Как инвесторы открывали юг России

ЭКСПЕРТ ЮГ «Деловой юг России»
11458
49 минут

Инвесторы открыли для себя юг России в середине 2007 года. С тех пор регионы стали буквально охотиться на инвесторов, потом — на мегапроекты. Вплоть до 2020 года Юг развивался опережающими темпами, но в последние годы начал терять позиции. Мы представляем первый очерк из серии «Деловой юг России 2010-2020»

Как инвесторы открывали юг России

Обложки ежегодного номера "Эксперта Юг" с результатами исследования "Инвестпортфель ЮФО" - традиция началась с 2008 года
Поделиться

Объём инвестиций — ключевой показатель интереса к региону со стороны бизнеса и государства. Инвестиционные проекты создают спрос на рабочие руки и головы, на работы, стройматериалы и оборудование. По итогам реализации инвестпроекта, в идеале, регион получает нового крупного налогоплательщика и работодателя, чью активность можно потом отслеживать по рэнкингам крупнейших компаний.

С 2008 года «Эксперт ЮГ» проводит ежегодные исследования так называемых «реальных» крупнейших инвестпроектов Юга — проектов стоимостью не менее 300 млн рублей, находящихся на определённой стадии реализации. Фактически это исследование инвестиционного портфеля — проектов, которые будут реализованы в ближайшие годы. Это важное дополнение к цифрам Росстата, который не имеет возможности заглядывать вперёд. Ценность исследования в том, что оно позволяет судить о трендах инвестиционного процесса на ближайшие 3–5 лет. В результате мониторинга мы формируем базу реальных проектов стоимостью от 300 млн рублей — изменения размеров этой базы и её структуры показывают нам эволюцию инвестиционного процесса.

Уже первое исследование 2008 года показало, что мы на пороге инвестиционного прорыва. Мы насчитали тогда 301 инвестиционный проект стоимостью около 2,5 трлн рублей. Для сравнения, уровень инвестиций в основной капитал ЮФО на 2005 год составлял всего 240 млрд рублей. Выходило, что в ближайшую пятилетку регион получил все шансы стать округом с самой быстрорастущей экономикой в стране.

Но важно, что объём инвестпортфеля с тех пор только рос. На пике — в 2018 году — он составлял уже 5,3 трлн рублей, хотя по количеству проектов список крупнейших оказался на 15% меньше — 257 проектов. А были времена, когда тенденция к концентрации инвестиций оказывалась ещё более ярко выражена (см. график 1).

График 1. Количество инвестпроектов ЮФО

Количество инвестпроектов.jpg

Поделиться

Динамика инвестиций показывает, что инвесторы после 2020 года в целом смогли быстро адаптироваться к новым реалиям на фоне ковидных ограничений. Причём на юге России сработал фактор повышенного спроса на внутренний туризм. Инвесторы, увидев, что отечественная туристическая отрасль как никогда востребована, ответили на это запуском новых проектов в сфере гостеприимства — прежде всего в Крыму и на Кубани.

Юг России фактически за последние 15 лет пережил несколько этапов роста. Период с 2007 по 2013 год был связан с предолимпийской подготовкой — в этот период Юг получил около 1,5 трлн инвестиций в инфраструктуру, развитие курортной сферы. Затем был взлёт 2016-2019 годов — его драйверами стали строительство инфраструктуры в Крыму (прежде всего моста через Керченский пролив), подготовка к Чемпионату мира по футболу 2018 года. Следующий этап роста пока только намечен — скорее всего, он будет связан с развитием туристической инфраструктуры в связи с колоссальным ростом спроса на внутренний туризм.

Пандемия и санкции — тяжёлые условия для роста

В целом можно говорить, что в 2021 году зафиксирована положительная динамика в сфере инвестиций на юге России как по количеству новых проектов, так и по их стоимости. Напомним, два года подряд не проводились экономические форумы в Сочи и Ялте. В 2022 году РИФ был отменён и в третий раз, хотя программа мероприятий уже была объявлена.

Нужно заметить, что Сочинский инвестиционный форум (позднее — РИФ) сыграл важную роль в развитии региональной экономики. Примерно с 2007 по 2019 год это была одна из главных витрин федерального значения, на которой юг России в целом показывал себя. Сам форум был, по сути, рекламой региона, рассчитанной на аудиторию инвесторов — и эта реклама работала.

РИФ-2017 был рекордно низким по сумме и количеству сделок — около 200 млрд рублей, причём все сделки тогда ушли на Юг. В 2018 году объём соглашений был уже в четыре раза больше, и половина соглашений — южные. В этом году рост не столь большой. По информации организатора форума фонда «Росконгресс», за время работы РИФ-2019 было подписано 567 соглашений и протоколов о намерении на общую сумму 968 млрд рублей — это на 106 млрд рублей больше, чем годом ранее. Динамика основных показателей (см. график 2) показывала, что форум вышел на новый уровень результативности. Потому что средний объём инвестиционного «урожая» до 2017 года — около 300 млрд рублей.

Нужно знать, что 2017 год был последним, когда организацией форума занималась ТПП Краснодарского края; в тот год организаторы совершили сверхусилие — к подписанию были вытащены все возможные соглашения с минимальной критической оценкой их реализуемости. Затем мероприятие передали «Росконгрессу», была кардинально сдвинута его дата. После перезагрузки форум показал средний уровень втрое выше — тем большей потерей стала отмена форума в 2020 и последующие два года. Исчезновение форума позволяет говорить о том, что роль Юга в федеральной экономической повестке сократилась. Конечно, регион очень заинтересован в возобновлении этой традиции.

График 2. Динамика количества соглашений на РИФ

Динамика РИФ.jpg

Поделиться

Главные инвестпроекты юга России

Верхняя часть рейтинга крупнейших инвестпроектов Юга по состоянию на 2021 год выглядит консервативно — там прочно гнездятся проекты, которые стоят не один десяток миллиардов рублей и длятся долгие годы. 

Многолетний лидер рэнкинга — программа комплексного освоения нефтегазовых месторождений Северного Каспия нефтяной компании «ЛУКойл» стоимостью 1,5 трлн рублей до 2045 года. На 2021 год в рамках проекта завершено строительство и введена в промышленную эксплуатацию пятая добывающая скважина на месторождении имени Владимира Филановского.

В 2020 году существенную динамику показал единственный межотраслевой проект рэнкинга — создание и развитие портово-индустриального промпарка ОТЭКО в порту Тамань. Как сообщает kremlin.ru, в октябре 2019 года площадку проекта посетил президент Владимир Путин. Публикация на президентском сайте обозначила новую цифру объёма вложений в проект — это 8 млрд долларов, что по актуальному на момент работы над материалом курсу составляет 496 млрд рублей — ранее проект оценивался в 385 млрд рублей. Что интересно, в 2019 году бельгийский бизнесмен Мишель Литвак, владелец компании-инвестора, получил российское гражданство, так что проект стал чуть более отечественным.

Безусловно, важное событие — завершение строительства моста через Керченский пролив (228,3 млрд рублей). Ещё в мае 2018 года он был открыт для автомобильного движения, а в декабре 2019-го — для железнодорожного. Мост стал крупнейшей постолимпийской стройкой региона, рядом с которой меркнут даже новые стадионы, построенные к чемпионату мира по футболу. А по уровню значимости для экономики Юга они просто несопоставимы. Мост подстёгивал загрузку заказами и развитие южной индустрии стройматериалов, развитие логистики, транспортных артерий. Полноценный запуск моста резко увеличил объёмы грузопассажирского трафика между полуостровом и материком. Пропускная способность этого транспортного перехода впечатляет. Автомобильная часть может пропустить до 40 тысяч автомобилей в сутки, и она вполне востребована — фактический рекорд составляет без малого 36 тысяч и был зафиксирован в августе прошлого года. Железнодорожный мост даёт возможность проезда 47 пар поездов массой до 7,1 тысячи тонн в сутки.

Некоторые проекты-лидеры в последние годы были переоценены. Так, создание кластера производства на базе волгоградского «Химпрома» ранее оценивалось в 465 млрд рублей. Российская корпорация АЕОН (контролируется миллиардером Романом Троценко) совместно с японской «Марубени Корпорейшн» приступила в 2018 году к возрождению химического производства в Волгограде. Весь проект разделён на три этапа, в рамках которых будет построено несколько новых заводов и модернизировано закрытое производство. Общая сумма инвестиций составит 7,5 млрд долларов. Первый же этап — создание производства метанола — оценивается в 1,5 млрд долларов. Пока реалистичнее говорить о вложениях в рамках первого этапа, чем в целом о восьмилетнем проекте. Таким образом, в нынешнем рэнкинге АЕОН занимает 7 место с 114,7 млрд рублей. Потеря — 350 млрд рублей. Нужно подчеркнуть, что, если бы не этот пересчёт, мы бы сейчас говорили о росте инвестпортфеля в 2021 году примерно на 10%.

