92 100 13

Инвестиционный драйвер или причал для элит: для чего нужны марины на Юге

6290
10 минут

В ближайшие годы черноморское побережье России ждет масштабное строительство яхтенных марин, которые должны стать локомотивом развития территорий. В то же время за этими проектами прослеживаются интересы отечественных олигархов

Инвестиционный драйвер или причал для элит: для чего нужны марины на Юге

Компании, близкие к Геннадию Тимченко (слева) и Аркадию Ротенбергу, строят новые марины на Юге//Фото: tek-all.ru
Поделиться
В Азово-Черноморском бассейне России в ближайшие годы планируется создать более 30 марин для развития яхтенного туризма. Марина — это специально оборудованная гавань для катеров, яхт и другого водного транспорта, где можно оставить яхту на некоторое время, а также воспользоваться различными услугами, например, заправиться топливом или отремонтировать какую-либо неисправность.

Яхтенная индустрия в мире зачастую является важным фактором экономического развития разных стран. Так, по данным «Альянс марин девелопмент», в Италии действует 111 марина почти на 40 тыс. мест, в Греции – 241 на 670 тыс. яхт, в Испании – 329 марин на 112 тыс. В соседней с Россией Турции яхтенный туризм считается одним из инструментов укрепления экономики, принося четверть дохода от всей индустрии путешествий, а к 2023 году его вклад составит не менее 14,6 млрд евро.

Марины российского черноморского побережья могут принять до 500 яхт. В Сочи – это созданный к Олимпиаде 1980 года яхт-клуб, а также марины в морском порту и порту «Имеретинский», построенном к зимней Олимпиаде 2014 года. Также на побережье есть небольшие яхт-клубы в Анапе, Геленджике, в Таганроге и Ростове. Однако на таких стоянках нет оборудования для обслуживания современных яхт и необходимой инфраструктуры. При этом Россия занимает второе место в мире по покупке яхт, а россияне оставляют каждый год за рубежом более 200 млн евро за обслуживание и стоянку.

Увлечению яхтингом в России более сотни лет, однако современных марин, отвечающих всем необходимым требованиям, здесь сегодня всего несколько, причем самые современные из них находятся, помимо Сочи, в Москве, Санкт-Петербурге и Новороссийске. Яхтингом в России занимаются 15,7 тыс. человек, 150-200 тыс. россиян брали чартер-лодки за рубежом, приводит данные Ассоциация развития яхтенного туризма и яхтенных марин.

Объекты морского туризма в Сочи.jpg
Поделиться

Объекты морского туризма в Сочи//Фото: инвестиции-строительство.рф

Представители власти уверяют местных жителей в том, что гавани привлекут новые инвестиции и дадут импульс к раскрытию рекреационного потенциала территорий. Между тем, в идее развития яхтинга в России четко прослеживаются интересы элит. Например, компании, строящие марины на Черноморском побережье, связаны с одними из крупнейших российских предпринимателей — Аркадием Ротенбергом и Геннадием Тимченко. Кто будет инвестором строительства других заявленных объектов, пока не ясно.

Кто будет смотреть на город с борта дорогой яхты

Развитию яхтенного туризма в России должна помочь реализация специальной концепции, рассчитанной до 2030 года, которая уже утверждена на уровне Правительства страны и администрации Кубани (распоряжение Правительства РФ от 14.10.2021 г. № 2897-р).

На эту тему
Кто превратит Геленджик в Монако: главные бенефициары нового генплана
Поделиться
В документе центрами яхтенного туризма на юге названы Краснодарский край, Севастополь, Республика Крым и Ростовская область.

В этих регионах, согласно концепции, должна быть создана инфраструктура яхтенных портов, комплексы по оказанию дополнительных услуг.

В Крыму и Краснодарском крае уже стартовала реализация двух новых проектов по строительству марин — в Балаклавской бухте и в Геленджике.

В 2021 году во время декабрьской прямой линии, рассуждая о протестах из-за принятия генеральных планов Геленджика и Анапы, губернатор Краснодарского края Вениамин Кондратьев назвал условие привлечения инвестиций в муниципалитет.

«Город должен хорошо смотреться с борта дорогой яхты. Тогда богатые туристы захотят вложить деньги в город», — отметил глава Кубани.

Эта фраза как нельзя лучше описала настроение властей перед встречей с инвесторами. Сегодня в Краснодарском крае и Крыму уже дан старт двум проектам по строительству гаваней для яхт.

Комплексным развитием Балаклавской бухты, первым этапом которого является строительство марины, занимается ПАО «Мостотрест». Стоимость проекта — 9,4 млрд рублей.

