93 100 13

Как в Волгодонск вернулась индустриальная энергия

ЭКСПЕРТ ЮГ №9 2019
10222
17 минут

За последние пятнадцать лет самый молодой город Ростовской области восстановился в качестве ключевого регионального центра промышленного роста. Теперь главная задача — удержать от распада изношенную городскую среду

Как в Волгодонск вернулась индустриальная энергия

Поделиться

Волгодонск закладывался в СССР как крупный промышленный центр энергетического машиностроения, где сейчас должно было проживать не менее 500 тысяч человек, согласно генплану, утверждённому в 80-х годах прошлого века. С таким расчётом определялись границы города, закладывались микрорайоны и проектировалась инфраструктура, способная обслужить полумиллионное население. Строился завод-гигант «Атоммаш», а параллельно строился и сам город. На ударную комсомольскую стройку молодёжь съезжалась со всей страны. Закладывались новые промышленные гиганты — атомная станция, а также завод по производству парогенераторов и водогрейных установок для нефтяной промышленности «Энергомаш». Предполагалось, что только здесь будут работать 25 тысяч человек. Но распад СССР и сложности перехода к рынку внесли коррективы в развитие Волгодонска. 

Сегодня это — один из крупнейших промышленных центров Ростовской области, неофициальная столица востока региона. Обладая хорошей промышленной, социальной, образовательной и культурной базой, Волгодонск является точкой притяжения жителей восьми соседних районов, а это — около 480 тысяч жителей. Только Волгодонск, по данным на 1 января 2019 года, населяют почти 172 тысячи человек. По такому показателю город находится в регионе на почётном четвертом месте после Ростова-на-Дону (свыше 1,1 млн человек), Таганрога (почти 250,3 тысячи) и Шахт (около 235,5 тысячи). Последние четыре года наблюдается небольшой, но стабильный прирост населения. Однако в 1995 году в Волгодонске проживало 184 тысячи жителей. Если рассматривать постсоветский период в целом, Волгодонск будет относиться к типичным «сжимающимся» городам. Проблемы у таких городов одни — население уезжает, а в городской среде незаметно образуются бесхозные дыры. Согласно другой терминологии — это «второй» город. Это значит, что он никогда не будет первым. А значит, если хочет развиваться, должен отстраиваться от лидера, выбирать более точную стратегию. Волгодонску, кажется, в этом смысле повезло — сейчас это очевидный индустриальный лидер, хотя пятнадцать лет назад было трудно рассчитывать на полноценное использование заложенного ещё в советские годы потенциала.

Галерея дисбалансов

Въезд в город со стороны «Атоммаша» — главной промышленной площадки так называемого «нового города» — мне запомнится надолго: машину хорошо потрясло на разбитой дороге. Лавируя между ямами, выехали к индустриальному гиганту. Площадь перед «Атоммашем» — ровная, вся заполнена отечественными автомобилями и иномарками. Веришь, что здесь работает несколько тысяч человек. Чистота машин и призаводской территории сильно диссонируют с убитой дорогой, камышом и пустырями напротив. И чем больше погружаешься в этот город, тем контрасты очевиднее.

Визуально Волгодонск поделён на две части, расположился на двух берегах Сухо-Солёновского залива Цимлянского водохранилища. В новом городе — современные заводы, многоэтажные жилые микрорайоны, единичные торговые центры и довольно широкие улицы. В старом — частный сектор, малоэтажные сталинки, разбитые тротуары и подержанные вокзалы. Площадь перед ними в ямах и рытвинах.

Из новой части в старую ведёт путепровод, который был сконструирован и сдан в 70-е годы прошлого века. Он и сейчас считается самым современным мостовым сооружением Волгодонска, даже несмотря на почти пенсионный возраст. Мост идёт через Сухо-Солёновскую балку, сплошь поросшую камышом, как в каком-нибудь богом забытом хуторе. В городе есть автовокзал, железнодорожная станция и даже аэропорт с гордым именем «Волгодонск». Однако добраться в город из Ростова (240 км), Волгограда (217 км) или, скажем, Элисты (235 км) можно только на автобусе или машиной. Единственная электричка ходит в 6.15 в Ростов-на-Дону, а воздушная гавань не принимает самолёты уже последние лет десять.

