Иррациональная экономика для стадиона Галицкого

217
4 минуты
Иррациональная экономика для стадиона Галицкого

Открытие в октябре стадиона ФК «Краснодар», построенного основателем клуба и владельцем крупнейшей российской торговой сети «Магнит» Сергеем Галицким, стало знаковым событием для города.

Новый стадион уже назвали самым удобным и продуманным в стране. «Сейчас этот стадион — самый лучший в России. Хоть открылась новая арена у ЦСКА, “Казань-Арена” хороший, спартаковский неплохой, но у “Краснодара” — номер один. И если со стороны он выглядит не так шикарно, то внутри самый продуманный и самый красивый — этот медиэкран, цвета внутри чаши, атмосфера», — эти слова нападающего сборной России Артёма Дзюбы повторяли все спортивные СМИ.

Накануне открытия Сергей Галицкий отвечал на вопросы о стоимости и окупаемости стадиона. «Мы в России должны научиться строить не только для себя, но и для своих детей, — сказал он. — Этот проект, конечно, никогда не окупится. Двадцатью играми в год его не окупить. Но это всё-таки чуть больше, чем стадион — это одна из точек притяжения в городе». Вопросы о деньгах его раздражали, позицию ФИФА, согласно которой футбол — это бизнес, человек, построивший спортивную арену за собственные деньги, не разделяет. Окончательную стоимость проекта он тоже не озвучил. Летом 2016 года в интервью телеканалу «Россия-24» Галицкий заявил, что смета не превысит 20 млрд рублей.

Тем не менее, с точки зрения коммерции стадион продуман до мелочей. Ещё до открытия его генеральный директор Алексей Жуковин на факультете менеджмента в игровых видах спорта бизнес-школы RMA рассказывал о коммерческой стратегии объекта. Стадион рассчитан на 34 291 место, из них 3 197 — VIP-места и ложи. Питание на стадионе обеспечат 28 точек фаст-фуда и 6 ресторанов различной категории комфорта. «Краснодар» обещает, что своими силами накормит всех гостей. Стадион при этом оснащён системой инфракрасного обогрева, что делает его комфортным в любую погоду.

Мультимедийный экран площадью 4700 кв. м и обзорностью 360 градусов, расположенный под куполом по всему периметру трибун, обсуждается не меньше, чем сама арена. В общественных зонах стадиона размещены ещё 512 экранов. «Это уникальная вещь как в российской, так и в мировой практике. Стадион разбит на различные зоны  эксклюзивности, для каждой зоны будет свой контент, — объяснил Алексей Жуковин. — Он может перераспределяться в зависимости от проводимых мероприятий, может в одно и то же время в разных зонах быть разным, что, конечно, создаёт дополнительные возможности в работе со спонсорами и рекламодателями».

«На стадионе нет плохих мест для просмотра. Очень много стадионов, которые мы смотрели, были реализованы для птиц — для просмотра с гугла, с телескопа. Но как только ты подходишь ближе к стадиону, картинка портится. Для нас самым важным было то, чтобы при нахождении на стадионе человек получал такой же эмоциональный заряд, который был бы при просмотре матча вне стадиона», — сказал Сергей Галицкий. Понятно, что это хорошая новость не только для болельщиков, но и для спонсоров.

Сам Галицкий сообщил, что арена будет использоваться только для спортивных мероприятий. При этом директор по развитию ООО «Футбольное агентство», независимый консультант по вопросам управления, эксплуатации и коммерческого использования спортивных сооружений Анатолий Волосов считает «Краснодар» не уступающим даже стадионам «Спартака» и ЦСКА.

Весь комплекс оснащён беспроводным интернетом. По словам Алексея Жуковина, ФК «Краснодар» разрабатывает приложение с двумя видеоканалами и двумя текстовыми каналами, что даст большие возможности для заработка. Предусмотрена система безналичных платежей, система CRM (различные способы покупки билета и прохода на стадион).

«Этот стадион поможет “Краснодару” интенсивнее перетягивать болельщиков у “Кубани”, потому что сейчас всё-таки большинство из них, особенно со стажем, по традиции болеют за “Кубань”. У “Краснодара” армия болельщиков только формируется, — считает спортивный обозреватель Игорь Волков. — Эта арена будет перетягивать болельщиков среднего класса, людей семейных, с детьми, которые ценят не только игру, но и возможность комфортно провести время».

Вблизи стадиона появится парк площадью 21 га, в котором будут расположены летний амфитеатр, английский парк, террасированный и весенний сад, скейт-парк, фонтан-каток, кафе, детская игровая площадка. Уже высажено 179 платанов и 287 лип. Во время матчей киоски с футбольной атрибутикой будут работать именно здесь, а не стадионе. Благоустройство парка планируется закончить в 2017 году.

Алексей Жуковин подчёркивает, что речь идёт о комплексном развитии территории: рядом со стадионом — не только парк, но и Академия футбола ФК «Краснодар», где учатся дети со всего Южного округа.

«Я хочу, чтобы в нашем городе любили футбол. Краснодарцы должны ходить не на топовые клубы, они должны ходить на “Краснодар”. И тут предстоит большая работа. У нас сейчас 12 тысяч детей, и 90 процентов из них не станут футболистами, но они будут любить футбол. Это главная задача», — говорит Сергей Галицкий. 20 октября ФК «Краснодар» сыграл свой первый матч на новом домашнем стадионе с немецким футбольным клубом «Шальке». Все билеты на него были проданы.