Среди наиболее крупных новых проектов — новая программа развития Новороссийского морского торгового порта стоимостью свыше 133,2 млрд рублей (основной бенефициар — «Транснефть»). «Транснефть» купила пакет в 50,1% акций ПАО «НМТП» в 2018 году у ГК «Сумма». После этого в СМИ было множество спекуляций по поводу статуса порта, а также обвинений госкомпании в стремлении вывести из актива средства путём выплат дивидендов. Главное обвинение состояло в отсутствии инвестиций и плана развития. И вот в середине прошлого года НМТП представила новую стратегию до 2029 года. Согласно новой программе, 63,3 млрд рублей будут направлены на реконструкцию и модернизацию действующих мощностей, а 45,1 млрд рублей — на реализацию новых проектов. В частности, инвестиции пойдут на расширение контейнерного терминала в порту Новороссийск, строительство терминала минеральных удобрений, универсального перегрузочного комплекса АО «НСРЗ» и терминала растительных масел, сообщала ранее группа НМТП. Прирост мощностей предполагается на 21,8 млн тонн, что примерно на 15% выше, чем нынешний грузооборот группы НМТП.

Другой крупнейший новый проект рэнкинга — строительство комплекса по производству полимеров в Астраханской области стоимостью 110,6 млрд рублей (1,5 млрд долларов). Планируется, что этот крупнейший в стране газохимический комплекс (ГХК) по переработке этана в полимерную продукцию будет создан к 2025 году. Общая производительность комплекса — 650 тысяч тонн поливинилхлорида (ПВХ) и 430 тысяч тонн каустической соды в год. Проект реализует ООО «Каспийская инновационная компания» (КИК) при участии ПАО «Газпром». «Газпром», например, станет поставлять для ГХК сырьё — этановую фракцию, которая будет извлекаться из природного газа на мощностях Астраханского газоперерабатывающего завода (АГПЗ, принадлежит «Газпрому»). Получение этана из природного газа начнётся в регионе впервые. Для этого «Газпром», синхронно со строительством ГХК, проведёт реконструкцию технологических установок АГПЗ. «Проект привязан к сырью, которое будет поставлять “Газпром” — 300 тысяч тонн метана в год», — говорил ранее «Эксперту ЮГ» исполнительный директор КИК Сергей Штепа. Планируемый комплекс будет самым крупным объектом по выпуску такой продукции в России. Срок окупаемости проекта составит не менее 12 лет.

В целом, проанализировав 50 крупнейших инвестпроектов ЮФО на 2021 год, можно сказать, что наиболее крупные проекты заметно выросли в цене. Если год назад на 50 месте в топ-листе размещался проект стоимость в 4,9 млрд рублей, то сейчас проект на этой строчке имеет объём инвестиций более 9 млрд рублей. При этом увеличение стоимости среднего проекта происходит на фоне снижения веса первой десятки, то есть уровня концентрации. На первый дециль проектов год назад приходилось 86% стоимости, в этом году — 82%. Нужно напомнить, что подорожание проектов во многом связано с увеличением цен на строительные материалы. Вероятно, в этом году мы увидим массовый пересмотр стоимости инвестпроектов.

Таблица 1. 50 крупнейших инвестпроектов ЮФО на начало 2022 года

Наименование проекта Компания (холдинг), реализующая проект  Субъект ЮФО Отрасль Краткое описание проекта  Общая необходимая сумма инвестиций, млн рублей Стадия реализации проекта Период реализации проекта, гг.
1 Программа комплексного освоения нефтегазовых месторождений Северного Каспия ООО «ЛУКойл–Нижневолжскнефть» / ОАО «ЛУКойл» Астраханская область Нефтяная и нефтегазовая промышленность Проектом предусмотрены разработка и освоение на шельфе Каспийского моря месторождений им. Ю.Корчагина, им.В.Филановского, Ракушечное, Сарматское, Титонская, Хазри, Южная, Восточно-Ракушечная, Западно-Сарматская; формирование общей транспортной инфраструктуры 1524000,00 Завершено строительство и введена в промышленную эксплуатацию пятая добывающая скважина на месторождении имени Владимира Филановского  2004–2045
2 Создание и развитие портово-индустриального (промышленного) парка ОТЭКО в порту Тамань АО "ОТЭКО" Краснодарский край Межотраслевой В рамках Таманского плана развития, включающего создание двух основных зон - портовой и индустриальной с объектами социальной инфраструктуры, планируется реализация крупных инвестиционных проектов по созданию заводов по производству аммиака, карбамида, метанола, переработке лёгких углеводородов, сои, производству кормов для животноводства, а также высокотехнологичного тепличного комплекса и социальной инфраструктуры 600000,00 Ведётся строительство второй очереди терминала навалочных грузов и реконструкция Таманской базы сжиженных углеводородных газов 2016-2023
3 Строительство нового НПЗ ПАО "НК "Роснефть"" Краснодарский край Нефтяная и нефтегазовая промышленность Строительство на  месте старого НПЗ современного нефтеперерабатывающего производства мощностью 12 млн тонн в год 466000,00 Ведутся работы по плану 2006-2024
4 Комплекс нефтеперерабатывающих производств на базе НЗНП ООО "Юг Энерго" Ростовская область Нефтяная и нефтегазовая промышленность В состав проектируемых объектов войдут установка гидроочистки керосина и дизельного топлива, установки гидрокрекинга, замедленного коксования, производства серы и водорода, а также объекты общезаводского хозяйства
177000,00 Идёт реализация проекта 2019-2029
5 Развитие портовой инфраструктуры в порту Новороссийск ГК "НМТП" ("Транснефть") Краснодарский край Инженерно-транспортная инфраструктура Проектом планируется дальнейшее увеличение объёмов перевалки широкой номенклатуры грузов и строительство специализированных терминалов 133200,00 Ведутся работы по плану 2020- 2029
6 Строительство горно-обогатительного комбината по добыче и обогащению калийных солей мощностью 2,3 млн тонн в год (Гремячинский ГОК)
ООО "ЕвроХим-ВолгаКалий" Волгоградская область Химическая промышленность Производство KCL в объёме 2,3 млн тонн в год 131437,78 Строительство объектов обогатительной фабрики находится на завершающей стадии. Будущий комбинат будет состоять из порядка 30 зданий производственного и хозяйственного назначения, соединённых сетями технологических трубопроводов, водо- и газопроводами и конвейерными галереями. Степень готовности поверхностного комплекса характеризуется как высокая.
Проведены работы по  комплексному опробованию технологического процесса производства хлористого калия на одной технологической линии. Ведутся работы по строительству главных направлений и околоствольного двора рудника 
2005-2024
7 Создание химического кластера в Волгограде, включая строительство  завода по производству метанола "АЕОН Корпорейшн" Волгоградская область Химическая промышленность Плановая мощность метанолового завода в Волгограде составит 1,5 млн тонн в год. На площадке «Химпрома» будет построено ещё производство полиэтилена и полипропилена, а также производство ферросилиция 114720,00 Завершена стадия фит-проектирования, которое выполнила компания "Мицубиши хэви индастри инжиниринг" 2019-2024
8 Строительство комплекса по производству полимеров в Астраханской области ООО "Каспийская инновационная компания" Астраханская область Нефтяная и нефтегазовая промышленность Производство 420 тысяч тонн каустической соды и 650 тысяч тонн поливинилхлорида в год. Проект по строительству расчитан на 5 лет. Выручка при таком объёме реализации ожидается в размере 48 млрд рублей в год 110674,54 Разработано ТЭО, ведутся предпроектные работы. Заключён предварительный договор поставки с ПАО "Газпром" 2020-2025
9 Модернизация нефтеперерабатывающего завода ООО "Афипский НПЗ" ООО "Афипский НПЗ" Краснодарский край Нефтяная и нефтегазовая промышленность Основными элементами программы модернизации является завершение строительства новой установки вакуумной
перегонки мазута и висбрекинга гудрона, а также строительство новой установки гидроочистки дизельного топлива.

 Афипский нефтеперерабатывающий завод (находится в управлении у АО "ФортеИнвест", входит в группу "САФМАР" Михаила Гуцериева) приступил к активной фазе строительства комплекса гидрокрекинга - основного объекта программы модернизации, сообщает пресс-служба компании.

Работы на площадке под новое производство стартовали несколько лет назад. В течение 2018 года на объект поступало технологическое оборудование, однако ввиду финансовых сложностей Афипский НПЗ "притормозил" проект, который первоначально планировалось закончить в 2020 году.