Улицы Волгодонска преимущественно чистые, что выгодно отличает город от более населённого и замусоренного Ростова. Весь мусор из Волгодонска вывозится на окраину — на действующий старый полигон. Когда-то его строили только для Волгодонска, когда население было менее 100 тысяч. Сейчас отходы на полигон везут со всех соседних районов (Цимлянского, Дубовского, Волгодонского с центром в станице Романовской). Возможности полигона почти исчерпаны (периодически, со слов горожан, «он пованивает и дымит»), а новый полигон с сортировкой и переработкой ТКО ещё не построен. Действующий здесь региональный оператор («Экоцентр», ГК «Чистый город») обещал запустить объект в первой половине 2019 года, но теперь сроки перенесены на его конец.

В Волгодонске вроде бы хорошо развивается медицина. Только в 2018 году здесь открылись сердечно–сосудистый центр и центр гемодиализа. Сейчас готовится к открытию онкоцентр. В поликлиниках и больницах идёт замена устаревшего диагностического оборудования на новое дорогостоящее, ведутся капремонты. И при этом есть недостроенные медицинские объекты. Например, здание детской больницы в новом городе никак не достроят уже 40 лет.

В старом городе есть парк Победы, ухоженный и уютный, любимое место отдыха волгодончан. В новом городе недавно по программе создания комфортной городской среды отремонтировали сквер «Дружба». Но в городе на берегу рукотворного моря нет ни набережной, ни причала. Количество действующих парков и скверов ничтожно мало. Хотя места для них есть. Например, несколько лет ждёт инвестора сквер «Молодёжный» в новом городе. Горожане, которые уже не верят в обустройство этого пустыря, зло прозвали его «полем дураков».

Волгодонск занимает одно из первых мест в области по количеству торговых объектов на одного жителя, но при этом здесь явный дефицит торгово-развлекательных центров, гипермаркетов и других современных объектов. Есть ларьки, магазины в первых этажах жилых зданий и торговые «комплексы», в которые ещё в 90-е предприимчивые горожане переделали бывшие склады и ангары для железнодорожных вагонов. Один такой ТЦ называется «Депо» и напоминает концептуальный сарай.

В 2019 году Волгодонск вошёл в федеральную программу цифровизации ЖКХ. Но коммунальные сети на 70% изношены, очистные сооружения нуждаются в реконструкции, а система ливневой канализации — в том, чтобы стать наконец системой. Цифровизировать, в общем-то, нечего.

В часы пик Волгодонск задыхается в пробках, хотя проживает здесь в пять раз меньше людей, чем в Ростове. Главный мост (из новой части в старую) уже не справляется с потоком. Необходим новый мост. Это признают и муниципальная власть, и региональная. Недавно донской губернатор Василий Голубев рассказал о том, что договорился с премьер-министром России Дмитрием Медведевым о том, чтобы вопросом о строительстве нового моста занялись в федеральном Минтрансе. «Это — крупный инфраструктурный проект. Его стоимость, по предварительной оценке, около 10 миллиардов рублей», — пояснил глава региона, имея в виду различные источники финансирования: местные, областные, федеральные.

Ну и последний в нашей галерее пример дисбаланса. Действующие на территории Волгодонска крупные предприятия («Атоммаш», Ростовская атомная станция, другие предприятия «Росатома») производят огромные отчисления в бюджет региона. Например, только РоАЭС в 2018 году перечислила около 8 млрд рублей. Но в город, по данным самого муниципалитета, вернулось всего 3% от этой суммы. Денег на развитие катастрофически не хватает.

