Подтопление Ростова-на-Дону 30 июня в результате сильнейшего ливня обернулось жертвами, и это требуют от местных властей все же заняться проблемой ливневой канализации — весьма дорогой проблемой.
Вечером в последний день июня за два часа выпала двухмесячная норма осадков. Балка, идущая через весь Ростов между улицами Большая Садовая и Пушкинская и пересекающая основные проспекты, была затоплена в считанные минуты. На проспекте Буденновский 14-летнюю девочку затянуло потоком воды под колеса машины — и даже очевидцам не удалось ее спасти. Еще 9 человек получили травмы и ушибы, удары током от оборвавшихся проводов ЛЭП. Четверо из них — госпитализированы. Всего в городе произошло 38 ДТП, повреждено 24 автомобиля, повалено 18 деревьев, 8 порывов ЛЭП, от электроснабжения было отключено 85 домов. СКЖД сообщило о задержке 9 пассажирских поездов из-за подтопления железнодорожной станции Первомайская. Как заявил на следующее утро глава администрации Ростова-на-
Защитой от подтоплений в результате сильных ливней в городе является ливневая канализация, которая включает открытые и закрытые системы водоотвода с наземными ливнепремниками и подземными соединительными коллекторами. В Ростове-на-Дону система ливневой канализации неполноценна и регулярно не справляется с ЧС.
«В Ростове
По словам начальника отдела эксплуатации дорог департамента автомобильных дорог и дорожного движения Ростова-на-Дону Михаила Меженевского, возникшая в городе ситуация связана с тем, что стихия обрушилась не планомерно на город, а на его отдельные районы. «Река Темерник принимает все сточные воды Ростова-на-Дону. Из-за интенсивных дождей уровень реки Темерник сильно поднялся, и трубы генерального коллектора, который собирает сточную воду в Темерник, закрылись из-за гидронапора, что снизило пропускную способность ливневых канализаций и уменьшило скорость воды», — объясняет специалист. Г-н Меженевский говорит, что нужно предусмотреть ограничение повышения уровня реки Темерник во время сильных дождей, чтобы трубы коллектора не закрывались. «Но это уже другая инженерная задача», — добавляет он.
По словам вице-президента Союза архитекторов России Юрия Трухачева, полноценной системы ливневой канализации в Ростове-на-Дону нет, хотя она абсолютно необходима в городе. «Это не роскошь, а необходимость. Нужно понимать, что ее ливневая канализация работает не только во время ЧС, она в принципе сохраняет качество дорог», — прокомментировал «Эксперту ЮГ» г-н Трухачев, добавив, что мы не знаем, в каком состоянии сейчас находится генеральный коллектор Ростова-на-Дону.
По данным источника в Росавтодоре, дорожники, которые также отвечают за строительство ливневой канализации, не закладывают ее в проекты, потому что это сложнейшая инженерная система, требующая больших вложений. Даже при длившейся два года капитальной реконструкции улицы Горького, в ходе которой перекладывали даже трамвайные рельсы, ливневая канализация в проект "не поместилась": она требует другого уровня бюджета. Эколог Александр Водяник оценивает необходимые Ростову вложения в систему ливневой канализации в 5 млрд рублей. По его словам, такие ЧС в регионе будут повторяться в связи с глобальными изменениями климата и возрастающими природными катаклизмами.
Сам глава города Сергей Горбань оценил работу ливневой канализации в ходе последнего инцедента как удовлетворительную. Однако глядя на фотографии с помятыми автомобилями, которые водный поток прямо в центре города свалил в груды, согласиться с этой оценкой трудно. А человеческая жертва сильно заострила проблему, которой более нельзя не заниматься.
Сейчас же планы по развитию ливневки в Ростове необычайно скромны. По данным городского департамента автомобильных дорог, в мегаполисе сегодня
«В Генеральном плане Ростова-на-Дону до 2025 года система ливневой канализации учтена, — сказал «Эксперту Юг» начальник отдела реализации Генерального плана департамента строительства и архитектуры Ростова-на-
По словам Михаила Меженевского, в городе, однако, ведутся работы по развитию системы ливневой канализации, которая заложена в Генплан города до 2025 года. «По мере поступления бюджетных средств мы работы по созданию новых километров ливневой канализации и установки коллекторов выполняем. В этом году закончится работа по строительству семи километров ливневой канализации на ул. Береговой и Ворошиловском мосту. Реконструкция улицы Станиславского также предусматривает ливневую канализацию и коллектор».