Теперь СМР планируется завершить к третьему кварталу 2022 года. К этому периоду будут построены основные объекты, входящие в состав комплекса: установка гидрокрекинга, объекты заводского хозяйства, установка производства водорода, установка производства серы. Мощность комплекса по сырью ранее заявлялась на уровне 2,5 млн тонн.

Первыми будут проведены строительно-монтажные работы по возведению установок гидрокрекинга и производства водорода, в конце 2019 года планируется приступить к проекту строительства установки производства серы, а в первом полугодии следующего года начнется возведение новых объектов ОЗХ.
95900,00 Ведутся строительные работы 2019-2022
10 Строительство обхода Аксая — четырёхполосной дороги протяжённостью 35,5 км и более 4,4 км мостовых сооружений ГК «Автодор» Ростовская область Инженерно-транспортная инфраструктура   77400,00   2018-2022
11 Расширение производств №3,6 по переработке газового конденсата на Астраханском ГПЗ ПАО «Газпром» Астраханская область Нефтяная и нефтегазовая промышленность Ввод объекта позволит обеспечить гарантированную переработку газового конденсата и ШФЛУ в количестве, исходя из приёма на переработку 12 млрд куб. м/год газа, увеличение глубины переработки сырья, повышение качества и экологических характеристик товарной продукции 74730,90 Проект реализуется.Окончание строительства и ввод в эксплуатацию после реконструкции установок гидроочистки дизельной фракции и концентрирования водорода запланировано на 2017 год. 2003-2021
12 Модернизация ООО "Славянск ЭКО" ООО "Славянск ЭКО" Краснодарский край Нефтяная и нефтегазовая промышленность Реконструкция установки первичной переработки нефти АТ-5 и вакуумной установки ВТ-1 с
увеличением суммарной производительности по перерабатываемой нефти до 4 млн тонн/год. В дальнейшем планируется увеличение мощности до 6500 млн тонн/год за счёт строительства атмосферно-вакуумной установки АВТ-4
Строительство комплекса позволит увеличить производство автомобильных бензинов АИ-92,
АИ-95 на 10% и дизельного топлива с ультранизким содержанием серы
65000,00 Проведение землеустроительных работ 2019-2025
13 Модернизация коммунальной инфраструктуры Волгограда, повышение качества и надёжности холодного водоснабжения и водоотведения в рамках концессионного соглашения ООО "Концессии водоснабжения" Волгоградская область ЖКХ Цель проекта - модернизация коммунальной инфраструктуры Волгограда, повышение качества и надёжности холодного водоснабжения и водоотведения жителей Волгограда на основе концессионной модели государственно-частного партнёрства и с привлечением средств негосударственных пенсионных фондов. Основные направления; перекладка сетей водоснабжения и водоотведения (2015-2018гг. - 191 км.); реконструкция насосных станций (20152018 гг. - 83 ед ); внедрение системы телеметрии (на 111 насосных станций); реконструкция очистных сооружений на о.Гоподный; ликвидация сброса неочищенных сточных вод; строительство канализационного коллектора "Раэгуляевский", выполнено строительство очистных сооружений посёлка Аэропорт производительность 1500 мЗ/сут,, выполнено строительство канализационного коллектора от п. Гумрак до канализационного коллектора Ду800 по ул. Авторемонтная в Дзержинском районе г. Волгограда, протяженностью 15 км., обновление лабораторного комплекса и другие мероприятия 58029,30 Проект находится на стадии реализации. В июпе 2015 года компания получила статус гарантирующего поставщика в сфере водоснабжения и водоотведения на территории Волгограда. В настоящее время выполняются все основные запланированные мероприятия инвестиционной программы и концессионного соглашения 2015-2044
14 Создание современного комплекса производства моторных топлив на Ильском НПЗ ООО "Ильский НПЗ" ( ООО «Кубанская нефтегазовая компания») Краснодарский край Нефтяная и нефтегазовая промышленность Программа развития предполагает увеличение общего объёма переработки нефти с 3 до 6,6 млн тонн, строительство установки первичной перегонки АТ-6, строительство комплекса по производству автобензинов и ароматических углеводородов, комплекса производства дизельного топлива, а также строительство установок глубокой переработки нефти.
В настоящее время завод перерабатывает малосернистую нефть с содержанием серы до 0,6% масс. В результате реализации проекта завод сможет перерабатывать нефть с содержанием серы до 1,8% масс
57251,52 Ведутся строительные работы 2018-2022
15 Комплексная замена гидротурбин и гидрогенераторов Волжской ГЭС ПАО "Федеральная гидрогенерирующая компания РусГидро" Волгоградская область Энергетика Целью проекта является обеспечение надёжной работы гидроагрегатов Волжской ГЭС, повышение эффективности использования гидропотенциала р.Волга в створе Волжского гидроузла 51142,94 На сегодняшний день модернизировано 10 синхронных генераторов к гидравлическим турбинам и 6 поворотнолопастных гидравлических турбин  2011-2027
16 Строительство "Ударной ТЭС"мощностью 500 МВт ООО "ВО "Технопромэкспорт" (госкорпорация "Ростех") Краснодарский край Энергетика Строительство тепловой электростанции мощностью 500 МВт, работа которой направлена на уменьшение энергодефицита в Краснодарском крае и поддержание стабильной работы энергосистемы Крымского полуострова 51108,00 Ведутся строительные работы 2019-2023
17 Комплексная программа строительства и реконструкции объектов водоснабжения и водоотведения г. Ростова-на-Дону и юго-запада области АО "Ростовводоканал Ростовская область ЖКХ Развитие инфраструктуры водоснабжения и водоотведения г. Ростова-на-Дону и юго-запада Ростовской области, повышение качества услуг по водоснабжению и водоотведению, снижение негативного воздействия на р. Дон, Азовское и Чёрное моря 37125,45 Имеется бизнес-план, ТЭО I и II этапов проекта
Из 33 компонентов I этапа завершено 31.
Из 24 компонентов II этапа завершено 11.
Реализация III этапа не начата.
2004-2040
18 Строительство курортного комплекса "Мойнаки"  ООО Славянский дом» и ООО «Симферопольская девелоперская компания» Республика Крым и г. Севастополь Туризм  Проект предполагает строительство современного курортно-рекреационного комплекса с амбулаториями, детскими садами, школой, благоустроенной набережной.Планируется построить более 400 тысяч кв.м жилья, гостиниц, апартаментов 37000,00   2021-2029
19 Строительство всесезонного горного экокурорта «Лагонаки» ООО "Резорт инвестмент" Республика Адыгея Туризм  Строительство всесезонного горного экокурорта «Лагонаки» 35000,00   2021-2027
20 Инвестпрограмма «Ростсельмаш» (тракторный завод, дорожная и коммунальная техника, разработка и выпуск 48 новых моделей и модификаций самоходной техники, навесного и прицепного оборудования, организация производства трансмиссий и мостов для тракторной и дорожной техники, строительство окрасочного комплекса, расширение логистического комплекса компании) ГК «Ростсельмаш» Ростовская область Машиностроение Запуск высокотехничных производств 31000,00   2019-2025
21 Строительство производственного комплекса по глубокой переработке зерна ООО «ДонБиоТех»   Ростовская область АПК и пищевая промышленность Строительство производственного комплекса по глубокой переработке зерна, производству комбикормов, глютена и аминокислот  мощностью 250 тысяч тонн зерна в год 30974,10 Завершающий этап строительства 2013-2024
22 Строительство Багаевского гидроузла  «Стройтрансгаз» Ростовская область Инженерно-транспортная инфраструктура Инвестпроект по строительству Багаевского гидроузла на Дону включён в подпрограмму «Внутренний водный транспорт» ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010–2020 годы)» 28000,00 Проект планируется к реализации в 2018 году.
В качестве застройщика определено ФБУ «Азово-Донская бассейновая администрация». В настоящее время ведутся различные подготовительные работы — инженерные и геологические изыскания, экономические и экологические
2016–2024
23 Строительство курортного многофункционального комплекса гостиниц "Лучи"  ООО "СЗ "Лучи", ООО "Рашэн Мэнэджмэнт Хотел Кампани" Краснодарский край Туризм Многофункциональный комплекс гостиниц с общим номерным фондом до 6,5 тысячи 25000,00 Подготовка документации по планировке территории 2021— 2025
24 Развитие международного аэропорта «Симферополь» ООО «Международный аэропорт «Симферополь» Республика Крым и г. Севастополь Инженерно-транспортная инфраструктура Развитие международного аэропорта «Симферополь» 22761,70   2016-2022
25 Развитие аэропорта Краснодара (Пашковский), включая строительство аэровокзала и объектов аэропортовой инфраструктуры АО "Международный аэропорт "Краснодар" Краснодарский край Инженерно-транспортная инфраструктура Строительство нового аэровокзала, привокзальной площади, грузового и ВИП терминалов, пешеходной галереи, краткосрочных и долгосрочных парковок, реконструкция существующей инженерной инфраструктуры, а также объектов перспективного развития аэропорта 22304,00 Прохождение государственной экспертизы проектной документации. Получены технические условия от ресурсоснабжающих организаций. Завершено проектирование аэропортовых и аэродромных объектов 2018-2023
26 Строительство цементного завода "Горный" мощностью 3,5 млн тонн цемента в год ЗАО "Новороссийский цементный завод "Горный" Краснодарский край Промышленность стройматериалов Строительство цементного завода "Горный" мощностью 3,5 млн тонн цемента в год 22190,00 Ведутся подготовительные работы и строительство карьера 2017-2023
27 Строительство сахарного завода в Целинском районе Ростовской области мощностью переработки сахарной свёклы 12 тысяч тонн в сутки АО «Международная сахарная корпорация» Ростовская область АПК и пищевая промышленность   21222,00   2023
28 Строительство гостиницы "Приморская" ООО "Приморская" Краснодарский край Туризм Восстановление гостиницы 21000,00 Ведутся работы по внесению изменений в градостроительную документацию 2021— 2024
29 Модернизация и расширение производства ООО «ЕвроХим-БМУ» АО «Минерально-химическая компания «ЕвроХим» Краснодарский край Химическая промышленность Реконструкция сернокислотного цеха, строительство цеха по производству комплексных водорастворимых удобрений, строительство цеха по производству экстракционной фосфорной кислоты, строительство цеха по производству азотно-фосфорных удобрений 20004,00 Приобретено оборудование, пилотные испытания на смеси, проведён аудит цеха. Планируется заключение базового проекта на реконструкцию цеха с увеличением мощности с 300 до 420 тонн  в год 2016-2022
30 Производство биопротеина с использованием природного газа ООО "Протелюкс Лотос" Астраханская область Химическая промышленность Целью проекта является создание энерготехнологического комплекса для производства кормовых белково-витаминных концентратов (БВК) на основе биомассы микробного белка, получаемого при переработке природного газа с применением бактерий, выделенных из природных источников.
