За первый беспилотник конкурируют Ростсельмаш и Сбербанк. Несколько лет назад разработчик системы автоматического вождения Cognitive Agro Pilot и «Ростсельмаш» были партнерами. В августе 2017 года разработчик, который тогда назывался Cognitive Technologies, уже проводил испытания беспилотного комбайна, но — совместно с «Ростсельмашем». Тогда говорилось, что на разработку системы, в основе которой лежат технологии, ушло больше пяти лет и что полностью беспилотный комбайн будет создан к 2023-2024 году. Через несколько лет после этого заявления дороги «Ростсельмаша» и разработчика беспилотного управления агромашинами разошлись. Из партнеров они превратились в конкурентов, каждый из которых претендует на позиции пионера и заявляет об уникальности своих систем.
Эффектная презентация от Сбербанка
Так, например, систему автономного управления сельскохозтехникой Cognitive Agro Pilot, установленную на сельмашевских комбайнах TORUM, испытали в Ростовской области на полях Песчанокопской аграрной группы. Демонстрация роботизированной системы автопилотирования комбайна проходила в июле торжественно, при непосредственном участии президента, предправления Сбербанка Германа Грефа и донского губернатора Василия Голубева. «В эпоху глобальных вызовов мы реализуем программу, нацеленную на решения продовольственных, социальных проблем, в первую очередь в региональных центрах и сельских районах, во многом за счет создания прорывных технологий и искусственного интеллекта, — сказал Герман Греф. — Такая технология переводит комбайнера в разряд оператора автоматизированной системы. Она очень простая, я лично протестировал ее за рулем комбайна, менял настройки, все работало безупречно».
«Если с помощью доступных инновационных технологий сельхозтехнику можно будет сделать еще более эффективной, то и результат в виде своевременно собранного и качественного урожая будет радовать», — заметил Василий Голубев.
По мнению гендиректора компании-разработчика Ольги Усковой, Cognitive Agro Pilot позволяет механизатору доверить управление техникой роботу-помощнику, при этом самому сконцентрироваться на контроле качества процесса обработки и уборки урожая.
Благодаря использованию системы возможно на 3–5% снизить себестоимость зерна и до двух раз сократить его потери при уборке. В целом при площади полей порядка 350 тыс. га и комплектации парка комбайнов в 500 единиц совокупный масштаб экономии в сезон за счет использования Cognitive Agro Pilot может достигать порядка 450 млн рублей, обещает г-жа Ускова.
«Мы представляем уникальную российскую технологию в области искусственного интеллекта — Cognitive Agro Pilot, основа которой — конволюционные нейронные сети глубокого обучения, — поясняет Ольга Ускова. — Решение проходит апробации в ряде стран, среди которых Россия, США и Китай. Однако стартовали мы именно в России. Наша главная задача — обеспечение безопасной работы беспилотной техники в любых погодных условиях в хозяйствах, а также повышение их доходов за счет сокращения издержек при уборке».
Представители Сбербанка добавили, что Cognitive Agro Pilot обеспечивает безопасную работу в сложных погодных условиях и при любой освещенности. «Это — первая в мире система, которая «видит» и «понимает» обстановку по ходу движения. Система не использует комплекс GPS-навигации: в основе модели управления, что позволяет детектировать на пути техники неожиданно возникающие препятствия, включая людей, животных, металлические предметы и камни, а также работать на территориях со слабым спутниковым сигналом», — сказано в пресс-релизе банка.
Интересная деталь. Система автоматического вождения Cognitive Agro Pilot была установлена на экспериментальном образце комбайна «RSM 181 Torum».
Слева направо: губернатор Ростовской области Василий Голубев, гендиректор Cognitive Pilot Ольга Ускова и предправления Сбербанка Герман Греф//фото: donland.ru
Версия беспилотника от Ростсельмаша
Над разработкой беспилотных технологий несколько лет работают и конструкторы ГК «Ростсельмаш». 22 июля 2020 года представители компании сообщили СМИ, что первый беспилотный комбайн проходит полевые испытания в Октябрьском районе Дона, а в 2021 году предприятие приступит к серийному выпуску «беспилотников». Как рассказал «Эксперту Юг» руководитель проекта инновационных технологий ГК «Ростсельмаш» Олег Александров, они работают над беспилотным комбайном, который не просто движется по заданной траектории.
«Например, одна из наших разработок — система RSM Router, которая оценивает конфигурацию поля, его геометрию, характеристики машины, ширину жатки. — объясняет Александров. — Задача (нашей) беспилотной технологии — построить движение так, чтобы не оставалось никаких хвостов, на полях не было пропусков и перекрытий. Кроме того, Router обозначает места выгрузки (урожая из бункера комбайна), что облегчает логистику: заранее обозначает место выгрузки, отправляет координаты на мобильное приложение водителю «Камаза», который приезжает вовремя в указанное место. Таким образом, сокращается время уборки».