Следы атома в инвестициях

По замыслу правительства Ростовской области, Волгодонск — это центр одного из индустриальных полюсов роста. Всего, согласно стратегии, их три: Волгодонской, Таганрогский и Восточно-Донбасский центры. Для них характерен высокий показатель инвестиций на душу населения. Ещё несколько лет назад у Волгодонска этот уровень был наивысшим в регионе (289 189 рублей). Это связано со строительством третьего и четвёртого энергоблоков РоАЭС (каждый мощностью 1 тысяча МВт). В экономику города вливались средства, приличные даже по федеральным меркам. Например, только в строительство четвёртого блока станции инвестиции составили около 32 млрд рублей. Но сегодня столь крупных проектов в городе нет. Основные из тех, что реализуются, связаны с атомным сектором. Например, «АЭМ-Технологии» приступили на «Атоммаше» к проекту модернизации: 5 млрд рублей за несколько лет. АО «Новавинд» (дивизион «Росатома») около 1 млрл рублей вложит в запуск завода комплектующих для ветроустановок. ООО «ВетроСтройДеталь» инвестирует 1,2 млрд рублей в запуск производства башен, главным и пока единственным заказчиком которых является все тот же «Новавинд». Несколько выбивается из этой картины ООО «Экоцентр» (входит в ГК «Чистый город»), которое строит под Волгодонском межмуниципальный отходоперерабатывающий комплекс (МЭОК) за 840 млн рублей. К 1 января 2020 года компания намерена объект запустить.

Как сообщил «Эксперту ЮГ» замглавы администрации Волгодонска по экономике Сергей Макаров, всего в январе-июне 2019 года объём инвестиций составил 2 млрд рублей. Пять из десяти компаний инвесторов представляют энергетическую отрасль, а четыре компании — госкорпорацию «Росатом» (АО «НоваВинд», АО «Инжиниринговая компания “АЭМ-Технологии“», АО «Атомтрубопроводмонтаж» и АО «Атоммашэкспорт»).

Сегодня в Волгодонске работает единственный в стране промышленный кластер атомного машиностроения, зарегистрированный в соответствующем федеральном реестре. Кластер объединяет 17 предприятий и около 3 тысяч специалистов. Ведущее предприятие — компания «Атоммашэкспорт», которая располагает современным оборудованием для механической обработки деталей весом до 10 тонн. Сварочное оборудование и современные линии позволяют производить высокоточную сборку технологического оборудования и промышленной арматуры для АЭС. По оценкам минэкономразвития региона, Волгодонский кластер атомного машиностроения выпускает до 70% всех комплектующих, необходимых для АЭС.

«Росатом» — стратегический партнёр Волгодонска не только в сфере промышленности. Совместно с госкорпорацией в городе реализуется более десяти социальных проектов, направленных на повышение качества жизни волгодонцев в самых разных областях — от коммунального хозяйства до медицины. Например, при поддержке предприятий атомной отрасли в работу двух медучреждений города внедрён проект производственной системы «Росатом» «Бережливая поликлиника». Благодаря помощи РоАЭС в городе открыт единственный в России центр адаптивной верховой езды для реабилитации детей-инвалидов. «Росатом» будет участвовать в развитии недавно отремонтированного сквера «Дружба» в новом городе. Предприятия корпорации намерены выделить около 9 млн рублей. Средства, в частности, пойдут на создание в сквере плоскостного фонтана. Недавно Ростовская АЭС стала соинвестором проекта по реконструкции дороги, которая ведёт к станции. В частности, РоАЭС вложит 800 млн рублей «в реконструкцию объекта, который находится в областной собственности». Общая стоимость ремонта составит 1,3 млрд рублей, большая часть из которых — средства атомной станции. По данным пресс-службы РоАЭС, участок протяжённостью 13 км соединяет Волгодонск не только с атомной станцией и востоком области, но и с Волгоградской областью и Поволжьем. Последние годы дорога находится в нерабочем состоянии. Ремонтные работы уже идут. Проект будет реализован в несколько этапов и завершится к 2023 году.