При выходе на производственную мощность ежеквартальный объём производства составит до 25 тысяч тонн, а ежегодный - до 100 тысячи тонн био-протеина.
19294,23 Предпроектные работы 2017-2022
31  Строительство солнечных электростанций «Авелар солар технолоджи»  (ГК «Хэвел») Республика Калмыкия Энергетика Строительство сетевых солнечных электростанций и поставка автономных гибридных электроустановок для электроснабжения 17257,90 Заключены договора аренды земельных участков, проведена археологическая разведка 2018-2022
32 Гостиничный комплекс "Поляна Пик" ООО "СЗ "МЕГАСТРОЙ" (AVA Group) Краснодарский край Туризм   14500,00 Ведётся строительство объектов 2021— 2025
33 Строительство и реконструкция торгового центра «Мега Адыгея» ООО «ИКЕА Сентерс Рус Проперти А» Республика Адыгея Коммерческая недвижимость Строительство многофункционального  семейного торгово-развлекательного центра "Мега" (2 очередь) 14087,80 Идёт вторая очередь строительства 2018-2024
34 Реконструкция Краснодарской ТЭЦ ПАО "ЛУКойл" Краснодарский край Энергетика Установка 2 ГТУ-16 (Т) на 32 МВт и 2 ГТ-15 (Т) на 30 МВТ (в соответствии с программой развития энергетики России до 2035 года). По имеющимся данным, проект предусматривает комплексную замену паровых турбин и котельного оборудования. Он позволит снизить удельный расход топлива при производстве электроэнергии на кубанской станции более чем на 30 г/кВт·ч и сократить выбросы СО2 на 155 тысяч тонн в год 13000,00 Получен кредит Альфа-Банка. Финансирование предназначено для модернизации блоков 1-3 2021-2025
35 Строительство вертолётного кластера в Батайске ПАО «Роствертол» Ростовская область Машиностроение Проект предусматривает создание вертолётного кластера на базе бывшего военного аэродрома Батайска на левом берегу Дона. Предполагается, что там расположатся лётно-испытательная станция, сборочное производство машин модификаций Ми-28, Ми-35, Ми-26 и центр компетенции по производству лопастей и других изделий из композитных материалов
12638,10 Проект планируется к реализации.Разработана рабочая документация по строительству объектов. Срок реализации - до 2018 г.
2015-2024
36 Строительство тепличного комплекса ООО "Тепличный комплекс "Зеленая линия" Краснодарский край АПК и пищевая промышленность Увеличение производственных мощностей до 38,4 тысячи тонн томатов в год 12600,00 Завершено строительство 1 очереди проекта 2017— 2023
37 Строительство многофункционального комплекса Mantera seaview residence ООО "Специализированный Застройщик "Сочи-Парк Пять Плюс" Краснодарский край Туризм Создание отеля категории "5 звёзд" на 400 номеров, 319 резиденций 12500,00 Ведется строительство объектов 2020— 2024
38 Комплекс береговой и морской инфраструктуры в морском порту Геленджик и многофункциональный рекреационный комплекс "Геленджик Марина" ООО "Морской порт Геленджик" (банк
«Россия», банк ВТБ)
Краснодарский край Туризм Реконструкция грузового порта, строительство яхт-клуба с яхтенной мариной на 200 мест и
гостинично-развлекательной зоны, включающей гостиничный комплекс на 157 номеров, торгово- развлекательный комплекс с концертно- выставочным комплексом на 1050 мест и конференц-залом на 200 мест, SPA-комплекс с фитнес-центром, ресторан, автостоянки, клубный пляж
12440,00 Завершены работы по устройству Южного мола. Ведутся строительные работы Северного мола 2018-2023
39 Создание федерального оптово-распределительного центра ООО «РусАгроМаркет-Ростов-на-Дону»  Ростовская область Инженерно-транспортная инфраструктура Создание федеральной сети оптово-распределительных центров, единой федеральной платформы для эффективной организации доработки, фасовки, хранения, транспортировки и реализации сельскохозяйственной продукции, надлежащего фитосанитарного и ветеринарного контроля, эффективного межрегионального перераспределения сельхозпродукции, а также таможенного обслуживания внешнеторговых потоков продовольствия
Проект включен в приоритетный перечень «100 Губернаторских инвестиционных проектов».
12000,00 Разработана проектная документация стадии «Концепция».
Ведется разработка проектной документации стадии «Проект».
Срок выполнения работ по разработке проектной документации стадии «Проект» – I квартал 2019 года.
Ориентировочный срок получения положительного заключения госэкспертизы – II квартал 2019.
Ориентировочный срок выхода на строительную площадку – II квартал 2019,
ввод в эксплуатацию I очереди ОРЦ – 2021 год.
В ноябре 2017 года в состав учредителей включен Внешэкономбанк. Для финансирования проекта успешно пройден инвестиционный комитет и подписано кредитное соглашение с АО «Федеральный центр проектного финансирования», входящего в группу ВЭБ, на проведение подготовительных работ.
С 04.09.2018 инвестор приступил к освоению средств по договору целевого займа, заключенного с ОАО «Федеральный центр проектного финансирования» (ОАО «ФЦПФ»). Сумма средств, предусмотренная указанным договором для реализации проекта в Ростовской области, составляет                95,7 млн рублей. Средства будут направлены на завершение разработки проектной документации, а также на проведение работ, выполнение которых необходимо для выхода проекта на строительную площадку в запланированный срок
2015-2023
40 Создание бальнеологического курорта "Кремниевы термы", ООО "Бальнеологический курорт" Краснодарский край Туризм Создание и развитие структуры туристического кластера на 1 тысячу номеров 12000,00 Разработка проектной документации 2021— 2030
41 Концессионное соглашение в отношении систем коммунальной инфраструктуры Геленджика ООО "Концессии водоснабжения - Геленджик" Краснодарский край ЖКХ Реконструкция, модернизация и строительство объектов централизованных систем водоснабжения и водоотведения 12000,00 Ведётся строительство объектов 2018— 2048
42 Модернизация трамвайной сети Таганрога  "Синара-ГТР" Ростовская область Инженерно-транспортная инфраструктура   11800,00   2021-2022
43 Строительство ветроэлектростанции «Азовская ВЭС» в Ростовской области установленной мощностью 90,09 МВт, включая строительство воздушной линии 110 кВ ПАО "Энел Россия" в лице дочерней компании ООО "Энел рус винд Азов" Ростовская область Энергетика В 2017 году ПАО «Энел Россия» в результате победы в тендере инвестиционных проектов на основе возобновляемых источников энергии получило право на строительство объекта ветрогенерации установленной мощностью 90,09 МВт на территории Азовского района Ростовской области. Реализацию проекта осуществляет 100% дочерняя компания - ООО «Энел рус винд Азов". Проект включает следующие стадии: проектирование, поставка и монтаж оборудования, строительство, ввод и дальнейшая эксплуатация ветроэлектростанции установленной электрической мощностью 90,09 МВт (включая строительство воздушной линии электропередач 110 кВ, соединяющей ветроэлектростанцию с единой энергосистемой России).
Создаваемая ветроэлектростанция будет обладать следующими характеристиками: 1. Количество ветроэнергетических установок – 26 единиц. 2. Установленная мощность – 90,09 МВт; 3. Годовой объём вырабатываемой электроэнергии – 320 ГВт*час
11050,00  Проект вступил в активную фазу реализации в 2018 году. Заключены все основные соглашения с поставщиками и подрядчиками. Проведен полный комплекс инжиниринговых исследований на строительной площадке. Завершается подготовка проектной документации для прохождения государственной экспертизы и получения разрешения на строительство. В ноябре 2018 года начаты предварительные подготовительные работы на площадке строительства ветропарка. Ввод в эксплуатацию запланирован на декабрь 2020 года. 2018-2021
44 Производство микробного белка ООО «ГБС-Лотос» Астраханская область АПК и пищевая промышленность Планируется выпуск двух разных продуктов на основе одной технологической цепочки: 1. Кормовая белково-витаминная добавка для обогащения кормов сельскохозяйственных животных, рыбы и аквакультуры выпускается под торговой маркой DreamFeedтм и представляет собой микробную биомассу с высоким, не менее 70%, содержанием белка, предназначенную для кормовой индустрии, на основе штамма ГБС-15тм с равными или превосходящими характеристиками по сравнению с кормовыми белками растительного и животного происхождения.
2. Белковый концентрат для пищевой промышленности выпускается под торговой маркой DreamFoodтм. Представляет собой гидролизат микробного белка, произведённого из биомассы на основе штамма ГБС-15тм. По сути является продуктом глубокой переработки микробной биомассы: продукт содержит не менее 88% белка. Имеет функциональные свойства: высокая растворимость и пенообразование, хорошие жироэмульгирующие свойства, нейтральный цвет. По аминокислотному профилю продукт близок к высококачественным животным белкам (молочному, сывороточному, яичному). Производство не зависит от погодных условий. Продукт проходит испытания в Институте питания РАН РФ
10383,00 Предпроектные работы 2021-2025
45 Строительство складского комплекса  ООО «Проект-девелопмент» (PNK Group) Ростовская область Инженерно-транспортная инфраструктура На территории парка могут быть построены промышленные объекты общей площадью 470 тысяч кв. м. Индустриальный парк находится рядом с федеральной трассой М4 «Дон», в 7 км от Ростова-на-Дону и в 20 км от аэропорта "Платов" 10000,00   2014-2023
46 Комплексное благоустройство набережной и пляжа "Кавказской Ривьеры" в Сочи ООО "Метрополис" Краснодарский край Туризм  Комплексное благоустройство набережной и пляжа "Кавказской Ривьеры", включая возведение моста через реку Сочи 10000,00 Ведутся проектные работы по третьему этапу 2020— 2025
47 Строительство шахты "Садкинская-Восточная" ООО "Южная угольная компания" Ростовская область Угольная промышленность   9900,00   2008-2024
48 Создание многофункционального спортивно-оздоровительного комплекса ООО «Эколого-туристический центр в Парковом» Республика Крым и г. Севастополь Туризм Многофункциональный спортивно-оздоровительный комплекс на базе земельных участков ориентировочной общей площадью 33,49 гектара 9792,10   2017-2023
49 Развитие и цифровизации производства, а также разработка новых проектов ПК «НЭВЗ» ООО "ПК "НЭВЗ"" (ЗАО "Трансмашхолдинг" Ростовская область Машиностроение Создание современного отечественного пассажирского электровоза двойного питания с асинхронным тяговым электроприводом и скоростью движения до 200 (160) км/час 9786,02 В настоящее время проект находится на этапе выпуска установочной серии 2007-2025
50 Модернизация объектов морского терминала АО КТК-Р АО "Каспийский трубопроводный консорциум-Р" Краснодарский край Инженерно-транспортная инфраструктура Для возможности приёма и транспортировки заявленных грузоотправителями пиковых часовых объёмов нефти 9245,00 Проектирование, закупка оборудования, строительно-монтажные работы 2021— 2024