По данным ИАС Seldon.Basis, cовладельцами компании являются шесть организаций. Большая часть уставного капитала, а именно 47%, принадлежит зарегистрированной в 1996 году в Москве НКО АО «НРД», которая, кстати, выиграла генподряд на строительство обхода Аксая в Ростовской области в 2019 году. Структуру связывают с Аркадием Ротенбергом.

В 2021 году выручка компании составила 7,42 млрд рублей, чистая прибыль — 152,57 млн рублей. ПАО «Мостотрест» участвовало в возведении Крымского моста.

Напомним, что ранее г-н Ротенберг заявлял о своих активах на юге России. Так, по его словам, он владеет апарт-отелем на мысе Идокопас, который также известен как «дворец Путина».

Как рассказывал сам Ротенберг в интервью телеграмм-каналу Mash, это не единственный принадлежащий ему «отель» на Юге. Он также владеет «кое-какими объектами в Крыму».

Куда уходят яхты

После начала специальной военной операции России на Украине, яхты ряда российских бизнесменов были арестованы за рубежом. Чтобы не потерять свои суда, их передислоцировали из вод стран Евросоюза и США.

Как сообщал Forbes, чаще всего на «релокацию» российские суперъяхты отправлялись в Турцию. Также безопасными для имущества отечественных миллиардеров считались Дубай, Мальдивские и Сейшельские острова.

На эту тему
Фундамент для бума гостеприимства: инвестиции в туризм на Юге растут многократно
Поделиться
По информации РБК, дальше всех пошел Аркадий Ротенберг. В апреле 2022 года яхта Rahil, которую связывают с г-ном Ротенбергом, направилась из Турции в Сочи.

По данным портала MarineTraffic, ее пунктом назначения был яхтенный порт «Имеретинский» в Сириусе.

Вместо подводных лодок — яхты

Одна из современных яхтенных марин России уже строится в Балаклаве. Согласно проекту, одобренному Главгосэкспертизой РФ, она рассчитана на 600 судов.

По словам заместителя председателя Законодательного собрания Севастополя Татьяны Лобач, первый этап комплексного развития Балаклавской бухты включает в себя реконструкцию Таврической набережной. Сначала здесь будут приведены в порядок все коммуникации: водопровод, электрические сети, газопровод, канализационные и ливневые коллекторы, затем начнется благоустройство территории. Завершить этот этап планируют до 2025 года. После — приступят к работам на набережной Назукина.

Геленджик — новое Монако

Еще одну пристань для яхт строит сегодня в Геленджике АО «Стройтрансгаз». Работы стартовали в первом квартале 2022 года. Стоимость реализации проекта оценивается в 6,5 млрд рублей, из которых 4,5 млрд рублей — федеральные средства, а еще 2 млрд рублей — собственные средства инвесторов.

По данным ИАС Seldon.Basis, среди совладельцев «Стройтрансгаза» — юридические и физические лица. Наибольшая доля в уставном капитале, а именно 88,7%, принадлежит ООО «ОСХ», зарегистрированному в Москве в 2015 году. Обе компании СМИ связывают с Геннадием Тимченко.

Как сообщало РИА Новости, в марте этого года яхта г-на Тимченко «Лена» попала под санкции США. Позже судно арестовали в порту Сан-Ремо, писал РБК.

На юге России Геннадий Тимченко владеет долей в винодельне «Усадьба Дивноморское», которая располагается рядом с не то апар-отелем Ротенберга в селе Дивноморское Краснодарского края.

Совладельцем винодельни, а также морского порта «Геленджик», в котором строится марина, является Владимир Колбин. Его отца Петра Колбина СМИ называют «другом детства и деловым партнером Владимира Путина». Владимир Колбин в этом году попал в санкционный список Великобритании.

Как рассказал директор по развитию марины и порта «Геленджик» Максим Кондратенко, в настоящее время уже построены гидротехнические сооружения порта. Полностью завершить все работы по созданию яхтенной инфраструктуры планируют в 2027 году.

«На территории бухты расположится сама марина, арт-объекты, пассажирский терминал с пунктом пропуска, огромные прогулочные пространства, зоны озеленения, яхт-клуб, совмещенный с театром, а также апарт-отель», — отметил Максим Кондратенко.

В Геленджике построят 315 стояночных мест с возможностью приема суперяхт длиной до 160 метров.

Расширять марину будут в несколько этапов. Ко второй половине 2023 года в бухте создадут до 40 стояночных мест с возможностью приема судов от 15 до 80 м, в 2024 году — расширят марину до 85 мест, а еще через год — обеспечат максимальную вместимость в 315 мест.