«Мы договорились с нашими партнёрами из “Росатома” о совместном финансировании строительства в Волгодонске центра единоборств. В бюджете на 2020 год средства на этот объект мы предусмотрели. Общий размер инвестиций в проект составит порядка 200 миллионов рублей, 50 процентов из которых выделят атомщики», — говорит Василий Голубев.

«У Волгодонска большой потенциал для социального развития и экономического роста, — считает Максим Чаховский, замгендиректора по развитию ООО „Русатом Инфраструктурные решения“ (входит в ГК „Росатом“). — Мы обсуждаем с администрацией города возможности долгосрочного партнёрства в реализации цифровых проектов. У нас накопился положительный опыт совместных с муниципалитетами программ развития и внедрения “умных” решений для надёжного функционирования городской инфраструктуры. Этим опытом мы готовы поделиться».

На пяти «китах»

Своим рождением Волгодонск обязан пяти грандиозным стройкам — Волго-Донскому судоходному каналу, Цимлянской гидроэлектростанции, химкомбинату, заводу «Атоммаш» и Ростовской атомной станции (РоАЭС). Появление этих масштабных производств на относительно небольшой территории определило всю дальнейшую судьбу самого восточного города донского региона. И, кстати, самого молодого: в июле 2020 года Волгодонску исполнится 70 лет. 

Впервые название «Волго-Донск» прозвучало в 1938 году: журнал «Техника — молодёжи» рассказал о проекте посёлка для строителей канала, который должен соединить две великие реки. Вплотную к строительству Волго-Дона страна приступила после войны. Для обслуживания Цимлянского гидроузла был необходим посёлок эксплуатационников. В декабре 1949 года место будущего спецпосёлка изучила специальная межведомственная комиссия. Она пришла к выводу, что возвышенные места — берега будущего Цимлянского водохранилища — подходят для размещения приезжих и переселенцев: в зону затопления попадали 149 казачьих станиц. В 1950 году началось возведение здания управления гидросооружениями (сегодня здесь находится администрация города). Начало строительства жилых домов датируется 27 июля 1950 года. Эта дата является официальным днём рождения Волгодонска. Одновременно приступили к прокладке железнодорожных веток. Позже появилась станция Добровольская (ныне Волгодонская). Судоходный канал открылся в мае 1952-го. Через неделю первый промышленный ток дала Цимлянская гидроэлектростанция. В апреле 1955 года вышло постановление Совета Министров СССР «О мероприятиях по совершенствованию производства заменителей зерна и пищевых жиров, расходуемых на технические цели». Возникла необходимость в новом химкомбинате. Для его строительства выбрали Волгодонск: после запуска канала осталась большая строительная база, посёлок обладал земельными и водными ресурсами. В январе 1959 года химкомбинат выработал первую продукцию. В 1973-м в Волгодонске началось строительство завода тяжёлого машиностроения (будущего «Атоммаша»). Вместе со строительством гиганта и началось возведение нового города на левом берегу Сухо-Солёновского залива. 28 октября 1977 года в Волгодонске состоялась закладка фундамента Волгодонской (а ныне Ростовской) атомной станции. К этому времени в городе проживало почти 80 тысяч человек.

Сегодня Волгодонск — единственный город России, где представлены сразу четыре дивизиона атомной отрасли: генерация электроэнергии (РоАЭС), строительство атомных станций (ЗАО «Атомстройэкспорт», АСЭ), производство оборудования для АЭС («АЭМ-Технологии» «Атоммаш» и специализированный кластер), подготовка кадров и научные разработки (Волгодонский инженерно-технический институт — филиал Национального исследовательского ядерного университета МИФИ). Более 15 тысяч горожан (чуть менее 10%) заняты на предприятиях атомной отрасли и в компаниях, ориентированных на выпуск энергетической продукции (в основном для тех же АЭС).