Как просыпался интерес к инвестициям на юге России

В это сложно поверить, но десять лет назад идея инвестировать в экономику юга России не была такой уж привлекательной. Однако нужно признать главное — традиционно отстающий от России регион в прошедшее десятилетие во многом благодаря Олимпиаде обрёл динамику опережающего роста. И он вполне может её сохранить.

Неиспользуемый потенциал юга России пятнадцать лет назад был у всех на устах. «По величине неиспользованного ресурса юг России до недавнего времени считался одним из лидеров в стране», — признавался председатель совета директоров КБ «Центр-инвест» Василий Высоков.

Эта проблема актуальна и сегодня. Но на тот момент речь шла о фундаментальной проблеме: регионы не только не боролись за инвестиции — они часто негласно работали на то, чтобы не пускать чужаков. Юг России представлял собой лоскутное одеяло, состоящее из территорий, в каждой из которых действовали в существенной степени свои законы развития бизнеса. Неограниченная самостоятельность территорий в 90-е годы, основывавшаяся не столько на наделении субъектов федерации реальными полномочиями, сколько на ослаблении федерального центра, создала условия для проведения регионами закрытой экономической политики. Среди барьеров, препятствующих привлечению инвестиций, едва ли не первое место занимают определённые социальные и экономические уклады, в которых бизнес всегда негласно делится на своих и чужих — и их возможности по развитию в зависимости от места могут отличаться кардинально. Наследие девяностых выглядело примерно так: машины производителя молока из одного региона на границе с другим задерживала дорожная милиция. Документы проверяли по несколько часов — за это время бочковое молоко успевало испортиться.

В регионе первой бороться за инвестиции начала Кубань, и первые пять лет у неё почти не было конкурентов. Но кардинально ситуацию переломила федеральная власть, которая взяла в союзники крупный национальный бизнес. Появление в 2007 году проекта олимпийского строительства сильно ускорило этот процесс. Результаты можно оценить грубо. На отрезке 2005–2019 годов ВВП России увеличился в 5,27 раза (данные не очищены от инфляции), а ВРП юга России (ЮФО плюс СКФО) — в 6,5 раза. Доля макрорегиона в ВВП страны за этот срок увеличилась с 7,2 до 9,4%. Такое же опережение мы в этот период находим в объёмах привлекаемых инвестиций, в темпах роста крупного бизнеса. Для региона, традиционно отстающего от среднероссийского уровня по базовым показателям ВРП на душу населения, опережающие темпы роста — не каприз, а необходимость.

Начался период борьбы регионов за инвестиции. Эту «войну» развязал Краснодарский край с новым на тот момент губернатором Александром Ткачёвым. На вызов первой ответила Ростовская, затем Волгоградская область.

«Удержание территории было всегда важным фактором, поскольку любому губернатору или главе, которые до последнего времени находились в тесной связи с собственным бизнесом, служившим главным источником обогащения, было не совсем приятно, когда приходил кто-то, с кем нужно играть по правилам, — рассказывал ещё в 2007 году “Эксперту ЮГ” председатель правления Национального агентства прямых инвестиций (НАПИ) Игорь Вдовин. — Сейчас ситуация меняется. Главное — коренным образом изменилось отношение глав регионов к тому процессу, который связан с развитием территорий и привлечением инвестиций. Нет сегодня ни одного губернатора в Южном округе, который бы этому сопротивлялся».

Федеральный центр стал играть определяющую роль в формировании экономического пространства юга России сравнительно недавно. В 2006 году, когда международный инвестиционный форум в Сочи ещё носил скромное название «Кубань», президент Владимир Путин как раз и попросил представителей крупного бизнеса «присмотреться» к югу России. Рассказывают, что за особое внимание президента ЮФО может благодарить тогдашнего полпреда Дмитрия Козака. Однако именно обращение Путина к крупному бизнесу оказалось для полпредства командой активно включиться в процесс привлечения инвестиций на территорию округа. Дмитрий Козак инициировал создание регионального координационного совета Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП), сам стал проводить заседания совета, куда приглашался бизнес-бомонд Юга. В процесс с подачи Козака включился и глава РСПП Александр Шохин, который в свою очередь привлёк НАПИ, специализирующееся на разработке стратегий для отдельных территорий, а также на выстраивании схем финансирования для инвестпроектов. НАПИ же начало процесс создания в субъектах Юга специализированных агентств по привлечению инвестиций, хотя и не везде такие структуры оказались одинаково полезны. Региональный координационный совет РСПП возглавил Дмитрий Пумпянский, председатель совета директоров и собственник ЗАО «Трубная металлургическая компания», которой на юге России принадлежат завод «Тагмет» и Волжский трубный.

