований сразу двумя крупными банками, имеющими в залоге флот компании, вероятность мирного урегулирования банкротства очень мала. Возможно, речь может идти только о реструктуризации долгов, если должник не исчерпал лимиты отсрочек», — пояснил он «Эксперту Юг».

По словам Лопатина, предыстория банкротств ООО «Палмали» и ООО «Палмали каспийские морские проекты» имеет более глобальный характер. Предпосылками банкротств судоходных компаний, на взгляд юристов, являются затяжной кризис отрасли перевозок грузов на судах река-море (в том числе резкое снижение фрахтовых ставок), обмеление рек, не позволяющее в полной мере эксплуатацию судов с большой осадкой.

«Также можно только предположить, что активное участие банков в процессе банкротства судоходных компаний связано с последней тенденцией участия финансовых организаций в приобретении непрофильных активов, а также грядущими переменами в области портовой индустрии. Вышеперечисленные предпосылки, наряду с продолжающейся пандемией вируса COVID-19 являются также причинами новых банкротств судоходных компаний, не защищенных введенным мораторием», — считает эксперт.

По данным ИАС Seldon.Basis, ОАО «Донречфлот» зарегистрировано в 1993 году в Ростове-на-Дону. Согласно списку аффилированных лиц, на 1 октября 2020 года 93,81% уставного капитала АО принадлежит Константину Швалеву, брату гендиректора. Компания осуществляет речные и смешанные перевозки, ей принадлежат порядка 30 судов. По итогам 2019 года выручка предприятия составила 2,2 млрд рублей, а прибыль — 2,2 млн рублей.

Подпишитесь на каналы «Эксперта Юг», в которых Вам удобнее нас находить и проще общаться: наша группа в Facebook, формат «без галстука» в канале Telegram, наш канал на Youtube, наш Instagram, наш Яндекс.Дзен.


Подпишитесь на каналы «Эксперта Юг», в которых Вам удобнее нас находить и проще общаться: наши группы в Facebook и Одноклассниках, каналы в Telegram и на YouTube, наш Instagram, наше сообщество ВКонтакте.