В городе действуют одни из крупнейших в стране производителей мебели: фабрика «Алмаз», которая экспортирует продукцию в 26 стран, развивает собственную розничную сеть, и Волгодонский комбинат древесных плит (ВКДП), вокруг которого сформировался свой специализированный кластер. В 90-е ВКДП со многими рассчитывался своей продукцией. Мысль заняться сборкой мебели пришла тогда в голову многим предпринимателям. По разным оценкам, в Волгодонске число фирм, занятых в мебельном производстве, составляло от 70 до 120. «В начале рыночных отношений все брали плиту ВКДП. У одного предпринимателя получилась успешная история, другие посмотрели и тоже пошли по его пути. Только у меня было пять или шесть последователей», — вспоминал в разговоре с «Экспертом ЮГ» владелец фабрики «Алмаз» Сергей Змиевский.

Теперь ситуация несколько иная. «Производство мебели в Волгодонске — одно из основных направлений промышленности, — уверен Алексей Брежнев, депутат местной гордумы предприниматель (его фирма занимается обработкой стекла и производством зеркал). — Непосредственно мебель делают несколько крупных предприятий. Ещё примерно 20 фирм специализируются на поставках для мебельщиков креплений, ДСП, стекол, прочих материалов и комплектующих. И действительно можно считать, что вокруг ВКДП и аффилированной с ним сети “Три Я” в Волгодонске сформировался специализированный кластер. Свои местные поставщики есть и у фабрики “Алмаз”, которая динамично развивается, поставляя продукцию по всей России и на экспорт. Поэтому любые, даже небольшие достижения мебельных фабрик положительно сказываются и на экономике их партнёров».

Перспективы химической промышленности сегодня связаны с деятельностью одного предприятия НПО «НИИПАВ», которое развивает производство реагентов для производителей бытовой химии и предприятий нефтегазовой отрасли. Предприятие выросло из филиала бывшего Всероссийского НИИ поверхностно-активных веществ, в то время как крупный производитель стирального порошка — волгодонский завод «Кристалл» — стремительно теряет позиции. «Изначально на химкомбинате был полный комплекс: от производства сырья до выпуска конечной продукции, — вспоминает президент компании “НИИПАВ” Аркадий Чебаксаров. — Потом, в период рыночных реформ, на базе комбината стали образовываться отдельные специализированные производства. Завод “Кристалл” выпускал стиральный порошок, а сырьё для него делали другие предприятия, расположенные на территории бывшего химкомбината. Постепенно эти предприятия банкротились и разворовывались. “Кристаллу” больше повезло: его выкупил петербургский завод “Аист”».

Сегодня НИИПАВ в рамках программы расширения собственного производства постепенно выкупает пустующие производственные площади бывшего химкомбината. Недавно, например, компания выкупила один из корпусов и оборудовала здесь цех приёма железнодорожных составов, для слива-налива веществ, необходимых в производстве нефтепромысловой химии. Аркадий Чебаксаров не исключает, что со временем они выкупят для собственных нужд и помещения «Кристалла».

Из отчёта градоначальника по итогам первой половины 2019 года следует, что объём отгруженных товаров, работ и услуг крупными и средними предприятиями составил 54,9 млрд рублей (в действующих ценах это на 24,4% больше, чем годом ранее). Рост объёмов отгрузки товаров обеспечен промпредприятиями, доля которых в общем объеме отгрузки составляет 92%. Индекс промышленного производства составил 108,9%; для сравнения, в целом по Ростовской области этот показатель около 94% — то есть можно говорить о том, что Волгодонск выполняет роль индустриального локомотива.

Ключевые задачи — инфраструктура и транспорт

«У города много проблем и узких мест, — признаёт глава администрации Волгодонска Виктор Мельников. — Например, нам очень нужен перинатальный центр, который мог бы принимать женщин со всех близлежащих районов Дона. Таких районов восемь, вместе с Волгодонском они образуют что-то вроде агломерации. В большинстве из этих районов своих роддомов нет».