С этой площадки призыв заниматься инвестициями на территории округа стал звучать со всей определённостью. Власти были уже сами готовы предлагать проекты для инвестирования. Одним из первых результатов деятельности новой структуры стал проект по развитию туристско-рекреационного комплекса «Архыз» в Карачаево-Черкесии общей стоимостью 28 млрд рублей. За проект взялась подконтрольная Пумпянскому группа «Синара». Через год после памятного форума Игорь Вдовин оценил портфель заявленных на Юге инвестиций в 312 млрд рублей.

Заявляя, что особенностью Южного округа является наличие в его экономике «свободных ниш», Дмитрий Козак фактически призывал крупный бизнес выполнить особую миссию: скрепить экономику Южного округа, включавшего на тот момент и республики Северного Кавказа, сваями крупных проектов. Миллиардные проекты, реализованные в республиках, где дела с привлечением инвестиций обстоят довольно грустно, благодаря мультипликативному эффекту могут коренным образом изменить там бизнес-среду, повлияв заодно на формы и качество работы местной администрации с инвестором как таковым.

«Я считаю, что очень своевременно президентом и руководством Южного федерального округа был поставлен вопрос о том, что крупный бизнес должен прийти в регион — особенно на территорию республик Северного Кавказа, где наиболее тяжёлое экономическое положение, — заявлял тогда “Эксперту ЮГ” Дмитрий Пумпянский. — Это правильно, поскольку крупный бизнес несёт с собой высокий уровень корпоративной культуры, финансовый потенциал и ноу-хау — всё это позволяет ему реализовывать те проекты, которые не может взять на себя малый бизнес. Стальной хребет экономики, на котором потом нарастёт мясо, должен сформировать именно крупный бизнес. Любой крупный инвестиционный проект, реализованный на той или иной территории, порождает вокруг себя массу бизнес-деятельности, в которой задействованы все активные участники».

«Год назад мы, честно говоря, испытывали некоторые сомнения по поводу готовности бизнеса участвовать в проектах на юге России, поскольку многие боялись того, что власть попросит вложиться в тяжёлые проекты, которые могут сулить убытки, — признавался Александр Шохин в 2007 году. — Но за прошедший год удалось убедить власть и бизнес в том, что работать надо на чисто коммерческих условиях».

Уже в 2007 году Дмитрий Козак переместился в кресло главы только что созданного Министерства регионального развития. Он оставил после себя Стратегию социально-экономического развития ЮФО на период до 2020 года. Ни до, ни после ЮФО не имел общей стратегии. Это была одна из первых в России попыток разработать стратегию развития макротерритории. Причём это был живой документ, работа над которым не только велась совместно с крупным бизнесом — сама работа над стратегией им и финансировалась, поскольку заказчик — южное полпредство — не имел такой статьи в своих расходах. Главное, что делал этот документ — координировал планы федерального бюджета по развитию инфраструктуры и бизнеса, который заявил проекты на юге страны. В проектную часть документа вошло около 60 проектов, многие которые реализуются до сих пор.

Олимпийская подготовка и фундамент для развития Юга

Олимпийская подготовка, стартовавшая летом 2007 года, стала этапом своеобразной заливки фундамента для дальнейшего развития юга России. В создании этого фундамента активно участвовало государство. Среди проектов выделялся мощный блок «Олимпстроя» и развития транспортной инфраструктуры. Так, организация скоростного пассажирского движения на направлении «Центр — Юг» была рассчитана на 280 млрд рублей. Строительство и реконструкция автомобильной дороги М-27 «Джубга—Сочи» предполагали расходование 266,1 млрд рублей. Это были фантастические для бедного Юга суммы. Вложения в инфраструктурные проекты, которые планировалось реализовывать средствами госкомпаний, в сумме приближались к половине суммарной стоимости инвестпроектов. Это довольно большая цена, которую государство решилось платить за реализацию олимпийских планов. А точнее, Олимпиада-2014 стала поводом привести в относительный порядок инфраструктуру маленького по сравнению с остальной страной Юга.

В 2010 году, в разгар первой волны кризиса, смещение инвестиционной и общей экономической активности на Юг стало значимым федеральным трендом. В том году он оказался подчёркнут и засухой в стране, тогда как в южной России, где урожаи традиционно убираются раньше, селяне успели до наступления невиданной жары собрать рекордные урожаи.

В 2009 году экономика в стране падала по всем параметрам. В целом по России объём инвестиций в основной капитал, по данным Росстата, сократился на 9,7%. При этом темп падения на Юге был равен всего 2,2%, в то время как в Центральном округе снижение составило почти 18%, в Северо-Западном — 12,4%. В результате в 2009 году по совокупному объёму инвестиций юг России поднялся с пятого место на четвёртое, обогнав не только Сибирский округ, но и традиционно более благополучный Северо-Западный. Как ни странно, но главным выводом исследования крупнейших реальных инвестпроектов юга России в том году стала обретённая стабильность — с одной стороны, было ясно, что те проекты, которые ранее фигурировали лишь как планируемые, действительно реализуются, с другой — инвестпортфель не только не посыпался во время кризиса, но и прирос. Хотя от намывного острова «Федерация» около Сочи стоимостью 200 млрд рублей, заявленного частной группой «М-Индустрия», пришлось отказаться. Как и от города-курорта «Новомихайловский посад» стоимостью 5 млрд долларов, который планировала построить инвесткомпания «Регнум».

В 2007 году и в первой половине 2008 года юг России проходил стадию генерации инвестпроектов. Тогда идеи быстро находили инвесторов и обретали статус реальных. В конце 2008 — начале 2009 года начался обратный процесс: целый ряд реальных проектов перешли в статус инвестиционных предложений с открытой датой начала реализации. Отсев проектов случился значительный — около 50% нашей базы. Именно на этом фоне стабильная ситуация 2010 года выглядела обретением инвестиционной зрелости. Фактически с того момента стало можно говорить о том, что на Юге сформировалось стабильное ядро инвестиционных проектов, которые будут реализованы в течение ближайших лет.

Важно подчеркнуть роль иностранного капитала в развитии на этом отрезке. Привлечение компаний с мировыми именами было в этот период самым лучшим призом для регионов-лидеров. Список привлеченных компаний оказался достаточно длинным — от Alcoa и «Филип Моррис» до «Гардиан» и «Нестле».

Краснодарский край первым на Юге стал агрессивно бороться за привлечение частных инвестиций, это был первый регион, заманивший к себе целый пул мощных транснациональных компаний. И к моменту, когда Международный олимпийский комитет объявлял своё решение, Кубань уже обыгрывала в деле привлечения частных инвестиций всех соседей и была одним из лидирующих российских регионов. Призом за эту активность оказались небывалые государственные вложения, работа по освоению которых невольно отодвинула на задний план предыдущие приоритеты.

Торможение в сфере инвестиций началось только в 2012 году — оно было связано с выбытием из нашей базы уже реализованных проектов. Новые же появлялись в объёме, который уже не обеспечивал роста портфеля. А на следующий год — 2013-й — «Эксперт ЮГ» выпустил статью под названием «Три года инвестиционной передышки?», прогноз которой сбылся с точностью до года. Мы проанализировали сроки ввода в эксплуатацию заявленных к реализации на юге России инвестпроектов — и получили интересную картину. Было очевидно сильное сокращение количества и стоимости тех из них, которые планируется завершить в ближайшие год-два — в абсолютных цифрах с 17,5 до 13,7 млрд долларов. И это не всё: снизилась и заявленная стоимость проектов, требующих для завершения ещё трёх-четырёх лет — с 35,4 до 24,7 млрд долларов. Зато точкой роста в нашей базе инвестиционных планов оказались намерения, для полного осуществления которых требуется пять и более лет, — на таковые тогда пришлось 47,7 млрд долларов. Эти наблюдения позволяли сделать вывод, что в ближайшие годы инвестиционные вложения в региональную экономику, вероятнее всего, продолжат сокращаться. Регион, по всем признакам, входил в состояние инвестиционной паузы, которая, если заявленные проекты не окажутся заморожены, должна была завершиться только к 2017 году. Большая олимпийская история, которая длилась с 2007 года, когда Сочи выиграл право принять зимние игры в 2014 году, со всей очевидностью подходила к концу. Нужно было думать о том, как обеспечивать рост на следующем этапе.

Новый виток: Крымский мост, футбол и химия

Исследование 2016 года показало, что процесс инвестиционной разморозки начался. Год показал рост даже по сравнению с 2014 годом. При этом курс доллара оставался таким же высоким, как и год назад, санкции — на месте, доступ к зарубежным деньгам всё так же затруднён. Однако многие специалисты, с которыми мы общались, считали, что сценарий развития ситуации сегодня имеет явные параллели с кризисом 1998 года, когда резкое падение рубля вылилось в мощный рост экономики страны.