Пока это единственный проект, находящийся в активной стадии реализации, но в перспективе — в регионе появятся еще четыре места с развитой яхтенной инфраструктурой.

Как рассказала председатель совета директоров группы компаний «Альянс Марин Девелопмент» Ольга Шебзухова, речь идет о проектах «Каньон «Прохладный», «Южный Риф», «Водопадная» и «Коста-марина» (все в районах Сочи). Продвигает концепты этих проектов ГК «Альянс марин девелопмент», которая специализируется на разработке и реализации объектов яхтинга и искусственных территорий (информация с сайта компании).

Коста-марина в Хосте.jpg
Поделиться

Визуализация Коста-марины в Сочи//Фото: альянсмарин.рф

В целом до 2030 года в Сочи хотят построить 12 марин совокупной стоимостью триллион рублей.

Проблемы и перспективы российского яхтинга

Выступая на форуме СКИФ-2022 в Сочи, Татьяна Лобач рассказала, что идею строительства марины в Балаклавской бухте местные жители приняли не сразу, но чиновникам удалось их переубедить.

«Очень важно было объяснить людям, что создание марины — драйвер роста для территории. Кроме строительства новых очистных сооружений и другой коммунальной инфраструктуры, реализация этого проекта решит транспортную проблему, позволит создать новые рабочие места и привлечь инвесторов, которые будут вкладывать средства не только в свой бизнес, но и в социальные объекты на территории Балаклавы», — отметила Татьяна Лобач.

В частности, в Балаклаве планируют построить большой спортивный комплекс, а также открыть школу капитанов, где можно будет получить соответствующее образование и в будущем претендовать на рабочие места, которые появятся вследствие создания марины.

Все эти вопросы решались в рамках экспертного совета, в который вошли местные жители, предприниматели, депутаты, представители исполнительной власти и специалисты в области яхтинга.

По словам чиновницы, строительство марины даст мощный импульс к развитию туристического потенциала территории. В Балаклаве появятся новые гостиницы, рестораны, места культурного отдыха, будет развиваться круизный и гастротуризм.

Один из проектов по развитию гастротуризма в регионе уже реализован. Речь идет об одном из крупнейших винодельческих хозяйств Крыма «Золотая Балка», виноградники которого занимают площадь более 1,4 тыс. га в Севастопольской винодельческой зоне.

«В будущем планируется привлечение порядка 40 млрд рублей внебюджетных инвестиций за счет строительства туристической инфраструктуры и развития марины», — рассказала Татьяна Лобач.

Как рассказала начальник отдела развития активных видов туризма минкурортов Краснодарского края Анна Рябуха, на Кубани есть перспективы для развития яхтенного туризма, но на сегодняшний день его состояние значительно отстает от развитых стран мира.

«Сегодня в Краснодарском крае спрос на стояночные места для яхт превышает предложение. Большинство объектов яхтенной инфраструктуры в регионе переполнены, а из-за отсутствия свободных мест и достаточной конкуренции многие владельцы судов из других регионов вынуждены хранить их во внутренних водах России и перегонять в другие порты для кратковременного использования», — рассказала Анна Рябуха.

По данным государственной инспекции по маломерным судам МЧС России, на Кубани зарегистрировано более 43 тыс. маломерных судов, значительная часть из которых в сезон используется в прогулочных целях для туристов.

Что же касается объектов яхтенной инфраструктуры, то их на Черноморском побережье Краснодарского края всего десять, причем лишь два из них, расположенных на территории Сочи, соответствуют требованиям современных яхт.

«Остальные относятся скорее к яхт-клубам, и их нельзя назвать полноценными маринами. Таким образом, инфраструктура Краснодарского края способна принять не более 600 судов. На побережье Азовского моря подобные объекты отсутствуют в принципе. Для полноценного функционирования инфраструктуры яхтинга необходим новый подход к реконструкции имеющихся и строительству новых марин, портов-убежищ, причальных комплексов и других объектов», — считает Анна Рябуха.

На эту тему
Почему юг России останется полюсом экономического роста
Поделиться
По ее словам, строительство марин повысит конкурентоспособность не только Черноморского побережья, но и Азовского побережья на международном туристском рынке. Впрочем, в напряженной обстановки, связанной с проведением в районе северо-западного Причерноморья боевых действий, перспективы развития яхтинга, как и туризма в целом в этом районе, пока остаются под вопросом.
0
1
0
0
0
Подпишитесь на каналы «Эксперта Юг», в которых Вам удобнее нас находить и проще общаться: наше сообщество ВКонтакте, каналы в Telegram и на YouTube, наша группа в Одноклассниках .
ссылка1