Перинатальный центр — далеко не единственное, что сегодня нужно Волгодонску. И на что в бюджете города (около 4,2 млрд рублей) средств не хватает. Например, износ городской водопроводной сети составляет более 70%. На ремонт и реконструкцию, по оценкам главы администрации, нужно 3 млрд рублей, а это две трети всего бюджета города. В плохом состоянии находится система ливневой канализации. Её, по сути, надо строить заново, а это ещё 2 млрд рублей. Сегодня из пяти очистных сооружений ливневой канализации только в одном имеется отстойник, сброс из остальных осуществляется непосредственно в Цимлянское водохранилище.

В серьёзной реконструкции нуждается и местный автовокзал. Недавно с «Донавтовокзалом» было заключено концессионное соглашение. За более чем 120 млн рублей компания-концессионер обещает перестроить одноэтажное здание и перроны. Начало работ запланировано на сентябрь 2019 года, окончание — на май-июнь 2020-го. Также в следующем году планируется восстановить и регулярное железнодорожное сообщение, причём не только с Ростовом, но и с другими городами России. В планах горадминистрации — ремонт здания вокзала и площади перед ним. Сейчас она в выбоинах и ямах.

Возрождение транспортной системы связано и с другим перспективным для Волгодонска направлением — развитием въездного туризма (оно также зафиксировано в долгосрочной Стратегии города до 2030 года). В администрации муниципалитета уверены, что Волгодонск — это южный город, где «много солнца и много воды», который стоит на берегу «рукотворного моря — Цимлянского водохранилища», рядом течёт одна из главных рек юга России — Дон. «Сегодня в Волгодонске туристу для комфортного отдыха в живописных местах готовы предложить самые разные туры: культурные, гастрономические, исторические, промышленные, событийные, этнические. Туристические бренды Волгодонска — казачество, цимлянский лещ, донские вина, а также хазарская крепость Саркел (цитадель находится на дне Цимлянского водохранилища, и её необходимо воссоздать. — “Эксперт ЮГ”)», — перечисляют в администрации.

Обилие предприятий «Росатома» формирует предпосылки для развития делового туризма. Косвенно, по мнению местных властей, это подтвердил и межрегиональный форум-фестиваль «Созвездие городов Росэнергоатома», который впервые прошёл в городе 1 июня 2019 года. В мероприятии участвовали представители городов присутствия АЭС и зарубежных городов-побратимов. Всего — около тысячи человек.  

«Одна из самых больших проблем Волгодонска — отсутствие аэропорта, — считает Аркадий Чебаксаров. — Ни один иностранный турист или серьёзный инвестор сюда не будет ехать на машине или автобусе. Отсутствие авиасообщения — серьёзный тормоз для развития. Мы это видим на примере общения с нашими российскими и зарубежными партнёрами».

Аэропорт, который был открыт в Цимлянске в мае 1971 года в 20 км от Волгодонска и принимал воздушные суда трижды в сутки, уже более десяти лет не работает. В администрации ответили, что реконструкция аэропорта запланирована на период до 2030 года в рамках «Концепции развития малой авиации на территории Ростовской области». Предполагается, что возрождённый аэропорт сможет принимать такие самолёты, как SSJ 100 и Boeing 737.

«У нас есть возможность возродить аэропорт, подчёркивает Виктор Мельников. — Но прежде надо провести необходимые исследования, которые бы учитывали количество проживающего населения (480 тысяч человек с учётом соседних с Волгодонском районов), пассажиропоток и направления. На это надо 3,5 миллиона рублей, чтобы заказать исследование “Росавиации”. Мы провели переговоры с “Росатомом” — корпорация эти деньги выделит».

0
0
0
0
0
Подпишитесь на каналы «Эксперта Юг», в которых Вам удобнее нас находить и проще общаться: наше сообщество ВКонтакте, каналы в Telegram и на YouTube, наша группа в Одноклассниках .
ссылка1