Новый виток роста инвестиций пришёлся на период 2016-2019 годов. Можно выделить как минимум три его ключевых драйвера. Во-первых, присоединение Крыма потянуло за собой ряд крупных строек — трасса «Таврида» (170 млрд рублей), мост через Керченский пролив (228 млрд рублей), строительство нового аэропорта в Симферополе.

Во-вторых, к Чемпионату мира по футболу 2018 года был привязан целый ряд крупных проектов — футбольные стадионы в Волгограде и Ростове-на-Дону, первый абсолютно новый первый аэропорт в постсоветской истории — «Платов» в Ростовской области.

Далее, именно в этот период на юге России начался расцвет альтернативной энергетики.  АО «НоваВинд» реализовало два проекта по 20 млрд рублей в Адыгее и Краснодарском крае. К 2019 году в Ростовскую область зашло ПАО «Энел Россия» с проектом ветропарка за 10,5 млрд рублей, был уже реализован проект ООО «АЛТЭН» по строительству ВЭС на территории Калмыкии стоимостью 5,37 млрд. Проект строительства трёх солнечных электростанций в Астраханской области, реализуемый ГК «Хевел» (совместное предприятие ГК «Ренова» и «Роснано»), тоже был введён в 2019 году. В ЮФО бурное развитие альтернативной энергетики потянуло за собою и машиностроительные проекты. Так, на волгодонском «Атоммаше» АО «НоваВинд» создало производство ступиц, гондол, генераторов и систем охлаждения для ВЭУ, которые будут устанавливать в ветропарках компании «Новавинд» в Адыгее, Краснодарском крае, Ростовской области и на Ставрополье в период 2019-2022 годов. 

Важным событием этого периода стало появление на второй строчке рэнкинга крупнейших проектов волгоградского кластера химической промышленности на площадке бывшего завода «Химпром». Проект реализуется «АЕОН Корпорейшн» Романа Троценко в партнёрстве с «Марубени Корпорейшн» и оценивается в 800 млрд рублей инвестиций. Центральный элемент кластера —крупнейшее в стране производство метанола: мощность завода, который уже обретает черты реальности, составит 1,5 млн тонн в год. Существенная часть произведённого метанола будет потребляться непосредственно участниками проекта. Инвестор заявляет, что создаёт крупнейшее в стране предприятие по производству метанола.

Главный вывод исследования 2016 года — инвестиционный портфель юга России растёт двузначными темпами. В отраслевом срезе мы зафиксировали мощный рост сразу по нескольким направлениям. Во-первых, сектор инвестпроектов инженерно-транспортной инфраструктуры вырос на 24,8%. Также превосходную динамику показали сектор машиностроения, промышленность стройматериалов, сектор чёрной и цветной металлургии. Нефтегазовая сфера выросла в объёме, но впервые за последние несколько лет сократила свою долю в портфеле с 49,9% до 44,2%. И конечно, нельзя не отметить факт появления в исследовании нового субъекта — Республики Крым, которая 28 июля 2016 года официально стала частью ЮФО и дала региону целый букет инвестпроектов.

Пиковым по размеру инвестиционного портфеля юга России стал 2019 год — его общий объём тогда составил 5,3 трлн рублей. Правда, существенное влияние на этот размер оказала и переоценка проектов. Например, к тому времени появились новые данные об объёмах инвестиций самого крупного проекта — освоения шельфовых месторождений Каспия, которое ведёт «ЛУКойл»; в результате цена проекта выросла почти в два раза — до 1,52 трлн рублей. 

Туризм и АПК — герои нового этапа

Как мы видим, на разных этапах разные отрасли играют роль драйвера в сфере инвестиций. Результаты исследования по итогам 2021 года позволяют говорить о том, что после стагнации 2019 года и ковидной заморозки 2020-го, обозначились предпосылки для нового витка развития — во главе с туризмом.

По итогам 2021 года наш топ-лист заметно прирос проектами из сферы туризма. Если в 2020 году в нашей таблице их насчитывалось 25, то в новом исследовании туристическая отрасль аккумулирует в себе уже 46 проектов, восемь из которых попали в итоговый топ-50. Объём инвестиций в эту сферу вырос в три раза, а доля в общей стоимости проектов достигла 6%, хотя годом ранее туризм довольствовался долей в 1,5% (см. таблицу 2).

Таблица 2: Отраслевая структура рэнкинга крупнейших инвестпроектов ЮФО по итогам 2021 года.

Отрасль Количество проектов Стоимость проектов, млрд рублей Доля в совокупной стоимости, %  
2021 2020 2019 2021 2020 2019 2021 2020 2019
АПК и пищевая промышленность 76 64 78 215,08 149,71 138,3 4,4 3,1 2,91
ЖКХ 7 4 7 116,96 100,10 104,1 2,4 2,1 2,19
Инженерно-транспортная инфраструктура 39 32 38 409,76 321,69 644,0 8,4 6,7 13,55
Коммерческая недвижимость 12 5 6 40,69 23,25 23,2 0,8 0,5 0,49
Легкая промышленность 4 4 5 6,61 4,36 6,6 0,1 0,1 0,14
Машиностроение 12 13 21 70,72 53,40 59,7 1,5 1,1 1,26
Медицина 1 2 3 0,9 2,07 2,2 0,0 0,0 0,05
Межотраслевой 1 1 1 600 600,00 496,0 12,3 12,5 10,44
Нефтяная и нефтегазовая промышленность 10 9 13 2580,83 2573,31 2 294,9 53,1 53,7 48,30
Промышленная инфраструктура 7 7 7 18,48 19,21 20,7 0,4 0,4 0,44
Промышленность стройматериалов 4 4 6 27,48 21,89 23,3 0,6 0,5 0,49
Спортивная инфраструктура 1 1 3 0,65 0,65 2,8 0,0 0,0 0,06
Туризм 46 25 35 293,32 72,10 77,3 6,0 1,5 1,63
Угольная промышленность 2 2 2 13,7 13,70 13,7 0,3 0,3 0,29
Химическая промышленность 16 12 12 301,02 634,81 651,1 6,2 13,2 13,70
Целлюлозно-бумажная промышленность 1 1 0 1 1,17 0,0 0,0 0,0 0,00
Прочие 1 1 2 0,65 0,65 1,0 0,0 0,0 0,02
Чёрная и цветная металлургия 5 4 9 12,07 11,79 18,5 0,2 0,2 0,39
Строительство 0 1   0 3,00   0,0 0,1  
Энергетика 8 11 11 146,47 187,69 174,4 3,0 3,9 3,67
Приборостроение 2 0 0 1,74 0,00 0,0 0,0 0,0  
Электроника 1 0 0 0,88 0,00 0,0 0,0 0,0  
Телеком 1 0 0 2,7 0,00 0,0 0,1 0,0  
Итого: 257 203 259 4861,71 4794,55 4 751,7 100,0 100,0 100,00


Итоги Питерского международного экономического форума 2022 года, который страна проводила под колоссальными санкциями западного мира, подтвердили наше наблюдение. Самые крупные соглашения с инвесторами на Юге касались именно рекреационной сферы. Так, «Мантера-групп» построит в Сочи центр гастротуризма и три отеля за 68 млрд рублей. В Крыму ГК «Монолит» создаст туристический комплекс «Золотые пески» стоимостью 59,3 млрд рублей. В Бахчисарайском районе Крыма у Скифского мыса ООО «Специализированный застройщик "Таврическая девелоперская компания"» возведёт жилищно-рекреационный комплекс стоимостью 25 млрд рублей. Власти Краснодарского края подписали соглашение с «Группой ЛСР» о реконструкции санатория «Волна» и пансионата «Кристалл». Объём инвестиций оценивается в 22 млрд рублей.

На второй позиции по отраслевой динамике — АПК и пищевая промышленность. Эта отрасль — абсолютный лидер по количеству проектов (76), причём за год прибавилось 12 штук, а общая стоимость выросла на 44%. Несмотря на это, по итогам 2021 года, доля ключевой для Юга отрасли составляет лишь 4,4% в общем объёме инвестпортфеля. Здесь можно отметить, что в рэнкинг вернулся проект строительства первого сахарного завода в Ростовской области (27 место), который ранее был заморожен.

Отметим, что в исследовании по итогам 2020 года одним из основных драйверов по приросту стоимости проектов была энергетика. В этом году отрасль сократила своё представительство на три проекта, а динамика стоимости просела на 22%. Это, например, связано с завершением строительства ветропарка в Адыгее стоимостью 10 млрд рублей, который реализовывало подразделение «Росатома» — управляющая компания АО «Новавинд».