Олег Александров добавил, что Router связан с системой автовождения, которую в ГК «Ростсельмаш» называют уникальной. Эта система выполняет сразу несколько функций. Вождение в автоматическом режиме, машинное зрение, которое обеспечивает точность автовождения, обеспечивая остановку перед неожиданным препятствием, а также автоматическое опускание и поднятие жатки при въезде и выезде с поля. Такой функции на сегодня нет ни у кого, уверен Олег Александров. Также РСМ испытывает систему, которая автоматически управляет скоростью комбайна в зависимости от загрузки молотильно-сепарирующего устройства. Это отличает системы РСМ конкурентов. В следующем году будет опытно-промышленная партия, которую представители компании протестируют в хозяйствах.
Холодный душ от аграриев
Директор ООО «Ростагросервис» Олег Ной соглашается, что будущее южного АПК связано с беспилотными технологиями, однако их широкое применение в хозяйствах будет возможно не ранее, чем через пять лет. «Сейчас в большинстве хозяйств, особенно средних и малых, основу парка комбайнов, другой сельхозтехники (тракторы, самоходные опрыскиватели и т. д.) составляют отнюдь не новые машины, — отмечает эксперт. — Для их переоборудования, адаптации к беспилотным технологиям потребуются миллионы. Проще купить новый комбайн. Однако, если и старый хорошо работает, то аграрии не будут его менять».
По оценкам Олега Ноя, сегодня примерно 65-70% сельхозтехники в хозяйствах — это машины, срок которых от пяти лет и выше. Аграрии стараются экономить и не обновляют парк слишком часто. С другой стороны, отмечает эксперт, представленные беспилотные технологии, возможно, уникальны, но еще не идеальны. «На наш взгляд, технология на основе машинного зрения сама по себе допускает высокую погрешность, что не является критичным, например, при уборке зерна. Однако, при севе агрокультур или уборке овощей работы должны проводиться с максимальной точностью. На наш взгляд, такого эффекта можно добиться, объединив беспилотные технологии с другими «умными» решениями для АПК. Например, с системой точного позиционирования, которая сейчас активно внедряется в агропредприятиях Юга».
Опрошенные аграрии пока не верят в широкое применение беспилотных комбайнов. «Хороший комбайнер — это специалист высокого класса, который не просто рулит машиной, а контролирует весь процесс уборки, следит, чтобы все системы комбайна исправно работали, принимает самые разные решения, максимально сконцентрирован, чтобы и убрать без потерь, чтобы не останавливаться на ремонт, не допускать нештатных ситуаций. Потому и труд комбайнера ценится высоко, — говорит исполнительный директор АО «Зазерское» Дмитрий Шишкалов. — Комбайнер доверяет только своему зрению, а не машинному. С другой стороны, у нас зерноуборочные комбайны работают всего две недели и более 11 месяцев году — стоят. Оборудовать их дорогими устройствами — это потерять деньги. Потому что просто взять и переставить Agro Pilot с комбайна на опрыскиватель не получится: система при установке синхронизируется со всеми системами машины, иначе работать не будет. К тому же, беспилотную систему надо обслуживать, а специалисты-электронщики такого уровня — большой дефицит. Если беспилотник сломается в поле, то это простои и убытки. Так что, экономии от такого внедрения не будет».
По мнению Николая Попивненко, директора ООО «Аврора», есть два барьера на пути внедрения в АПК беспилотных технологий. Первый — стоимость такой техники. «Уже сейчас обычный российский комбайн нового поколения, но без системы автопилотирования, стоит 12-15 миллионов рублей. И такую цену далеко не каждый фермер готов платить, — говорит Попивненко. — К тому же, чем дороже и совершеннее машина, тем более требовательна она в обслуживании. Так что и сервис у беспилотной техники тоже будет дорогим. Фермеры, наоборот, стремятся максимально экономить и выжимают из своих старых машин весь ресурс. Потому довольно часто у нас в полях можно увидеть даже «Доны», которым по 10-15 лет. Второй барьер — дефицит кадров. У нас сегодня в стране слабая система подготовки даже обычных механизаторов, комбайнеров. Молодых хороших специалистов почти нет. А кто и как будет готовить операторов беспилотных машин, пока не ясно. Так что, в ближайшие десять лет беспилотные комбайны вряд ли станут частым явлением в хозяйствах Юга».