Самыми же весомыми отраслями по доле в инвестпортфеле остаются нефтегаз (53%) и инженерно-транспортная инфраструктура (8,4%). Отдельные 12,4% приходятся на один межотраслевой проект ОТЭКО в Тамани.

Но пока ни одна из отраслей не может конкурировать с нефтянкой по заявленным вложениям. Первое место занимает программа комплексного освоения нефтегазовых месторождений Северного Каспия. «ЛУКойл» инвестирует в Астраханскую область около 1,5 трлн рублей. Строительство нового НПЗ компании «Роснефть» в Краснодарском крае — это ещё 466 млрд рублей и третье место. Комплекс нефтеперерабатывающих производств на базе НЗНП в Ростовской области оценивается в 177 млрд рублей (4 место). Сюда добавим модернизацию Афипского и Ильского НПЗ, а также «Славянск ЭКО», и получим свыше 2,5 трлн рублей инвестиций.

Если нефтегаз показывает нулевую динамику, то отрасль инженерно-транспортной инфраструктуры выросла в деньгах на 27%, её доля — 8,4%. Здесь сразу несколько интересных проектов. Например, в Ростовской области уральский машиностроительный холдинг «Синара» Дмитрия Пумпянского, а также власти Таганрога и ВЭБ согласовали концессионное соглашение о модернизации трамвайной сети второго по величине донского города стоимостью 11,8 млрд рублей. Концессия в сфере транспорта с таким объёмом инвестиций стала первой для юга России. Позднее стало известно, что холдинг Пумпянского возьмётся и за создание системы скоростного трамвая в столице Дона. Пока этот проект находится в стадии подготовки.

Характерным для инфраструктуры на Юге является и увеличение портовых мощностей. Ещё один новый проект в рамках программы развития, например, реализует Новороссийский зерновой терминал (НЗТ) — крупнейший в России комплекс по перевалке зерновых культур. В ходе реконструкции его производительность должна увеличиться с 5,2 млн тонн в год до 13,2 млн тонн в год к 2025 году. Для увеличения пропускной способности терминала предусмотрен целый комплекс мероприятий — от оптимизации технологических процессов погрузки до нового капитального строительства. В частности, в рамках проекта «Авто 1500» будут построены дополнительные мощности для приёма зерна с автотранспорта, железнодорожный участок мощностью до 250 вагонов в сутки, силосный парк, рассчитанный на 70 тысяч тонн единовременного хранения. Проект реализуют компании ООО «НЗТ» (входит в «Деметра Холдинг») и ПАО «НКХП» (принадлежит ОЗК) на паритетных условиях. Для этого создано совместное предприятие ООО «Новая пристань».

На новом витке развития конкуренция между Кубанью и Доном обострилась. Ещё в 2013 году мы увидели, что высокая динамика инвестиций сместилась в Ростовскую область, которую в ближайшие годы дополнительно подстёгивала подготовка к Чемпионату мира по футболу 2018 года. Но уже тогда регион рос сам. И там инвестиционная пауза была скорее в 2009–2011 годах, во время перезагрузки политических элит. Вышло так, что к кубанской Олимпиаде Ростовская область подошла в наилучшей форме для того, чтобы совершить результативный забег за частными инвестициями.

Но в исследовании по итогам 2021 года Краснодарский край наконец обошёл Астраханскую область по сумме инвестиций в проекты. В 2021 году по этому показателю рейтинговое агентство RAEX вновь присвоило Краснодарскому краю высшее значение А1 «максимальный потенциал — минимальный риск». За год количество проектов от Кубани выросло почти на 58%. Регион занимает в топ-листе 104 строчки. Общий объём вложений превысили 1,9 трлн рублей. Астраханская область хотя и нарастила своё присутствие в рэнкинге с 19 до 24, но стоимость проектов увеличилось незначительно. На третью строчку по сумме инвестиций в ЮФО вышла Ростовская область, которая обошла Волгоградскую область на 223 млрд рублей. Донской регион увеличил свой портфель на 14 проектов на общую сумму 600 млрд рублей. В 2021 году только у двух субъектов ЮФО сократилось количество проектов — у Волгоградской области и у Крыма.

Таблица 3: Региональная структура рэнкинга крупнейших инвестпроектов ЮФО

Регион Количество проектов Стоимость проектов, млрд рублей Доля в совокупной стоимости, % Динамика стоимости 2021-2020, % 
2021 2020 2019 2021 2020 2019 2021 2020 2019
Астраханская область 24 19 16 1768,13 1765,80 1698,64 36,4         36,83   35,75 0,13
Волгоградская область 10 12 14 376,41 738,95 733,03 7,7         15,41   15,43 -49,06
Краснодарский край 104 66 84 1927,66 1666,62 1439,02 39,6         34,76   30,28 15,66
Республика Адыгея 7 6 5 54,11 23,11 36,34 1,1           0,48   0,76 134,14
Республика Калмыкия 1 1 1 17,25 17,26 17,26 0,4           0,36   0,36 -0,06
Республика Крым и г. Севастополь 46 48 56 118,51 83,44 255,16 2,4           1,74   5,37 42,03
Ростовская область 65 51 82 599,64 499,36 359,75 12,3         10,42   7,57 20,08
Межрегиональные 0 0 1 0,00 0,00 212,50 0,0               -     4,47  
Итого: 257 203 259 4861,71 4794,54 4751,70 100,0       100,00   100,00 1,40


Южный полюс роста на вырост

eu_17_book-11.jpg

Поделиться
Юг России на карте полюсов роста России

Тезис о «южном полюсе роста», который выделяется на карте страны наряду, например, с московским или уральским, — один из базовых для консорциума «Леонтьевский центр — AV Group», который занимался разработкой стратегии развития Краснодарского края, Адыгеи, Северной Осетии-Алании. Эксперты консорциума начинают с тезиса о полюсах все свои презентации, вызывая определённое недоумение у чиновников, которые привыкли мыслить в парадигме конкуренции всех со всеми. А тут — другая парадигма, которая предполагает, что в одиночку расти трудно, вместе — проще, и надо учиться это делать. Мотивация проста — экономические достижения всех регионов-лидеров не отличаются стабильностью, а существующий задел не позволит расслабиться в ближайшие годы.

Нужно заметить, что идея общей стратегии региона была заложена ещё Дмитрием Козаком, в её основе лежали инвестпроекты, имеющие межрегиональное значение. Курс государства на реализацию крупных межрегиональных проектов на юге России должен был позволить задействовать в стройках все основные промышленные и строительные ресурсы округа. Череда проектов межрегионального значения, в которые федеральному центру удалось втянуть крупный бизнес, должна будет создать инфраструктуру, в рамках которой начнёт развиваться средний и малый бизнес, чья свободная деятельность возможна только в экономическом пространстве, живущем по единым законам и традициям правоприменения. Из этой идеологии простой вывод: регионам юга России было бы выгодно уметь привлекать инвестиции вместе. Это только регионам-соседям интересно, кто кого одолел по отдельному показателю — для внешнего инвестора важно, есть ли полюс роста в макрорегионе. На Юге он есть, но им пока никто не управляет

Всего в России, согласно исследованию «Индекс конкурентоспособности регионов России 2021» (AV RCI — 2021), шесть полноценных полюсов роста. Каждый полюс представляет собой географическое объединение растущих регионов, которое можно обсчитывать в размерах ВРП, объёме привлекаемых инвестиций, численности населения и т. д. В южный полюс входят четыре региона — Краснодарский край, занимающий седьмую позицию в рейтинге AV RCI — 2021, Ростовская область (15-я позиция), Волгоградская область (25-я позиция) и Ставропольский край (26-я позиция). Если считать по совокупному размеру ВРП, объёму экспорта, объёму инновационных товаров, доходам бюджетов, то южный полюс окажется на последнем месте в России. Беспокойство вызывает то обстоятельство, что за последние несколько лет южные регионы опустились в рэнкинге конкурентоспособности российских регионов. Довольно продолжительный период бурного опережающего роста, поддержанного мегапроектами федерального масштаба, заканчивается спадом и военными действиями прямо на границах региона. Впрочем, очевидно, что в 2022 году завершился определенный этап развития как страны в целом, так и юга России. Правила нового этапа ещё не сложились, но очевидно, что на транснациональные инвестиции рассчитывать в новом периоде будет сложно. Самое время подвести итоги периода, который мы пережили, а также думать о том, как сохранить опережающие темпы для Юга на новом витке.

0
0
0
0
0
Подпишитесь на каналы «Эксперта Юг», в которых Вам удобнее нас находить и проще общаться: наше сообщество ВКонтакте, каналы в Telegram и на YouTube, наша группа в Одноклассниках .
ссылка1